Литература и театр эпохи просвещения




Скачать 117.88 Kb.
НазваниеЛитература и театр эпохи просвещения
Дата публикации14.06.2013
Размер117.88 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Значение литературы – орудия просвещения – по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Сторонники просвещения в своей литературной деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было бы быстро и дешево издать для самых широких кругов читателей, – “Философский словарь” Вольтера, “Диалоги” Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести.

Появляются так называемые “философские повести”. Родоначальником этого нового жанра выступает Вольтер. Возрастает и значение мемуаров (Сен-Симон, Вольтер, Бомарше, Казанова). Достоянием читателей становится и частная переписка – эпистолярный жанр (письма Вольтера и Дидро, “Дневник для Стеллы” Свифта). Популярные путешествия, или путевые заметки, – другой документальный жанр.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, в котором присутствовали элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии. Но новые духовные ценности буржуазии не могли развиваться в строгих канонах классицизма. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. В искусстве получает успешное развитие новое направление – просветительский реализм.

В просветительской литературе XVIII века прежде всего поражают ее тематическое богатство и жанровое разнообразие. Но по преимуществу – это век прозы, ведущее место среди разнообразных жанров занимает просветительский роман. Реалистический роман XVIII века принес с собой новое представление о красоте. Это была красота будничного дня, наполненная творческой работой.

Такие книги как “Манон Леско” Прево или “Опасные связи” де Лакло, безусловно важны для литературного процесса, хотя стоят несколько в стороне от главного направления общественных идей эпохи.

Основными выразителями своей эпохи были ^ Вольтер, Дефо, Свифт,Гёте, Шиллер.

Даниэль Дефо (1660–1731) – политический деятель, коммерсант, журналист, писатель – как бы воплощает дух своего времени. Он пишет блестящие по форме и резкие по содержанию памфлеты. Он прославляет предприимчивость и возвеличивает английского буржуа как образец разума и добродетели. Лишь на шестидесятом году жизни Дефо опубликовал свой знаменитый роман, который оказался самым значительным его произведением и прославил его в веках. До этого Дефо был известен как искусный, энергичный, изворотливый публицист с несколько загадочной, даже скандальной репутацией.

Библиография Дефо насчитывает более 400 названий. А между тем для всех поколений читателей он – автор “Робинзона Крузо”. Популярность этой книги надолго пережила круг идей, породивших ее. Впервые в истории литературы в романе центральной темой стала тема труда.

Большой воспитательный смысл этого романа увидел Руссо. Он считал, что “Робинзон Крузо” – это первая книга, которую следует прочесть каждому ребенку, едва он научится читать букварь.

Если Дефо был певцом буржуазного прогресса, то ^ Джонатан Свифт (1667–1754) глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения и явился первым обличителем буржуазной Англии. Итогом раздумий Свифта над современностью стал сатирический роман “Путешествие Гулливера”. Используя, как и Дефо, жанр морских путешествий, и вопреки реалистичности “Робинзона”, Свифт ведет своего героя в фантастические страны: Лилипутию, страну великанов Бробдингнег, в Лапуту и в страну разумных лошадей – гуингмов.

^ Фантастические ситуации и сказочные образы служат у Свифта задаче реалистического изображения современной ему английской действительности.

С обличением политических и социальных порядков мы встречаемся в первых двух частях. Изображение страны Лилипутии связано политическими проблемами. Лилипутия – Англия в миниатюре. Король этой страны окружил себя настоящим раболепием. Все подданные величают его “могущественным императором” и т. д. Высмеивает Свифт и двухпартийную систему в Англии – виги и тори, – изображая борьбу высококаблучников и низкокаблучников. Осуждает автор и религиозные войны между протестантами и католиками. В последующих двух частях романа происходит дальнейшее углубление социальной сатиры. Свифт понимает, что утопия его несбыточна: в ней больше отчаяния, чем веры.

^ Писатель увидел социальное зло нового общества – отсюда его ирония, насмешка. Но он не мог найти пути искоренения зла – отсюда его скептицизм.

Франсуа Мари Аруэ (1694–1778), выходец из среды зажиточных парижских бужуа, прославил себя под псевдонимом Вольтер, стал олицетворением гениальной иронии и скепсиса, с которым он писал практически обо всем. Как сказал Пушкин, “философия говорила общепонятным и шутливым языком” в его творениях.

Вольтер ненавидел всякий фанатизм (и религиозный, и революционный), издевался над тщеславием аристократов и самодовольством мещан, не верил ни в народовластие, ни в буржуазную власть. Революционным и реакционным крайностям он противопоставляет интерес к науке, независимость мысли, остроумие до дерзости и аристократизм духа.

Главный его кумир – это свобода. Поэтому в итоге он разрывает с королями, с которыми довольно долго тесно общался в письмах и приватно (с Людовиком XV, Фридрихом II, Екатериной II),– он ведь мечтал о просвещенном монархе. Он долго живет вне родины, его книги жгут по всей Европе, а он принимается за совершенно обреченные судебные дела и выигрывает процессы, восстанавливает честь, доброе имя невинно осужденных, казненных.

Его последователей называли “вольтерьянцами”, и это была и бранная кличка, и лестная аттестация, и синоним крамолы. Через увлечение идеями Вольтера прошли многие его современники и многие наследники – и якобинцы, и Стендаль, и Байрон, и Пушкин, и многие другие. Популярность Вольтера не проходит, а скорее наоборот – укрепляется.

Кафедрой и трибуной просветителей был театр. Новая драматургия была демократична в своей основе и ориентирована не на избранных ценителей. Главной задачей искусства просветители считали перевоспитание людей, проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой.

XVIII век кроме известных уже с античности трагедии и комедии открыл мещанскую драму.

Бомарше (1732–1799) – крупнейший драматург Франции. Его необычайно популярные веселые комедии “Свадьба Фигаро” и “Севильский цирюльник” несли заряд громадной силы. Фигаро – представитель оппозиции всего третьего сословия. Он активнее, энергичнее своего господина, но он – слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе.

Театр Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом иной взгляд на мир, который был адекватен эпохе.

Литература и театр впервые стали обсуждать вопрос: а не заключает ли в себе цивилизованное общество больше опасностей, чем нецивилизованное? Впервые был поставлен вопрос о цене прогресса.

^ ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА
Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто (1684–1721) – любимого придворного живописца короля и маркизы Помпадур. Трудно найти художника более обаятельного в своей неподдельной грациозности. Типичный его жанр – “галантные праздники” – шедевры утонченной живописи, настоящий праздник для глаза, но такого, который любит нежные, неяркие оттенки и сочетания. Но что бы ни писал Ватто, оттенок печальной иронии есть во всем. Очень милы его инфантильные влюбленные, гуляющие в поэтических парках, но кажется, “что вот-вот они растают, уплывут на несуществующий остров любви, и, может быть, огни только пригрезились тоскующему воображению”.

Утонченная живопись Ватто интересна тем, что она освободилась от напыщенности барокко и отчасти реабилитировала естественные чувства. Как живописец он был гораздо глубже многих своих последователей.

В его картинах раскрывается, пожалуй, секрет того, почему эпоха рококо так дорожила искусством как средством воплощения мечты. Искусство рококо было «искусством в искусстве» – в искусстве чувствовали заменителя жизни, более надежного, чем сама жизнь. В нем находили выход из опустошенности. Жизнь – игра, жизнь – театр, жизнь – сон, а искусство – реальность сна. Подобные ноты звучали еще в XVII веке, но в искусстве рококо они господствуют.

В искусстве XVIII века параллельно с придворным рококо созревали течения, более близкие запросам и вкусам третьего сословия. Певцом третьего сословия называли современники Жана Батиста Симеона Шардена (1699–1779). Это был исключительно “мирный” по своему творческому складу художник. Мирны и уютны его жанровые сцены, изображающие добронравных хозяек, матерей семейства, занятых хлопотами с детьми, мирны и скромны его натюрморты, чаще всего составленные из самых простых домашних предметов.




^ Девушка с креветками.

Хогарт
Но и эта тихая живопись Шардена была по-своему новаторской. Сама простота и приверженность к чисто житейским мотивам являлись в те времена вызовом аристократическим вкусам.

Предтечей будущего критического реализма в первой половине XVIII века явилось творчество английского художника ^ Уильяма Хогарта (1697–1764). Он сочинял целые истории, обличающие нравы современной аристократии, разделял на акты и каждый акт запечатлевал в отдельной картине. Картины он писал маслом, а потом воспроизводил их в гравюре. Размноженные в сериях эстампов, наполненные злободневными намеками, произведения Хогарта производили сенсацию.

1789 год... Великая Французская революция... Эта эпоха была временем жестокой расплаты аристократии за ее паразитическую “сладкую жизнь”: она расплачивалась за нее своими головами на гильотине. Всё что напоминало о ее художественных вкусах, стало одиозным. Воцарился новый революционный классицизм, взявший напрокат одежды античных героев. Знаменосцем искусства революции стал Жак Луи Давид (1748–1825). В идеалах античности он видел путь к моральному перевооружению искусства.

Расслабленному удовольствиями рококо он противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига (“Клятва Горациев”). Успех его полотен объяснялся резким контрастом с надоевшей слащавостью идиллий рококо. Современников поражала реальность, которая отличала его трезвые образы от причудливых фигур Ватто.

В XVIII веке классицизм пришел к канону форм и правил, на страже которых стояла Парижская художественная академия (Школа изящных искусств). Поэтому закостенелый классицизм в живописи, формы которого превратились в штампы, позднее стали называть академизмом.

Европейская скульптура XVIII века развивалась так же как и живопись: рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицизма – во второй. Наиболее известным скульптором этой эпохи был Жан Антуан Гудон (1741–1828). Он знаменит как создатель целой галереи портретов своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

В архитектуре к середине столетия торжествовал классицизм. Общественные вкусы стали предпочитать строгость и сдержанность. Классицизм выпрямил гнутые линии, возвратил четкую симметрию, упростил систему украшений, на смену изящным виньеткам пришли эмблемы скрещенных знамен. Классицизм стал стилем официальных построек.
^ МУЗЫКА XVIII ВЕКА
В XVIII веке музыка как вид искусства встала на один уровень с живописью, скульптурой, литературой, которые пережили свой расцвет еще с эпохи Возрождения. Продолжая традиции прошлых веков, развивается хоровая музыка, звучащая в кантатах, ораториях. Еще сохраняется внешняя связь музыки с религией (библейские сюжеты ораторий Генделя, духовная тематика музыки Баха), но все же этот век – начало нового этапа в истории музыки.

Если в XVII веке профессиональная музыка звучала в храмах, театрах, дворцах и замках, то в XVIII значительно увеличилось число ансамблей, оркестровых капелл и сольных концертов, доступных для широкой публики. Все это способствовало мощному развитию инструментальной музыки.

В это время начали свою жизнь не превзойденные до сих пор скрипки Гварнери, Страдивари, Амати. С их рождением в исполнительском искусстве началась новая эпоха, и ведущая роль перешла к смычковым инструментам.

К середине века из сольных инструментов первостепенное значение перешло к фортепиано. Постепенно изменилась трактовка инструмента: на смену камерности, прозрачности пришли объемность, “оркестральность” звучания.

В творчестве ^ Йозефа Гайдна сформировался состав классического (малого) симфонического оркестра.




^ Церковь св. Фомы и школа

в Лейпциге,

где И.С.Бах служил

в должности кантора
Безусловной вершиной музыкального искусства эпохи Просвещения является творчество ^ Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750). Интерес к музыке великого немецкого композитора XVII века возник спустя чуть ли не сто лет после его смерти. В Берлинской королевской библиотеке тогда еще молодой композитор и пианист Феликс Мендельсон, роясь среди старых нот, обнаружил целую груду сочинений давно забытого органиста... Познакомившись с ними, он был потрясен красотой и глубиной музыки. В 1829 году в Берлине под его управлением прозвучало одно из самых великих произведений Баха – оратория “Страсти по Матфею”. Потом началась публикация полного собрания баховских сочинений в 60 томах.

Музыканты, современники Мендельсона, разделяли его восхищение. Всё поражало в музыке Баха – размах, мощь, жизненная сила, мелодическая красота, необыкновенная ее стройность и техническое совершенство.




Л.В.Бетховен.

Немецкий

композитор
Баха считают непревзойденным мастером полифонии. Но церковная музыка Баха была слишком уж человечна, что вызывало недовольство церковного начальства. Искусство Баха – это проявление духовной свободы эпохи Просвещения. Он – музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.

Значительным событием второй половины XVIII века явилось формирование так называемой ^ Венской классической школы. К ней относятся имена Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Значение их творчества трудно переоценить. Они, обобщив весь предшествующий опыт мирового музыкального искусства, выработали поистине универсальный музыкальный язык, понятный во всем мире.

Основной и наиболее характерной для Венской классической школы формой стало сонатное allegro. Хотя его становление началось значительно раньше, венцы смогли создать подлинно классический тип этой формы. Ее ведущий принцип – контраст и последующее слияние, приводящее к единству. Без сонатного allegro невозможно представить классическую симфонию, концерт, сонату.

Даже на слух слова симфония и соната созвучны. Первая их часть обычно несет главную смысловую нагрузку, задает тон и определяет облик сочинения в целом. Она всегда пишется в форме сонатного allegro, состоящего из трех разделов – экспозиции, разработки, репризы.

Экспозиция начинается мелодией, которая носит название главной темы. Вскоре возникает вторая мелодия, именуемая побочной темой. Самим своим появлением она словно оспаривает, опровергает первую, стремится вытеснить ее. Рождается ощущение неравновесия, неустойчивости. Окончание экспозиции как бы внушает слушателю мысль: продолжение следует.

Наступает разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, впервые прозвучавшие в экспозиции, показаны здесь с других – новых – сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, мелькают в разных голосах, сталкиваются и переплетаются. Состояние неустойчивости достигает высшей точки, требуя успокоения, разрядки. Ее приносит реприза. Здесь главная и побочная темы звучат так, как в экспозиции, но с некоторыми изменениями, отражающими итог предыдущего развития: часто и побочная, и главная темы звучат в одной тональности.

Многое подвластно сонатной форме. Но лучше всего она отражает борение, бурное движение жизни. О чем рассказывают другие части сонаты? Они как бы продолжают мысль, высказанную в первой части, по-своему освещая ее с новых сторон.

Вторая часть, в отличие от первой, проходит обычно в медленном темпе. Здесь музыка передает неторопливое течение мысли или поет о красоте, счастье, природе. Третья часть – как правило менуэт или скерцо – проникнута танцевальностью. Она словно напоминает о простых радостях жизни, об отдыхе, развлечениях. И наконец финал – последняя часть. Музыка финала может быть веселой, торжественной или драматической. Но почти всегда

эта часть по характеру напориста, стремительна и воспринимается как вы-

вод из всего предшествующего.

Все то новое, что было характерно для этой эпохи, воплотилось в творчестве австрийского композитора ^ Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). Если основной жанр у Гайдна – симфония, то у Моцарта – опера. Он изменил традиционные формы оперы, внеся в нее психологизм. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, эстетическое чувство, восприятие человеческих эмоций противостоят старому догматическому рели-гиозному мировоззрению.

^ Музыка XVIII века выдвигает новые образы и темы. В творчестве композиторов этой эпохи совершенно преобразились традиционные жанры.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Век Просвещения специфичен, как и любая другая эпоха, но само его название определяет дидактический характер искусства этого времени. Основные тенденции развития культуры в эту эпоху развивались по-разному в разных странах Европы, но несмотря на эти различия, их объединяли и общие черты нового мировоззрения.

Между европейскими странами усиливается обмен идеями и творческими достижениями. Расширяется круг образованных лиц, складывается национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствует распространению представлений о единстве культуры человечества.

Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человеческий разум, само слово культура впервые стало определенным и общепризнанным термином. О смысле культуры размышляли не только философы и образованная элита общества, но и широкая публика. Но развитие культуры в этом столетии связывали прежде всего с разумом, нравственно-этическим началом.

В XVIII веке закладываются основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины. В искусстве этого столетия нет единого стиля, единства художественного языка. Это время борьбы разных идейных направлений, формирования национальных школ.

Постепенно литература и музыка становятся ведущими видами искусства.

^ Век Просвещения создал свое видение мира, которое оказало сильнейшее влияние на дальнейшее развитие культуры.
Вопросы для повторения:
1. Какова самая важная культурная идея эпохи Просвещения?

2. Какие явления культуры предшествующих эпох легли в основу идеологии

Просвещения?

3. Кто был признан вождем просветителей всей Европы?

4. Охарактеризуйте типичного представителя эпохи Просвещения.

5. Приведите примеры стиля рококо в разных видах искусства.

6. В чем противоречивость этого века?
По кн. Андреевой О.И.

«Мировая художественная культура»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и театр эпохи просвещения iconТеатр в нашей жизни
Учитель. Театр – это многогранный вид искусства. Каждый может найти в нем то, что нравится ему. Вот вы назвали кукольный театр, музыкальный...

Литература и театр эпохи просвещения iconИдеология эпохи просвещения
Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения...

Литература и театр эпохи просвещения iconРусская литература эпохи Просвещения
Команда должна придумать название, выбрать капитана и подготовить домашнее задание: подготовить оригинальный текст-рекламу на одно...

Литература и театр эпохи просвещения iconТест №1 Соотнесите произведения писателей со стадиями литературного...
Д наполеон сделался идеалом этой эпохи, показав, что сама жизнь может напоминать поэму

Литература и театр эпохи просвещения iconСправки по телефону: 677-57-07 15. 00 Пресс-конференция, посвященная...
Премьера музыкального спектакля для детей «Принцесса и Трубочист» по мотивам сказок Г. Х. Андерсона (Театр «Плоды Просвещения» пр....

Литература и театр эпохи просвещения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Литература и театр эпохи просвещения iconКонкурс прошел весело и позитивно. Зрители тепло приветствовали участников....
В номинации «Театр» участвовало 7 коллективов. В номинации «Литература» 4 участника. В составе жюри были педагоги и члены Ученического...

Литература и театр эпохи просвещения iconКонтрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему «Культура эпохи Просвещения»
Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по...

Литература и театр эпохи просвещения icon«Литература» для 6-го класса
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр,...

Литература и театр эпохи просвещения iconВиктор Юзефович Драгунский
А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). Позднее...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница