Урок по теме «Имя прилагательное»




Скачать 63.68 Kb.
НазваниеУрок по теме «Имя прилагательное»
Дата публикации08.03.2014
Размер63.68 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 7 класс
Цель: 1.Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
2.Развивать умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

обогащать словарный запас учащихся.
3.Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство гордости, патриотизма; создать

условия для проявления творческих способностей, самостоятельность и активность на

уроке.
Тип урока: Урок закрепления знаний, их систематизация и формирование умений и навыков.

^ Ход урока.

I.Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманья ваших умных глаз.

- Здравствуйте, ребята, садитесь, начинаем урок русского языка.
^ II. Вступительное слово учителя.

- Мы живем с вами в республике Татарстан. А какой город является столицей нашей республики?

- Правильно.

(слайд «Вид Казани»)

Казань старинный древний город, столицы республики Татарстан. Столица Татарстана имеет многовековую историю, которой уже более 1000 лет. Назван город в честь реки Казанки, на которой стоит город. Существует множество легенд, связанных с названием города. Одна из них гласит так. Об этом нам расскажет Ирек.

Ирек: В далекие, давние времена один юноша пошел к реке, чтобы набрать в золотой казан воды для одного богатого господина, у которого он прислуживал. Казан в переводе с татарского языка означает котел, юноша наклонился к воде, чтобы зачерпнуть воду в казан, но тут он увидел удивительной красоты девушку, казан выскользнул из рук молодого человека, после чего юноша закричал: «Казан! Казан!»

^ Так реку, в которой утонул котелок, назвали Казанкой, а город, в котором это произошло Казанью.

(слайд Казанки)

- Спасибо. Ребята, мы не зря начали урок с рассказа о Казани, мы продолжаем нашу лексическую тему «В мире прекрасного». Сегодняшний урок мы посвятим нашей столице. Казань одна из самых прекрасных городов.

- Да, Казань – столица Республики Татарстан – уникальный город с тысячелетней историей и древней культурой. Уникальность Казани, прежде всего в том, что он многонациональный город.

- В городе много достопримечательностей. (слайд)

- Многие здания и улицы Казани отреставрированы , они поражают нас своей красотой.

- Можно много говорить о нашей столице. Упоминали о ней и великие писатели, поэты , а простой народ слагал легенды о памятных местах столицы. Мы еще будем говорить о ней, при этом повторим изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Значит, наша сегодняшняя тема – это повторение темы «Имя прилагательное».
^ III. Повторение темы.

- А сейчас я прочитаю стихотворение Николая Лобачевского о Казани.
Царица рек в торжественном теченье

К далеким Каспия обширного водам.

Ты уклоняешься к Казани на свиданье

С сей древней матерью татарским городам!..

Ее со всех сторон, как друга, обнимаешь,

И трепетной струей приветствуешь луга,

И тихо с голубых рамен дары слагаешь

На оживленные Булака берега…
С Л О В А Р Н А Я Р А Б О Т А

Каспия – Каспийское море

Рамен –

Трепетный – дрожащий, колеблющий

Булака – название канала и части города Казани, Булак-река.
-О какой реке идет речь в этом стихотворении? (О Волге) (слайд «Волга»)

-Какие поэты еще воспевали эту реку? (Николай Алексеевич Некрасов «Песня о Волге», Языков Н.М., В.Батюшков, Вяземский пишут о Волге-реке).

- Почему поэт называет Волгу царицей рек?

(Потому что к ней впадает много рек, такие как: Кама, Ока, Свияга, Сура, Кострома и др. Волга, крупнейшая река в Европе – площадь бассейна 1360 тыс. кв. км. У реки Волга находится большой речной порт.) (слайд речной порт)

- Казанский речной порт – один из транспортных узлов Казани, обеспечивающий развлекательные, пассажирские, а также грузовые перевозки по рекам России.

- Также художники написали картины о Волге-реке.

Ученик: - «Свежий ветер. Волга» (слайд) – одна из наиболее ярких, праздничных картин И.Левитана. Он использовал яркие цвета. Свежий ветер надувает паруса корабля-красавца.

И.Левитан показал великую реку Волга.
-Еще раз сами прочитайте стихотворение, найдите имена прилагательные, употребленные в этом тексте. Определите их разряд.
В торжественном, к далеким, обширного, с древней, татарским, трепетной, с голубых.
-Прилагательных какого разряда здесь нет? (притяжательные)

-Приведите свои примеры.
^ IV.Проверка домашнего задания.

- Вы получили домашнее задание – подобрать стихи о прошлом и настоящем Казани, чтобы в них были прилагательные.(читают стихи, называют прилагательные)
^ V.Орфографическая работа.

- А сейчас вспомним о правописании н в суффиксах прилагательных. На доске записаны предложения.

Казань – многонациональный город и очень гостеприимный, основные коре…ые жители столицы – это люди татарской и русской национальности. Казанский вокзал – стари…ое здание из красного кирпича. (слайд Вокзал) На территории Кремля находится величестве…ая мечеть Кул Шариф. Мечеть Кул Шариф стала композицио…ым центром Кремля. (слайд Кул Шариф, Кремль)

- Как вы понимаете значение выражения композиционным центром Кремля?

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
- Итак, сделаем вывод. В каких случаях мы пишем –нн-, а в каких –н-?
Ф И З М И Н У Т К А

-Ребята, мы с вами сказали, что Казань – многонациональный город. Люди разных национальностей живут здесь дружно, уважают обычаи, изучают культуру других народов. И мы с вами на уроках , на внеклассных мероприятиях знакомимся песнями, танцами разных национальностей и с охотой исполняем их.

- Давайте споем с вами русскую народную песню и заодно отдохнем.(поют песню «Калинка» и играют на народных инструментах).

- продолжаем урок и вспомним с вами орфограмму «Слитное и раздельное написание не с прилагательными».
- Расскажите о написании не с прилагательными.

- Восстановите 7 «разбившихся прилагательных». Составьте с ними словосочетания.

Не веселый (грустный) Не брежный

Не вежливый (грубый) Не жный

Не известный (мало знакомый) Не взрачный

Не верный (ошибочный)

-Почему не с прилагательными написали слитно?

-Закончите предложения так, чтобы было противопоставление.

1. В городе улицы не узкие, а …(широкие).

2. В Казани дома не низкие, а … (высокие).

3. В Казани здания не деревянные , а … (кирпичные)

4. Река Волга не мелкая , а …(глубокая).
- Как пишется в этих предложениях не с прилагательными? Почему?
VI. Итог урока.

- Ребята, мы повторили об именах прилагательных. Думали, отвечали, одним словом, работали. Может быть, все зря? Может быть, и без прилагательных можно легко обойтись? (нет)

- Почему? (Потому что имена прилагательные делают текст понятнее, красивее, полнее, ярче, красочнее).

- А сейчас я прочитаю вам текст.

^ Ноябрь - …месяц осени.

Ветви деревьев потемнели, нахмурились. Побурел и высох … лист.

Трепещут на липах … крылышки-прицветники. … сережки орешника уже набухли – ждут … весны. … ягоды красуются на … деревьях рябины, … боярышника и … барбариса.

Красива природа на исходе осени! Все чаще и чаще плывут … , … облака. … морозец хранит … одеяние земли.
Слова для справок: последний, безлиственных, длинные, серые, кислого, палый, ранней, темно-фиолетовые, ярко-красные, сладкого, низкие, белое, легкое.
-Каких слов не хватает в этом тексте? Подберите подходящие прилагательные, постарайтесь восстановить текс.

^ Ноябрь – последний месяц осени.

Ветви деревьев потемнели, нахмурились. Побурел и высох палый лист.

Трепещут на липах длинные крылышки-прицветники. Темно-фиолетовые сережки орешника уже набухли – ждут ранней весны. Ярко-красные ягоды красуются на безлиственных деревьях рябины, сладкого боярышника и кислого барбариса.

Красива природа на исходе осени! Все чаще и чаще плывут низкие , серые облака. Легкий морозец хранит белое одеяние земли.
- Сделайте вывод. Какой текст не только понятнее, но и интереснее?

- Для чего же нужны прилагательные в нашей речи? Что произошло бы, если бы вдруг все прилагательные исчезли?

- Давайте будем употреблять прилагательные в нашей речи, но будем употреблять правильно.
- Поднялись вы сегодня на ступеньку выше? (да)

- Желаю вам дальнейших успехов. Спасибо вам всем за активное участие.

ОЦЕНКИ.

VII. Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение о Казани, используя прилагательные.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»
Название работы: Урок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»

Урок по теме «Имя прилагательное» iconДокладывают о готовности к уроку. 1в: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». 2в
Учитель: Сегодня мы с вами закрепили наши знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд №1 тема урока ) Посмотрим, над чем надо ещё...

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок по теме «Имя прилагательное» iconЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное,...

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 4 -ом классе Тема : Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Литература : я познаю мир: Дет энцикл Русский язык/ Авт сост. В. В. Волина- м.: Ооо фирма Издательствоаст, 1998г

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок по русскому языку: «Имя прилагательное»

Урок по теме «Имя прилагательное» iconУрок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»
Используемые методы: методы эмоционального стимулирования, беседа, сочетание словесных и наглядных методов, репродуктивные методы,...

Урок по теме «Имя прилагательное» iconПрезентация. Текст о феврале
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное”. Закрепление изученных орфограмм



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница