Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии»




Скачать 166.75 Kb.
НазваниеУрок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии»
Дата публикации24.02.2014
Размер166.75 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок (физика + литература)

Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии»
Актуальность: В ноябре 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

«На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца», - так говорил о М. В, Ломоносове В. Г. Белинский.

Действительно, М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Цель: создать условия для осмысления учащимися многогранности таланта М. В. Ломоносова через его стихи, отражающие научные взгляды и деятельность учёного.

Задачи:

- показать единство научной деятельности Ломоносова и его поэтического творчества

- анализировать тексты стихотворений с точки зрения отображения в них научной деятельности Ломоносова

- расширить знания о Ломоносове;

- возбуждать интерес учащихся к научной деятельности;

- показать связь времён;
Оформление: портрет М.В. Ломоносова
Обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint2003, тексты стихов.

^ Методическое обоснование использованной на уроке слайдовой презентации


  1. Выбор формы подачи материала соответствует типологии урока.

  2. Был проведен строгий отбор содержания, не перегружающий презентацию.

  3. Четко выдержанная структура презентации, полностью соответствует ходу урока.

  4. Обязательная мотивация каждого слайда с последующим объяснением позволяет развивать навыки критического чтения и аналитического мышления учащихся.

Методы и приемы работы

  • выразительное чтение

  • беседа

  • стилистический и языковой анализ текста

  • краткие выводы

^ ПЛАН УРОКА


Этапы урока

Время выполнения

1. Вступительное слово учителя

1 минута

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока

1 минута

3. Поэтапное чтение стихотворений и обсуждение их содержания

35 минут

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Комментирование домашнего задания.

3 минуты



Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование, доска

1 зтап. Вступительное слово учителя.

Учитель физики: Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов – не просто один из замечательных представителей русской культуры. Он стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

В этом году Россия празднует юбилей- 300 лет со дня рождения М. В, Ломоносова. Вот поэтому сегодняшний урок мы и посвятим этому замечательному человеку.


Слушание

(слайд 1)


2 этап. Актуализация знаний.


Постановка цели урока.


Учитель литературы

В каких сферах деятельности встречали вы имя Ломоносова?


Сегодня на уроке гениальность Ломоносова нас будет интересовать как физика и литератора. Обычно эти 2 слова и таланта противопоставляют друг другу, но мы увидим, что в Ломоносове уживались и физик, и лирик. Поэтому тема сегодняшнего урока «Отражение научной деятельности М. В, Ломоносова в его стихах».
Исходя из темы урока, сформулируйте цель.


Высказывание версий (астрономия, химия, физика, география, производство стекла, литература, география…)

Проследить, как в стихах Ломоносова нашла отражение его научная деятельность

(слайд 2)

Запись вариантов ответов на доске

(слайд 3)

Запись в тетрадях темы урока
Формулируют цель

3 этап

Чтение и анализ стихов

1) Учитель литературы

В 1747 году на престол государства Российского взошла Елизавета Петровна. Ломоносов не остался равнодушен к этому событию. Послушайте его произведение, посвященное этому событию.

В качестве кого Ломоносов выступает в этом произведении?

Жанр?

Чем характеризуется произведение этого жанра?

К чему призывает Ломоносов в этом стихотворении?


Не случайно мы начали урок с этого произведения. Предположите, почему?


Вывод: М. В. Ломоносов выступает в этом стихотворении не только как поэт, но и как дипломат, радеющий за российскую науку.
2) Учитель физики

Расскажите, какие ассоциации у вас возникают при слове «солнце».

О чем вы думаете, глядя на него?

А Ломоносов задумался вот о чем… Послушайте «Утреннее размышление…»

Как описывает Солнце Ломоносов? Какие еще интересные моменты заметили в этом стихотворении?

Кем предстал в этом стихотворении Ломоносов?

Обратите внимание на те иллюстрации, которыми я сопроводила это стихотворение. Они сделаны с помощью специальной оптики, техники, которой не обладал в то время Ломоносов. А как он мог догадаться о происходящих на Солнце явлениях?


3) Учитель физики

Но мозг ученого все время находится в поиске нового. Вот поэтому и появилось «Вечернее размышление…» Прежде чем послушаем его, предположите, о чем же оно.

Слушая стихотворение, отмечайте на своих листах, какие ключевые фразы, слова ,выражения показывают, что Ломоносов – ученый, понимающий суть вещей и явлений.

Северное сияние – одно из ярчайших явлений природы. Им тоже интересовался Ломоносови как поэт, и как ученый.

Научно-просветительское и лирическое начала стихов неразрывны.

4) Учитель литературы

Но опустимся с небес на землю и посмотрим, что же тут изображено(слайд 7). Что перед вами? Что вы о ней знаете?

Какое отношение мозаика имеет к Ломоносову? Те, мозаичные полотна, которые представлены на слайде сделаны Ломоносовым. Обратите внимание, кто главный герой, изображенный на них? Почему?

А что изображено в правом верхнем углу слайда? Что общего у этого предмета и мозаики?

У Ломоносова есть стихотворение «Письмо о пользе стекла…». Назовите полезные качества стекла. А потом прослушайте стихотворение и сопоставьте свои предположения с версией Ломоносова.

Как литератор не могу не отметить тот прием, которым пользуется Ломоносов, говоря о стекле. Какой же? Докажите.
Вывод: Ломоносов так увлечен своей научной деятельностью, что все, произведенное им, олицетворяется им, становится его детищем, что и находит отражение в его поэтическом творчестве.
5) Но у Ломоносова были и настоящие дети! Это дочь – Елена. Посмотрите на экран. Там показан кадр из фильма о Ломоносове. А кого еще видите на слайде? Почему?

У Ломоносова есть стихотворение «Кузнечик…», которое в фильме он читает как посвящение дочери. Но это стихотворение было написано на самом деле в 1761 году, когда Ломоносову было почти 50 лет. Его дочь была уже взрослой.

Кто главный герой этого стихотворения? Есть ли в этом стихотворении описание научной деятельности Ломоносова? А почему ж оно прозвучало на уроке?

Потому что, как о них сказал сам Ломоносов, это

«СТИХИ,
СОЧИНЕННЫЕ по ДОРОГЕ В ПЕТЕРГОФ,
^ КОГДА Я В 1761 ГОДУ
ЕХАЛ ПРОСИТЬ О ПОДПИСАНИИ
ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ АКАДЕМИИ,
БЫВ МНОГО РАЗ ПРЕЖДЕ ЗА ТЕМ ЖЕ…»
Вывод: Для настоящего ученого нет мелочей, у него всегда свое мнение, уважение к тому, что для других кажется незначительным. Приведите доказательства или опровержение этой мысли.

Какие чувства вызывает у Ломоносова кузнечик? А почему так?
Вывод: путь ученого Ломоносова был тернист, полон лишений и испытаний. Но он остался верен себе, тверд в своих убеждениях. Нотки грусти в лирических стихах помогают понять его, лучше узнать, почувствовать, ведь

поэт сетует на свою зависимость (в том числе и материальную) от двора, на усталость от бесконечных просьб в период хлопот об университетской «привилегии».

6) Учитель физики

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…» так начинается стихотворение Ломоносова. Выскажите свое отношение в этой фразе. Может быть, нескромно так о себе говорить?
Какие чувства возникают при прочтении этого стихотворения? Чем они вызваны?

Это не единственное стихотворение , названное условно «Памятник

Имя Ломоносова увековечено не только в его открытиях, но и в памятниках, названиях улиц в различных городах, есть награды им. Ломоносова…

Мы вынесли строку из стихотворения, которую тоже считаем важной: «мне

беззнатный род помехой не был…» Как вы думаете, почему?
Вывод: поэт Ломоносов в своем произведении «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» выразил уверенность, что потомки не забудут его заслуги как ученого.
7) А потомки кто? Мы с вами! Сегодняшний наш урок – дань памяти великому ученому. У Ломоносова есть и «Послание Потомкам…» Как вы думаете, что мог завещать нам Ломоносов?
Мы уже говорили, что Ломоносов своей жизнью и деятельностью заслужил право давать наставления, поучения. Так пусть его слова каждый отнесет на свой счет. И поэтому мы и поместили вашу фотографию в качестве адресатов «Послания Ломоносова…»

Выразительное чтение наизусть «Оды на день восшествия…» (1 ученик), слушание.

Поэт

Ода
Торжественность, посвящено значимому событию, особая лексика…
Анализ стихотворения, приведение цитат – доказательств своих мыслей

Обратить внимание на науку, продолжить деятельность Петра 1, привлекать в Россию науки…

Наука – дело государственное, без поддержки монарха невозможно заниматься научным трудом….

Ответы – ассоциации.


Выразительное чтение наизусть отрывка из «Утреннего размышления…», слушание.

Ответы с цитатами: «горящий Океан», «кипящи камни»…

Физик – астроном
Высказывание предположений и вывод: Ломоносов – великий ученый, обладающий даром научного предвидения, умением проникнуть в суть явлений и вещей.

Высказывание предположений.

Выразительное чтение наизусть отрывка из «Вечернего размышления…», слушание, выделение

Ключевых понятий.

«бездна, звезд полна..», «Нет им числа..», «нет бездне дна»…Бесконечность Вселенной.

Обсуждение

Мозаика.

Обсуждение ответов учащихся.


Сделаны из стекла.


Выразительное чтение наизусть отрывка из «Письма о пользе стекла…»

Обсуждение записанных ответов и услышанной информации
Олицетворение(«Стекло рождено», «огонь родитель»…)

Кузнечик

Выразительное чтение наизусть стихотворение «Кузнечик»


Предположения учащихся


Работа с текстом.


Уважение, легкую грусть и даже зависть: «…свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.»

Обсуждение заслуг ученого.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Гордость, уважение…

Беседа

Обсуждение мнений.

Работа в тетрадях, обсуждение мнений

Выразительное чтение наизусть стихотворения

« о вы, которых ожидает…»



(слайд 4)

Запись на доске ответов учащихся


(слайд 5)


(слайд 6)

(слайд 7)

Запись в тетрадях предположений

(слайд 8)

(слайд 9)

Запись в тетрадях

(слайд 10)

4 этап

Наступает время подведения итогов. Сегодняшний урок не был обычным. Что нового вы узнали?
Можно ли сказать, что мы выполнили цель урока?

^ Сделаем краткие главные выводы:

1.Теория и практика, научная и художественная мысль гармонично уживались в одной творческой личности.

2. Поэтические прозрения сообщают научным открытиям глубокие и образные формулировки, и это мы увидели на примере научной лирики Ломоносова.

Пусть же наш урок имеет продолжение в необыкновенном домашнем задании.

Оно призывает вас еще раз обратиться к творчеству Ломоносова и перечитать те произведения, отрывки из которых звучали сегодня на уроке.

Итак, задайте вопросы ^ Ломоносову – физику и Ломоносову – лирику.

Спасибо за работу!

Участие в беседе, разные формы рефлексии (сенквейн, рисунок, символ, фраза…)

Отвечают

(слайд 11)


Приложение
^ ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ

ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.
Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.
Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.
Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены1

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!
Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.
Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.
Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека2,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.
В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

"Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?"
Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки3,

К сему монарху говоря:

"Мы с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды".

Монарх к себе их призывает,

Уже Россия ожидает

Полезны видеть их труды.



^ УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!
Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

О коль пресветлая лампада

Тобою, боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел!

1743 (?)


^ ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

^ ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА

К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ

ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ,

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ

^ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ

КАВАЛЕР
Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучем блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нее на верх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить,

Других вещей земных конечный разделитель:

Стекло им рождено; огонь его родитель.

С натурой некогда он произвесть хотя

Достойное себя и оныя дитя,

Во мрачной глубине, под тягостью земною,

Где вечно он живет и борется с водою,

Все силы собрал вдруг и хляби затворил,

В которы Океан на брань к нему входил.


Кузнечик дорогой, коль много ты ...

Лето 1761

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

* * *

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

1747
О Вы, которых ожидает

Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.
Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной – случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыни,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде….

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» icon«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»
М. В. Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова,...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconЛитература: Стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»
Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской)....

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрок чтения Тема: «Роль поэзии в современной литературе»
Оборудование: выставка книг «Литература по профессии», «Художественная литература», плакат «Чтение – труд души», конкурс рисунков...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа
Цель урока: Показать внутреннюю связь поэзии с живописью, дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества
Задачи: изучить факты биографии М. В. Ломоносова, развивать интерес к его литературному творчеству, воспитывать чувство патриотизма...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрок-игра в 7 классе Тема: «300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова»
М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вклад Ломоносова в развитие многих отраслей науки; развивать...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрок 52 Тема: \Михаил Васильевич Ломоносов
Цель: Способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности м. В. Ломоносова, развивать кругозор, умение делать...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconЛитература как художественное отражение жизни
Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и его герой в литературном произведении

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconЛитература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология,...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература,...

Урок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии» iconУрока (русская литература и физика) на тему: «Сколько лирики в физике? Сколько физики в лирике?»
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница