Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель




Скачать 141.34 Kb.
НазваниеПрограмма индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель
Дата публикации25.02.2014
Размер141.34 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
Мещовский район с. Подкопаево

Муниципальное образовательное учреждение

«Подкопаевская основная общеобразовательная школа»




Программа индивидуальных занятий
«Обучение выразительному чтению»

Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 35
Учитель: Шумилкина Татьяна Константиновна (высшая квалификационная категория)



  1. Пояснительная записка.

Программа индивидуального занятия «Обучение выразительному чтению» разработана на основе пособия по обучению выразительному чтению Буяльского Б.А. «Искусство выразительного чтения». М. «Просвещение». 1986. На индивидуальное занятие выделен 1 час школьного компонента учебного плана МОУ «Подкопаевская основная общеобразовательная школа» в 5 классе (всего 35 часов). Данное занятие входит в программу работы с одаренными детьми МОУ «Подкопаевская основная общеобразовательная школа». Обучение выразительному чтению основано на индивидуальном подходе и имеет целью реализовать творческие способности каждого обучающегося.

Произведения для работы над выразительным чтением подобраны с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания детей. В основном это стихотворения о Родине, родной природе, о родном крае. Особое место занимают стихотворения о Великой Отечественной войне. Эти темы распределены по всему курсу обучения.

Занятия имеют практическую направленность. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, концертах (публичные выступления). Таким образом формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус обучающихся.

Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.

Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается также как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве выразительного чтения опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).

Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.

Обучение выразительному чтению предусматривает развитие художественного воображения. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.

Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти.

При обучении выразительному чтению учитываются реальные возможности учеников, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, пристрастия, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.

Работа по выразительному чтению базируется на принципе искренности переживаний. Необходимо создавать на уроке выразительного чтения такую атмосферу, которая позволила бы детям ощутить, почувствовать автора, поэта. В структуре урока должно быть предусмотрено время для мастерского исполнения текста учителем, интересного рассказа о поэте и обстоятельствах, при которых создавалось произведение. Непосредственное обсуждение текста обучающимися пробуждает детское воображение, способное вызвать соответствующие чувства.

Занятия выразительным чтением способствуют привитию и укреплению навыка самообладания. Для этого на занятиях создается атмосфера непринужденности, доброжелательности, искренности, дружбы, простоты взаимоотношений.

В процессе обучения выразительному чтению формируется дикционная чистота, четкость, разборчивость речи, а также соблюдение орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения, что является составляющими компонентами коммуникативной компетентности. Кроме перечисленных компонентов правильной речи формируется также правильное (поставленное) дыхание и хороший (поставленный) голос.

^ Логика чтения: обучение расчленению текста на части, осуществление логических ударений в пределах этой части, изменение темпа произнесения речевых кусков. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также степени их завершенности.



Друзей||то и дело менять||не годится
Понятие логического ударения также должно быть понятно учащимся, но не следует перегружать речь логическими ударениями. Анализ текста в этом случае должен сопровождаться примером выразительного чтения учителем или прослушивания аудиозаписей профессионального исполнения. Таким же образом осуществляется работа по изучению темпа речи. Темп чтения зависит от жанра произведения, от характера описываемых событий. Особое внимание уделяется работе по предотвращению «суетливости» в исполнении.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы. Она определяется в большей мере постановкой знаков препинания.

Задача исполнителя состоит в том, чтобы верно отразить смысл каждой поэтической фразы. Поэтому необходимо учить детей вдумываться в смысл последующих фраз, устанавливать их взаимосвязь.

Речь исполнителя должна быть эмоционально-образной, а для этого нужно точно представлять себе, о чем идет речь в произносимом тексте. Текст должен быть понятен обучающемуся, интересен и осмыслен им. Комментарии учителя в этом случае могут быть самыми разнообразными, но главными из них являются рассказ о поэте и его произведении и беседа на восприятие текста обучающимися.

В деле развития художественного воображения исполнителя можно опираться на образ адресата. Это лирический адресат (тот, кому посвящено произведение) или слушатель. Выбор нужного для чтеца адресата поможет эмоциональному, более осмысленному исполнению текста.

В процессе обучения выразительному чтению прорабатываются также ритм и рифма стиха.

Большое внимание следует уделить психологической паузе, начальной и финальной паузам. Психилогическая пауза служит для особого выделения фрагмента фразы, слова, привлечения к нему внимания слушателя. Такая пауза на письме обозначается троеточием. Чтец может применить психологическую паузу и при отсутствии троеточия.

^ Начальная пауза подготовляет чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию. Чтец приводит себя в то состояние, которое требуется для исполнения первых фраз, первых слов. Это состояние будет запечатлено в выражении его лица, позе.

^ Финальная пауза означает отсутствие скомканного конца. После произнесения последней фразы чтец еще некоторое время находится в том же эмоциональном состоянии, что выражается в его позе и выражении лица.
Объем теоретических сведений и практических навыков, которыми должны овладеть обучающиеся для формирования компетенций исполнителя художественного текста.

^ Теоретические сведения

  1. П о т е х н и к е р е ч и. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.

  2. П о л о г и к е ч т е н и я. Логические паузы, их длительность и характер (качество). Логические ударения. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.

  3. П о э м о ц и о н а л ь н о – о б р а з н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и . Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы.


Практические навыки.

  1. П о т е х н и к е р е ч и. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для пополнения запаса воздуха. Читать четко, внятно, соблюдая нормы орфоэпии.

  2. П о л о г и к е ч т е н и я. Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

  3. П о э м о ц и о н а л ь н о – о б р а з н о й в ы р а з и т е л ь н о с т и. Развивать умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении. Соблюдать паузы психологические, начальные, финальные.



  1. ^ Учебный план.

Вводный урок. Составляющие выразительного чтения. 1 час.

Поэзия русских пословиц.

Ритм и рифма. Логические паузы и логические ударения.

^ Детский фольклор. 3 часа.

Ритм и рифма детских считалок. Исполнение перевертышей. Колыбельные песни.

Русские народные сказки. 2 часа.

Особенности исполнения различных сказок. «Колобок» и «Царевна-лягушка».

^ Чтение былин. 1 час.

Особенности исполнения былины в Древней Руси. Темп речи при исполнении былины, ритм и рифма, музыка речи. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

^ Исполнение басен И.А. Крылова. 3 часа.

«Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет».

А.С. Пушкин 4 часа.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «У лукоморья дуб зеленый…», «Зимнее утро».

Логические паузы и логические ударения. Ритм и рифма стиха. Рисование картин словом.

^ М.Ю, Лермонтов «Бородино». 1 час.

Повествование и описание, темп и ритм речи. Психологические паузы.

И.С. Тургенев «Воробей». 1 час.

Начальная и финальная паузы.

^ С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». 3 часа.

Чтение и исполнение по ролям. Передача в речи характера литературного персонажа.

С.А. Есенин. 2 часа.

«Низкий дом с голубыми ставнями», «Нивы сжаты, рощи голы».

^ Стихотворения о Великой Отечественной войне. 4 часа.

Торжественная декламация. С. Орлов «Его зарыли в шар земной…». А. Сурков. «Человек склонился над водой…». Б. Ахмадуллина «Победа». Э.Асадов «Письмо с фронта».

^ Стихотворения о Родине. 4 часа.

Н.М. Рубцов «Видения на холме». Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке». В. Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». А.А, Прокофьев «как хорош этот мачтовый лес…»

^ Стихотворения о родном крае. 2 часа.

В. Берестов «По родному городу», А.Г. Бахаева «Мне наш Мещовск милее с каждым годом…».

Из зарубежной литературы. 1 час.

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»

^ Творческий отчет. 1 час.

Поэзия в моей жизни.

Урок-концерт. «Мир поэзии». 1 час.

  1. Дидактическая база.


Литература для учителя:

  1. Буяльский Б.А. «Искусство выразительного чтения». М. «Просвещение». 1986.


Литература для учащихся:

  1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В двух томах. М. Дрофа. 2002.

  2. Кизимова Т. Мир литературы. Книги 1, 2. М. «Про-пресс» «Художественная литература». 1993.

  3. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. М. «Просвещение». 1987.

  4. Русская басня XVIII-XX в. М. Дрофа. 2002.

  5. Фольклор народов России. В двух томах. М. Дрофа. 2002.


  1. Календарно-тематическое планирование

на 2011-2012 у.г.


п/п

Дата

Тема занятия

Теория

Литература Оборудование



6.09.


Вводный урок. Составляющие выразительного чтения.

Поэзия русских пословиц.

Ритм и рифма. Логические паузы и логические ударения.

Фольклор народов России. Том 1. стр. 107-112.



13.09.

Детский фольклор. Ритм и рифма детских считалок.

Русский детский фольклор. стр. 225-233.



20.09.

Исполнение перевертышей.

Русский детский фольклор. стр. 215-216.



27.09.

Колыбельные песни.

Русский детский фольклор. 152-172.



4.10.

Русские народные сказки.

«Колобок».

Особенности исполнения различных сказок. Темп речи. Голос как инструмент рассказчика.

Фольклор народов России. Том 1. стр. 124-126.



11.10.

«Царевна-лягушка».


Фольклор народов России. Том 1. стр. 191-196.



18.10.

Чтение былин. Особенности исполнения былины в Древней Руси. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Темп речи при исполнении былины, ритм и рифма, музыка речи.






25.10.

Стихотворения о Родине. Н.М. Рубцов «Видения на холме»

«Рисование голосом»

Мир литературы. Книга 1. Стр. 212.



8.11.

Исполнение басен И.А. Крылова. «Волк и Ягненок».

Особенности исполнения басни. Манера исполнения.

Русская басня XVIII-XX в. стр. 55.



15.11.

И.А. Крылов. «Волк на псарне».

Русская басня XVIII-XX в. стр. 82.



22.11.

И.А. Крылов. «Квартет».

Русская басня XVIII-XX в. стр. 120.



29.11.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр и обсуждение анимационного фильма.

Передача голосом переживаний лирического героя.






6.12.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение по ролям.






13.12.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».

Логические паузы и логические ударения. Ритм и рифма стиха. Рисование картин словом.






20.12.

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Пейзаж в поэзии.







27.12.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Психологические паузы.

Повествование и описание, темп и ритм речи.






17.01.

И.С. Тургенев «Воробей».

Начальная и финальная паузы.





Мир литературы. Книга 1. стр. 100.



24.01.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Просмотр и обсуждение фрагментов видеоспектакля.

Передача в речи характера литературного персонажа.

Фрагменты видеоспектакля «






31.01.

Сцена «Королева на уроке». Чтение и исполнение по ролям.






7.02.

Сцена «Поиск кольца». Чтение и исполнение по ролям.






14.02.

С.А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями».

«Рисование голосом»

Мир литературы. Книга 1. стр. 214.



21.02.

С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы».

Мир литературы. Книга 1. стр. 215.



28.02.

Стихотворения о Великой Отечественной войне. С. Орлов «Его зарыли в шар земной…».



Торжественная декламация.


ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 70.



6.03.

А. Сурков. «Человек склонился над водой…».

«Рисование голосом»

ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 81.



13.03.

Б. Ахмадуллина «Победа».

Идейно-тематический анализ. Передача авторского замысла в чтении.

ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 2. стр. 44.



20.03.

Стихотворения о Родине.

Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке».

Передача голосом переживаний лирического героя.

Мир литературы. Книга 1. стр. 276.



3.04.

В. Ф. Боков «Откуда начинается Россия?».

Мир литературы. Книга 1. стр. 277.



10.04.

А.А. Прокофьев «Как хорош этот мачтовый лес…»

Мир литературы. Книга 2. стр. 234.



17.04.

Стихотворения о родном крае.

В. Берестов «По родному городу».

Идейно-тематический анализ произведения.

Брошюра «Поэтический образ родного города».



24.04.

А.Г. Бахаева «Мне наш Мещовск милее с каждым годом…».

Брошюра «Поэтический образ родного города».



8.05.

Э.Асадов «Письмо с фронта».

Передача эмоций.

ВОВ в лирике и прозе. М. Дрофа. 2002. Том 1. стр. 34.



15.05.

Из зарубежной поэзии. Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»









22.05.

Творческий отчет. «Поэзия в моей жизни»

Рассказ о стихотворении по выбору. Выразительное чтение.






29.05.

Урок-концерт. «Мир поэзии».












Резерв.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа первого вида по русскому языку среднее общее образование....
Программа предназначена для изучения русского языка в 7 классе, составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год, в соответствии...

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconУчебный план основное общее образование Учебные предметы Количество часов в неделю V

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа Музыка Ступень обучения: начальное общее образование...
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconОсновное общее образование пояснительная записка
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая учебная программа по литературе полное общее образование,...
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного...

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа по литературному чтению основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа по музыке Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconРабочая программа по немецкому языку 9 класс
И. Л. Бим. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, общее количество часов – 102

Программа индивидуальных занятий «Обучение выразительному чтению» Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 35 Учитель iconКомплекты моу сош №10. Основное общее образование класс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница