Пояснительная записка статус документа




Скачать 398.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка статус документа
страница1/4
Дата публикации16.02.2014
Размер398.05 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Раздел1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа по литературе для 8 класса школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе

- Законов РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта, основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»

- Примерной программы по русской литературе

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МОУ – Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год рассмотрен на педагогическом совете (Протокол №1, от 22 августа 2012 года, утвержден приказом №64 о/д от25.08.12
^ Цель изучения литературы в 8 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Половина детей, поступающих в 8-й класс, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Раздел 2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные теоретические понятия: историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.

  9. Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Раздел 3. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Общее понятие об истории русской литературы.

1

Из литературы XIX века.

38 (3 - 3)

Из литературы XX века.

18 (2 - 3)

Литература народов России

4

Из зарубежной литературы.

8

Подведение итогов

1

ИТОГО





^ Раздел 4 .Основное содержание программного материала

Введение.

Литература и история

Русская лит-ра 19 века

.Пушкин. ( «Во глубине сибирских руд») Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина.

(«К Чаадаеву», «Анчар»). А.С.Пушкин в Казани. «История Пугачевского бунта»

Повесть А.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Пугачев и народ в повести. Смысл названия повести

«Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положение в обществе

Сочинение по творчеству Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. «Люблю я цепи синих гор…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «3 пальмы»

«Мцыри». Тема и идея, сюжет и композиция поэмы. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

Сочинение по поэме «Мцыри»
Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы сатирического изображения.

Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиционной структуры комедии. Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии

Сочинение.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»

Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. «Певцы»

«Бурмистр».

Вн.чт. Тургенев «Живые мощи»

Ф.Тютчев, А.Фет, А.К. Толстой («Я встретил вас-и все былое», «На заре ты ее не буди», «Учись у них: у дуба, у березы», «Средь шумного бала, случайно»)

Н.А.Некрасов. Биография поэта. "Мороз, Красный нос".

"Мороз, Красный нос". Образ величавой славянки. Картины природе в поэме.

"Орина, мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская".
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Тупейный художник»

Судьба главных героев рассказа
Л.Н.Толстой. «После бала». Слово о писателе. История создания рассказа. Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием. Социально-нравственные проблемы рассказа. Моральная ответственность человека за происходящее

Сочинение по рассказу «После бала» Л.Н.Толстого

Внек. чт. ЛН.Толстой «Юность»
А.П.Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре».Образ Беликова- «человека в футляре»

А.П.Чехов. Рассказы «О любви», «Крыжовник»
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся».Самсон Силыч- типичный самодур.
С.-Щедрин. «Дикий помещик»
^ Русская литература 20 века.

И.А.Бунин «Темные аллеи».

А.И.Куприна «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа.

Максим Горький. М. Горький в Казани. «Мои университеты». Алеша Пешков и другие герои повести.

Внеклассное чтение. М. Горький «Сказки об Италии», «Мои университеты»
В.В.Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям».

«Прозаседавшиеся»

М.И.Цветаева Биография поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по Родине! Давно…»

О.Э.Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Отношение Насти к матери и к скульптору.

Проблема истинной человечности в рассказе.

Внеклассное чтение. Рассказы К.Паустовского «Снег», «Бриз», «Белая радуга».

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. А. Твардовский на фронте. Поэма Твардовского «Василий Теркин» «Переправа». Герой и автор поэмы. Анализ глав «Гармонь» «Два солдата»

^ Литература народов России.

Стихотворения о ВОВ

Р.Гамзатов. «Журавли»

Сборник стихов М.Джалиля «Моабитские тетр.». «Песни мои». Тема поэта и поэзии. «Варварство»

М.Карим. Жизнь и творчество. Поэма «Бессмертие»

Близость образа героя поэмы образу В.Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

А.И.Солженицын. Биография писателя. Рассказ «Как жаль».

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия». Животворящая любовь к людям, к родной природе. Мотивы одиночества в лирике поэта.

Сочинение по произведениям А.И.Солженицына, Ч.Айтматова, Н.Рубцова,

^ Зарубежная литература.

Античная литература. Катул. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга».

О.Генри. Слово о писателе. Красота души героев рассказа «Дары волхвов».

Данте. «Божественная комедия», «Ад», 5-я песня (История Паоло и Франчески)

Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров».

Артур Конан – Дойл. Слово о писателе. «Пестрая лента».

В.Скотт. «Айвенго», «Квентин Дорвард». Романтика приключений, рыцарские подвиги героев.

Э.А.По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Образ главного героя. Фантастич события и реальное их объяснение в новелле.

^ Раздел 5. Критерии оценки и качества знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1. Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4,8»:соответствует требованиям оценки «5», но допускает 1 фактическую неточность.

Оценка «4,6»: допускает незначительные неточности в определении роли художественных средств.

Оценка «4,4»: допускает неточности в объяснении связи характеров и поступков героев.

Оценка «4,2»: допускает неточности в раскрытии связи произведения с эпохой.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускает 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3,8»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Оценка «3,6»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Оценка «3,4»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью.

Оценка «3,2»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

Оценка «3»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2,8»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения. Ученик пытается объяснить поведение и характеры героев с опорой на текст, предоставленный учителем. Знает определение некоторых изобразительных средств, но не видит их роль в произведении. Оценка «2,6»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.

Оценка «2,4»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, бедность выразительных средств языка.

Оценка «2.2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка «2»: ответ по существу отсутствует.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками:

первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,

пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли; · полнота раскрытия темы; · правильность фактического материала;

· последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи; · стилевое единство и выразительность речи; · число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница