Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна




Скачать 84.21 Kb.
НазваниеСамостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна
Дата публикации06.03.2014
Размер84.21 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Самостоятельная речевая деятельность дошкольников.

Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей ДОУ.
Кондрыкинская Любовь Анатольевна,

к.п.н., доцент
Для успешного решения задач самостоятельной художественно-речевой деятельности воспитателю необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями (сказками, рассказами, стихотворениями), их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

Самостоятельная речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых упражнений, проявляется в словесном творчестве.

Решающее значение в её формировании имеет отношение воспитателя, которое выражается в сочетании прямых и косвенных методов воздействия на деятельность детей в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Задача педагога - помочь детям перевести в самостоятельную деятельность речевые умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности по художественному слову, рассказыванию.

В дошкольном образовательном учреждении во всех возрастных группах выделяются места для организации самостоятельной речевой деятельности - книжный уголок. Это полочка-витрина и стол, где дети могут рассматривать книги и иллюстрации, обмениваются впечатлениями о просмотренном. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит от возраста детей и тех задач, которые решаются в данный период времени в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях « Коммуникация», « Познание» и других областях, связанных с познанием окружающего мира. Это может быть:

1. Наглядные материалы:

  • детская художественная литература (сказки, произведения писателей и т. д.) в соответствии с программой воспитания детей, по которой работает ДОУ;

  • иллюстрации, репродукции картин, открытки. Дети их рассматривают вместе с воспитателем, уточняя, закрепляя знания, полученные ими по ознакомлению с явлениями общественной жизни, художественному слову;

  • картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним;

  • книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.

2. Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания.

  • Набор диафильмов, кассет сказок.

  • Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.

  • Грамзаписи литературных произведений, сказок для самостоятельного прослушивания.

  • Ширмы и различные театры (плоскостной, пальчиковый и т.д.).


От того, как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия с учётом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определённую атмосферу в группе, во многом зависит проявление у детей и самостоятельной речевой деятельности. Формирование самостоятельной речевой деятельности определяют умения и навыки рассказывания, пересказывания, которые формируются у детей в непосредственно образовательной деятельности.

Детей младшего дошкольного возраста педагог знакомит с произведениями устного народного творчества - потешками, прибаутками, с русскими народными сказками. Идёт процесс интенсивного развития всех сторон речи детей. Ребёнок способен воспринимать связный рассказ, понять содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом, с несколькими персонажами, рассматривать картинки и книги. К концу 4-го года жизни дети могут составить простейший рассказ, пересказать знакомый текст сказки, повторить прослушанное несколько раз короткое стихотворение. Велика здесь роль воспитателя, который постепенно формирует у детей интерес к речевой деятельности.
^ Приемы формирования самостоятельной речевой деятельности младших дошкольников:


  1. Обращение к хорошо усвоенному литературному материалу, с которым знакомили детей на занятиях по художественному слову. В книжном уголке на полочке-витрине воспитатель выставляет знакомые детям книги-сказки: « Курочка-ряба», «Репка», «Теремок» и пр., привлекает к ним внимание детей, побуждая их рассмотреть иллюстрации, вспомнить интересные эпизоды, напеть знакомые песенки.

  2. Внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок (лиса, медведь, зайчик и т.п.).

  3. Использование фигурок плоскостного театра для инсценирования знакомых потешек, сказок.

  4. Создание специальной ситуации, использование подсказа, показа способа действия с материалом.

Воспитатель обыгрывает на фланелеграфе отдельные эпизоды из знакомых сказок, использует разные литературные персонажи, с помощью которых активизирует речевую активность детей. Предлагает вспомнить, из какой сказки персонажи, какие действия, взаимоотношения героев характерны для данной сказки. Дети выкладыают на фланелеграфе силуэты предметов, передавая содержание знакомых сказок, песенок, потешек («Три медведя», «Маша и медведь», «Курочка ряба» и т.д.).

^ Дети пятого года жизни уже знакомы с произведениями малых форм фольклора: запоминают некоторые потешки, прибаутки, выразительно их читают. Они узнают новые сказки, учит их пересказывать. Совершенствуется речь детей: она становится более полной по содержанию, грамматической правильности, активно накапливается словарь. Воспитатель учит ребят пересказывать литературные тексты, передавая характерные особенности, интонации действующих лиц, драматизировать литературные произведения. При знакомстве с художественной литературой дети выражают собственное отношение к содержанию. Они высказывают суждения о персонажах, их поступках, нравственных качествах. При обучении выразительному чтению они отдают предпочтение любимым стихам, самостоятельно читают их, передавая своё отношение к прочитанному интонацией Дети самостоятельно выбирают тему для рассказывания, оценивают рассказ своих товарищей

В выборе приёмов активизации речевой деятельности детей необходимо учитывать их склонность к подражательности, которая может стать толчком к последующим самостоятельным действиям. При руководстве самостоятельной речевой деятельностью детей важно учитывать, что речевые навыки пятилетнего ребёнка ещё не полностью сформированы, не очень совершенствованы.

^ Приёмы формирования самостоятельной ревой деятельности детей средней группы:

  1. Эпизодическая смена материала в книжном уголке. Новые книги, прочитанные детям, вызывают желание рассмотреть, обсудить содержание, по-своему истолковать смысл иллюстраций. Узнавая знакомое содержание, дополнить высказывания друг друга.

  2. Обращение к знакомому репертуару. Например, после чтения сказки « Волк и семеро козлят» - внести её в книжный уголок. Дети могут ещё раз детально рассмотреть иллюстрации, рассказать, спеть песенку, а затем инсценировать, используя разные театры (плоскостной, пальчиковый и др.). Знакомое содержание литературного произведения, не требующее усвоения, создаёт возможность свободного применения навыков исполнения рассказа, драматизации, выразительного чтения.

  3. Игровые приёмы, соучастие воспитателя в деятельности. Например, после разучивания потешки « Кисонька-Мурысенька» можно внести в книжный уголок тапочку Кисоньки, корзиночку с «пряничками».Воспитатель предлагает кому-либо из детей примерить тапочку, а затем обращается к ребёнку словами: «Кисонька-мурысенька, ты где была?»- « На мельнице» - включается ребёнок в игру. Это побуждает и других детей принять участие в диалоге с Кисонькой. Чтение по ролям переходит в театрализованную игру. Такие игры можно проводить с использованием потешек «Курочка- рябушечка, куда пошла?», А. Барто « Кто как кричит» и пр.

  4. Использование фланелеграфа. Познакомив детей с произведением (например, рассказом К.Чуковского» Цыплёнок» и иллюстрациями Е. Чарушина), воспитатель показывает им, как можно раскладывать фигурки персонажей на фланелеграфе, затем дети самостоятельно размещают фигурки персонажей знакомых произведений, рассматривают их, вспоминают содержание, рассказывают.

  5. Внесение воспитателем в игровой уголок атрибутов для игры по литературному сюжету способствует возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры детей. Так, после чтения сказки К. Чуковского «Айболит» и рассматривания иллюстраций можно внести соответствующие атрибуты.

  6. Внесение образной, объёмной игрушки, плоскостных фигур сказочных персонажей подсказывает детям тему для игры, побуждает их к театрализованным играм.

  7. Внесение красочных книг: книги-игрушки, малышки, ширмы. Рассматривая их, ребята обмениваются впечатлениями и налагают текст по иллюстрациям.


Дети старшего возраста проявляют интерес к произведениям художественной литературы. Они знакомятся с новыми сказками, произведениями писателей, разучивают стихотворения. Продолжается работа по знакомству детей с устным народным творчеством. В непосредственно образовательной деятельности и вне её ребята разучивают потешки, скороговорки, загадывают загадки. Читая наизусть, загадывая загадку, дети совершенствуют навыки чтения, образность речи. Рассматривая иллюстрации в книжном уголке, они делятся с товарищами своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на иллюстрации эпизоде, вспоминают содержание знакомых произведений, сказок.

Навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности, помогают в речевой деятельности. Так, если на занятии дошкольники, овладевая техникой выразительного чтения, читали скороговорки, пословицы, потешки, короткие перевёртыши, то вне занятий они непременно используют их в игре. Одни просто из удовольствия, другие из желания продемонстрировать товарищам, как у них ловко получается, третьи - в попытке произносить также хорошо, как это делают их товарищи.

У детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в художественно-словесном творчестве, театрализованных играх. Решающее значение в формировании самостоятельной речевой деятельности имеет позиция педагога, выражающаяся в сочетании прямых методов обучения в непосредственно образовательной деятельности и время. Задача воспитателя – помочь детям перенести в самостоятельную деятельность те речевые умения и навыки, которые они получили в непосредственно образовательной деятельности.
^ Приёмы формирования самостоятельной речевой деятельности старших дошкольников:


  1. Обращение к хорошо усвоенному материалу. С этой целью в книжный уголок вносятся прочитанные детям произведения.

  2. Внесение в книжный уголок новых книг, например, с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева и др. Они привлекают внимание детей. Ребята обмениваются впечатлениями об увиденном, вспоминают эпизоды из известных, знакомых им произведений, пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.

  3. Слушание в грамзаписи музыкально-литературной инсценировки по знакомой сказке. Здесь закрепляются с детьми сказочные обороты, выражения, сравнения, запоминаются песни, интонации персонажей, которые ребята стараются затем воспроизвести при пересказе, драматизации.

  4. Создание воспитателем ситуаций, способствующих развитию самостоятельной речевой деятельности детей. На прогулке, при наблюдении за явлениями природы, воспитатель обращает внимание на берёзу, искрящуюся под лучами солнца, читает строчки из стихотворения С. Есенина « Берёза». Дети подключаются, получается коллективная декламация.

  5. Воспитатель целенаправленно направляет самостоятельную речевую деятельность. С этой целью предлагает им играть в загадки, в настольный театр, обращая внимание на фигурки сказочных персонажей.

  6. Самостоятельное изготовление детьми персонажей знакомой сказки для фланелеграфа, теневого театра и т.п.

  7. Проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны сказать его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать. О чём в ней говорится, отгадать загадку и прочитать стихотворение на эту же тему.

  8. Проведение разнообразных игровых упражнений:

  • придумай загадку о животном;

  • придумай слово, чтобы оно звучало одинаково с заданным словом, а по значению было другим;

  1. Творческие речевые задания:

    • придумай конец знакомой сказки;

    • продолжи сказку дальше, но с новым вариантом;

    • придумай сказку по названному герою;

    • придумай сказку по предложенным персонажам;

    • сочини сказку по рисункам, по опорным словам.

  2. Внесение в игровой уголок настольно-печатных игр литературного содержания: « Домики- сказки», « Узнай сказку по одной картинке», «Волшебный кубик».

  3. Внесение в группу элементов костюмов, декораций, сказочных атрибутов: «сказочный сундучок», в котором можно найти шапочку петушка, короб Машеньки., клубочек, шарик и др. Всё это развивает детскую фантазию, стимулирует воображение и интерес к сочинительству, развивает речь детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconКонсультация для воспитателей
«Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях доу»

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconКонсультация для воспитателей
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения фгт в образовательный...

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconПрактическое пособие для воспитателей и методистов доу
В методическом пособии представлены интегрированные занятия для детей 6-7 лет на основе программы «Детство». Дано поквартальное перспективное...

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconОтчет работы школьного методического объединения воспитателей кс(К)оу...
В методическое объединение воспитателей школы входят 8 воспитателей: Горбунова С. Н., Новикова Л. Н., Огинова Т. В., Федорова А....

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconСценарий проведение открытого мероприятия на Городском методическом...
На стене совместные работы детей и родителей с изображениями шляп. Мини-музей аксессуаров и изделий для девочек и мальчиков. Выставка...

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconКонсультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей,...
Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconМетодическая работа Семинар в детском саду (доу)
Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconКонсультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей...

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна icon«русские народные игры дошкольникам» Консультация для воспитателей
Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками....

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей доу. Кондрыкинская Любовь Анатольевна iconПрограмма-пособие для воспитателей доу и учителей начальной школы....
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница