Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»




Скачать 100.42 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»
Дата публикации04.03.2014
Размер100.42 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 9 классе

на тему: «Обычное - женское – счастье мое!»

(по жизни и творчеству М.Цветаевой)
учителя русского языка и литературы Боевой Татьяны Ивановны
Цели:

  1. познакомить учащихся с историей любви Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой;

  2. развивать память, логическое мышление, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения;

  3. воспитывать интерес к жизни и творчеству М.Цветаевой.


Оборудование:


  1. иллюстрации к уроку;

  2. музыкальное оформление урока;

  3. аудиозапись стихотворения;

  4. фотографии;

  5. сигнальные карточки;

  6. стихотворения М.Цветаевой.


Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, ребята, что прежде всего необходимо человеку для счастья? Для ответа используйте сигнальные карточки.

(Ответы уч – ся)

Объясните свой ответ.

(Ответы уч – ся).

^ Звучит музыка.

Человек ждет любви, надеется на то, что у него она будет самой – самой... Но, к сожалению, порой любовь имеет печальный конец.

Сколько прекрасных и одновременно трагических историй о любви известно всему миру:

Ромео и Джульетта

Гамлет и Офелия

Пушкин и Натали

Онегин и Татьяна Ларина...

Эти пары можно перечислять бесконечно. Ведь всегда во все времена были, есть и будут люди, любящие по – настоящему.

И сегодня, ребята, мы узнаем историю еще одной великой любви, познакомимся с любовной лирикой великого русского поэта Серебряного века Марины Ивановны Цветаевой.

На доске вы видите строку из одного ее стихотворения: «Обычное женское счастье мое». Эта строка и послужит темой нашего урока. Сегодня нам предстоит выяснить, что вкладывала Марина Ивановна в понятие «женское счастье» и как она представляла себе любовь.

Откройте тетради и запишите тему урока.

(Запись в тетрадь).

Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим, намекающим «знакам судьбы». Она вообще обладала даром предвидения, предчувствия.

Как вы думаете, что символизирует в жизни и поэзии Цветаевой кисть рябины? (На доске изображение рябины).

(Ответы учащихся).

Да, рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, она стала символом судьбы Марины Цветаевой и символом любви, пылающей, яркой, но тоже горькой.

Проверка домашнего задания.

Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что любовь каждого человека необходимо рассматривать в контексте всей его жизни. Я предлагаю вам вспомнить биографию поэта. Дома вы должны были составить родословное древо семьи М.Цветаевой.

(Собрать у учащихся работы).

(Один ученик выходит к доске и рассказывает по древу биографию поэта).

(После ответа учитель демонстрирует семейные фотографии Цветаевых).

Как вы думаете, ребята, могла ли мечтать Марина Ивановна о таком же женском счастье, какое было у ее матери?

(Ответы учащихся).

Марина начала писать стихи с 6 лет, и уже тогда мать была поражена: девочка пыталась писать о любви. И потом тема любви будет основополагающей темой всего творчества поэта. Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее – вне жизни.

Так уж сложилось, что любовных увлечений у Марины Ивановны – «топлива» для творческого костра, которое, сгорев, рассеивалось навсегда, - было немало, но любовь, сильная, страстная, всепоглощающая была одна до конца дней.

^ Звучит музыка.

История ее любви – любви, как писали в старинных романах, с первого взгляда – хорошо известна по ее очерку о М.Волошине «Живое о живом», письмам, стихам; о ней рассказано в воспоминаниях ее дочери Ариадны, а также в мемуарах ее сестры Анастасии Ивановны Цветаевой.

Итак, Марина гостила тогда в крымском доме М.Волошина – в Коктебеле.

Однажды, прогуливаясь в одиночестве по пляжу, раскинувшемуся перед каменной, сложенной из сердоликов стенкой, Марина забавлялась тем, что собирала в песке разноцветные блестящие камешки. Позади нее, у края бежавшей вдоль моря дорожки, молодой человек, сидя на скамейке, любовался горизонтом. У него были светло – голубые, отливавшие серым глаза, бледное, исхудалое, почти болезненное лицо. Внезапно юноша предложил Марине помощь в поисках. Звук его голоса пронзил ее в самое сердце. Времени на размышления не потребовалось: девушка сразу поняла, что от такого любезного предложения не отказываются. И в то же время, охваченная безумным суеверием, решила: «Если этот незнакомец принесет мне камень, о котором я мечтаю, я выйду за него замуж». Молодой человек встал, спустился на пляж, принялся искать редкостный камешек и вскоре – торжествующий – подошел к Марине, держа в руке «генуэзскую сердоликовую бусу». Завороженная сверхъестественной точностью предсказания – предчувствия, Марина признала себя побежденной.

Приехав в Коктебель по приглашению матери Волошина, Анастасия встретила там преображенную счастьем Марину. Ей был представлен избранник: Сергей Эфрон. Юноше оказалось 17 лет, он еще не закончил гимназии, а в Крым приехал, чтобы лечить начинающийся туберкулез.

(^ Учитель демонстрирует фотографии).

Свадьба Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном была отпразднована в очень узком кругу 27 января 1912 года.

Любовь к Сергею Эфрону была пылкой, романтической.

«Сережу я люблю бесконечно и навеки, - писала Марина в одном из писем того времени. - ...Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренно... Он блестяще одарен, умен, благороден... Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. Встретились мы с ним, когда ему было 17, а мне 18 лет. За три – или почти три года совместной жизни – ни одной тени сомнения друг в друге. Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не переменилась, - люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет.

Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо...»

Если сказать, что Марина Ивановна любила Эфрона, - это значит почти ничего не сказать: она его боготворила.

Послушайте стихотворение «Писала я на аспидной доске».

(Звучит аудиозапись).

Анализ стихотворения «Писала я на аспидной доске».

  1. Какой изображена любовь в данном стихотворении?

  2. Найдите в тексте слова, а точнее слово, которое является главным доказательством любви лирической героини. (любим).

  3. Как вы думаете, почему героиня повторяет это слово много раз?

  4. Каким изобразительно – выразительным средством выражена эта строка? Поднимите сигнальную карточку. (экспрессивный повтор)

  5. Но мы не видим здесь обожествления человека как такового. А вот полное преклонение перед любимым сохранилось в черновых вариантах второй строфы, их более 40. Послушайте один из них:

Чем только не писала – и на чем.

И под конец – чтоб стало всем известно!

Что ты мне бог, и хлеб, и свет, и дом! –

Расписывалась - радугой небесной.

  1. Чем является любимый для лирической героини? (бог, хлеб, свет, дом)

  2. Бог, хлеб, свет, дом. Что это за категории? (Это самое ценное в жизни человека. Это то, чем он живет физически и духовно)

  3. Записать в тетрадь характеристику любви по данному стихотворению.


В любовной поэзии Цветаева лирическую героиню проводит через все состояния: ожидание любви, порывы страсти нежной, разочарование, ревность, горечь разлуки.

И в то же время любовь у поэта может быть невысказанной, как в стихотворении «Мне нравится», но от этого она не перестает быть любовью. На примере данного стихотворения мы можем наблюдать еще и удивительную музыкальность любовной лирики Цветаевой. На стихотворение Цветаевой была написана музыка композитора М.Таривердиева. Давайте послушаем в исполнении Насти, получившуюся песню.

Звучит песня «Мне нравится».

Анализ стихотворения «Мне нравится».

  1. Ребята, на чем основано это стихотворение? (на отрицании)

  2. На отрицании чего? (признаков любви)

  3. Если мы уберем все не, то что получится ? (картина, изображающая влюбленного человека. Влюбленного человека, каким его представляет Цветаева).

  4. Чем считает Цветаева любовь в данном стихотворении, с чем сравнивает ее? (болезнью).

5) Обратите внимание на последние два стиха. Какой смысл в стихотворение добавляют эти строчки? (лирической героине хочется заболеть любовью).

6) Каким выразительным средством представлено слово, вносящее этот смысл? (частица). Поднять сигнальную карточку.

  1. Продолжить в тетради перечень характеристик любви.


Любовь у Марины Цветаевой противоречива. Она может быть разной: тихой и трепетной, безоглядной и стихийной. И даже рабской и покорной, как в следующем стихотворении.

Офицер гуляет с саблей,

А студент гуляет с книжкой.

Служим каждому мальчишке –

Наше дело бабье, рабье.
^ Анализ стихотворения «Офицер гуляет с саблей».

  1. Как можно охарактеризовать лирическую героиню ? (В этих строчках Цветаева непроизвольно определила место женщины возле мужчины. Офицер ли он с саблей или мальчишка с книжкой, любящая женщина превращается в покорную рабыню, но даже скорее не мужчины, а своей собственной любви к нему.


Но как антитеза данному стихотворению звучит стихотворение «Я тебя отвоюю».

^ Ученица читает стихотворение «Я тебя отвоюю».

Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю».

  1. Какой нам представлена лирическая героиня?

  2. Почему это стихотворение противоположно по смыслу стихотворению «Офицер гуляет с саблей»? (Потому что в 1 стихотворении лирическая героиня считает себя рабыней мужчины, она безвольна, сравнивает себя с рыбой. А в данном стихотворении героиня представлена нам скорее госпожой. Она готова воевать за любимого. Она распоряжается его судьбой: «Ты не будешь ничей жених». Но даже и в этом стихотворении Цветаева подчеркивает свою преданность и покорность мужчине. Найдите док – во моим словам).


Это стихотворение, написанное в 1916г. Стало своего рода пророческим. М.Цветаевой, действительно, пришлось в жизни воевать за свою любовь.

В 1914г. медкомиссия находит Сергея негодным к строевой службе. Он поступает в юнкерское училище. Белая армия...

В 1917г. Эфрон эмигрировал.

В красной Москве она, жена белого офицера, все эти долгие три с половиной года, когда не было никаких вестей от мужа, чувствовала себя отщепенкой. Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью. «Я вся закутана в печаль, - писала она. – Я живу печалью».

^ Ученица читает стихотворение «Вчера еще в глаза глядел».

Анализ стихотворения «Вчера еще в глаза глядел».

  1. Какая любовь нам показана в этом стихотворении?

Записать в тетрадь.

  1. Какой нам представляется лирическая героиня?

  2. Как вы думаете, за что она обижена на своего любимого? Что могло бы сделать ее счастливой?

  3. Ребята, какие выразительные средства вы обнаружили в стихотворении?

Ученики поднимают сигнальные карточки.

  1. Обратите внимание на 4 строфу. Как бы вы объяснили первые два стиха в строфе, если учесть, что стихотворение написано 14 июня 1920г.?


Постоянная тревога за мужа усугублялась более чем бедственным положением жизни. Одна, с двумя детьми на руках, Марина билась из последних сил, стараясь прокормить себя и детей. Она существовала, едва сводя концы с концами, продавая последние драгоценности, выстаивая часами в очередях за продуктами, ее единственное платье превратилось в лохмотья. Целыми днями она мела, скребла, стирала. А как только выпадала минутка отдыха, она записывала свои стихи в тетрадку, чтобы убедить себя: это все еще она, та самая Марина Цветаева, которая когда – то мечтала стать великим поэтом. Уходя на работу, Марина была счастлива обрести свободу от домашних проблем хоть не надолго, но находилась при этом в постоянной тревоге. Конечно, Ариадна выглядела достаточно крепкой, пусть и худенькой, и бледненькой, но вот маленькая Ирина безнадежно отставала и в физическом, и даже в умственном развитии. Все время какая – то полусонная или погруженная в себя, девочка не умела говорить. Марина просто не могла видеть, как Ирина чуть ли не умирает с голоду и чахнет день ото дня.

Посоветовавшись с друзьями, она отдает малышку в детский приют в Кунцеве, неподалеку от Москвы. Вообще – то никому в этом не признаваясь, она испытала облегчение, оставшись вдвоем со своей дорогой Ариадной.

Когда Марина была недовольна каким – то своим стихотворением, она засовывала его в дальний ящик, чтобы поскорее забыть о нем. Вот и Ирину она засунула в такой ящик – в кунцевский приют. Ей было достаточно Ариадны. Маленькая Ирина в начале февраля 1920г. умерла в приюте от истощения. После этого Марина сказала старшей дочери: «Пойми, я спасла из двух – тебя, двух не смогла. Тебя выбрала... Ты выжила за счет Ирины».

Отсутствие вестей от мужа становилось невыносимым.

В 1919 – 1920гг. от прежней Марины остались золотистые русые волосы и зеленые глаза. Появились морщины, землисто – смуглый цвет лица и одутловатость, так как из еды была только мерзлая картошка. Носила юнкерский ремень и офицерскую сумку, снять которую сочла бы изменой. В это время она создает сборник стихов под названием «Лебединый стан», посвященный Белой Армии.

И вот свершилось. 1 июля 1921г. после трех с половиной лет неизвестности находится Сергей Эфрон.

^ Жив и здоров!

Громче громов –

Как топором –

Радость!

Как сложилась дальше судьба М.Цветаевой?

Ответы уч – ся.

(Марина вместе с Ариадной уезжают к Сергею за границу. (фото) Марина тогда еще не знала, что проведет в эмиграции 17 лет. 17 лет голода, нищеты, унижения и абсолютной безвестности, как поэта. Но все на свете она готова была положить на алтарь любви. Лишь бы быть рядом с мужем.

И только в 1939г. она возвращается на Родину вслед за мужем и дочерью. И тут ее настигает последний и сокрушительный удар. В 1939г. арестованы Сергей и Ариадна. Тогда она видела их в последний раз. В 1941г. расстрелян Сергей Эфрон. Огонь ее души погас окончательно. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. 31 августа 1941г. в Елабуге ее не стало. В маленьком деревенском домике повесилась М.И.Цветаева.

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками.

Рябина!

Судьбина

Русская.

Марина Цветаева умерла, но нам осталось ее великое наследие – ее стихи.

Итог урока.

Что же Марина Цветаева понимала под обычным женским счастьем?

Ответы уч – ся.

Домашнее задание: выучить стихотворение о Родине М.Цветаевой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок по основам православной культуры в 6 классе на тему: «Семья и семейные ценности»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. Но прежде,- сказало счастье,- я исполню по одному желанию каждого...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы»
Урок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы» (по сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы»), 17 мая 2012 года

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconКак ослик счастье искал
Ведущая: Жил на свете любопытный ослик. Звучит музыка, выходит ослик, пританцовывает. Однажды он услышал чей-то голос: голос «Счастье...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconЖенское лицо войны. Интегрированный урок литературы и истории. 11 класс
Показать, какова была роль женщины на фронте в годы вов; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

Урок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!» iconУрок русской литературы в 9 классе Тема урока: «А счастье было так...
Цели: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница