Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов»




Скачать 94.77 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов»
Дата публикации16.02.2014
Размер94.77 Kb.
ТипМетодические указания
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические указания
Приложение 2

К приказу от «________» ____________ 2007 г.

№_______________________________________
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет
Институт языка, истории и культуры народов Югры

факультет
Кафедра хантыйской филологии

кафедра


Куренкова Н.В.

ф. и. о. автора
Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов»

название дисциплины
Специальность 050302 «Родной язык и литература»

название и номер специальности


Курс 3

курс
Семестр осенний учебного года 2007-2008

осенний, весенний учебный год
Ханты-Мансийск 2007

^ 1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы





темы

Наименование темы,

наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно

1

Идейное содержание произведения.

2

Художественное своеобразие произведения.

3

Язык художественного произведения. Стиль.

4

Оценка произведения с точки зрения разных методов.



3. Основные формулы для выполнения контрольной работы
План идейно-художественного анализа поэтического произведения.


  1. Название.

  2. Автор.

  3. История создания (если известна).

  4. Тематика (патриотическое / гражданско-патриотическое, политическое, пейзажное, философское, лирическое, дружественное, тема поэта и поэзии), проблематика, идейное содержание (для баллады)

  5. Образ лирического героя (если есть).

  6. Образ автора / повествователя (для баллады).

  7. Жанровое своеобразие (лирическое стихотворение: зарисовка, ода, послание, элегия и т.д.; лиро-эпическое: поэма, басня, думы; драматическое, молитвы и тд).

  8. Композиция (для баллады, поэмы).

  9. Образная система, стилевое своеобразие.

  10. Стиховая организация произведения: размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), рифма (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), рифмовка (парная, перекрестная, кольцевая), языковые средства (метафоры, сравнения и т.д.).

  11. Традиции и новаторство в произведении.

  12. Критики / исследователи о произведении (если есть).

  13. Место произведения в творчестве поэта и в литературе эпохи.


^ 3. Примеры решения (выполнения) задач (заданий)

Пример 1.

Анализ художественного произведения на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Из названия ясно, что речь пойдет о железной дороге и ее строителях. Стихотворение посвящено детям, так как автор хочет побудить детей задуматься над жизнью.

Стихотворение было написано в 60-ые годы ХIХ века. В это время многие крестьяне обеднели до такой степени, что им пришлось отправиться на заработки в город. Таких крестьян как раз и описывает Некрасов в стихотворении «Железная дорога». Пролетарий, строящий железную дорогу, это вчерашний крестьянин. Стихотворение посвящено теме непосильного, изнуряющего труда на строительстве железной дороги.

В эпиграфе Некрасов дает ключ к идейному осмыслению стихотворения. Он сообщает о разговоре двух лиц. Это папаша в чине генерала и его сын подросток Ваня. Он в кучерском армячке. Но это всего лишь игра в народность. Ваня спрашивает папашу, кто строил железную дорогу. И тот отвечает: «Граф Клейнмихель».

Автор не согласен с этим. Строил железную дорогу не граф, а народ. Более того, Некрасов ставит своей идейной задачей обличить тех, кто руководил строительством железной дороги, а в их лице крепостническую систему России.

Первая часть стихотворения (а оно состоит из четырех) представляется несколько неожиданной, так как автор в этой части описывает прекрасную осеннюю природу: «Славная осень...». Автор использует множество эпитетов, сравнений, метафор, чтобы подчеркнуть совершенство в природе. Его картина ничуть не уступит поэтам чистого искусства. Заканчивается эта часть неожиданно. После описания прекрасной природы звучит:

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Молча лечу я по рельсам чугунным.

Думаю думу свою...

В рамках четверостишия, заключающего первую часть, дважды употребляется многоточие. Это неслучайно. В первом случае многоточие указывает на волнение автора. Во втором – на его раздумья.

Картина осени противостоит человеческой жизни. Автор использует антитезу, чтобы гармонию природы противопоставить дисгармонии в обществе.

Во второй части рассказывается о строителях железной дороги, которые собрались с разных мест, со всей России. И согнал их туда Царь-голод. Он сильнее монарха, правящего страной. В этой части практически отсутствуют определения, здесь много глаголов, так как глагол обозначает действие. Согнал, правит, водит... Слово «согнал» повторяется дважды. Автор тем самым подчеркивает, что люди собрались здесь не по собственной воле.

Для того чтобы выразительно рассказать о судьбе этих людей, он использует фантастический элемент в реалистической картине. Так, он описывает мертвецов, которые ожили на время, чтобы спеть песню живым. Это пение Некрасов называет диким. В песне мертвецов также много глаголов:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда,

Все претерпели мы, божии ратники.

Мирные дети труда.

Труд мирных людей Некрасов соотносит с воинскими обязанностями. Недаром он называет строителей божими ратниками. До символа вырастает у Некрасова определение «с вечно согнутой спиной». Это символ рабского положения русского народа. Спину человек гнет, когда работает, когда кланяется начальнику и это происходит не иногда, а «вечно». Спина вечно согнута, чтобы человеку некогда было думать. Этот символ вообще характерен для творчества Н.А. Некрасова.

После изображения толпы мертвецов поэт показывает крупным планом одного из них. Это еще молодой человек, когда-то здоровый, но даже ему не под силу тяжесть рабского труда: «Ты приглядись к нему, Ваня, внимательней, // Трудно свой хлеб добывал человек».

Автор специально обращается к ребенку, потому что он считает, что тот должен знать тяжелую правду. Недаром стихотворение посвящено детям.

В третьей части автор предоставляет слово папаше, чтобы быть объективным. Любопытно, что он называет его папаша, а не отец. Это слово «снижает» образ героя.

Какого же мнения придерживается папаша-генерал?

Ваш славянин, англосакс и германец

Не созидать, разрушать мастера

Варвары, дикое скопище пьяниц...

Позиция генерала остается прежней – антигуманной, антидемократичной, он ставит себя выше всех. Папаша негативно относится к тем, кто стоит за чертой бедности. Он называет этих людей «варвары, дикое скопище пьяниц». Некрасов придерживается мнения, что именно народ строитель и созидатель. В конце третьей части генерал предлагает автору, чтобы он показал ребенку теперь «светлую сторону».

Четвертая часть начинается словами автора о том, что он рад показать «светлую сторону». Выдержана она в ироническом тоне. Здесь автор рассказывает о том, что строительство, наконец, завершилось.

Мертвые в землю зарыты

Больные в землянках

А живые собрались у конторы. Каждый подрядчику должен остался.

Такой была система штрафов. Далее появляется начальство в лице купца. Автор использует звукопись: «Праздный народ расступается чинно, // Пот вытирает купчина с лица // И говорит, подбоченясь картинно: // Ладно.. нешто... молодца... молодца». Автор повторяет звуковое сочетание «чин». «Чин» означает здесь «важность». Некрасов использует определение «праздный народ» иронично. И как антитеза этому – деталь «пот вытирает купчина с лица».

Заканчивается прощание с рабочими традиционно. Рабочим дарят бочку вина. И какова же реакция? Ура. Звучит авторский упрек в адрес народа по поводу рабского терпения, покорности. Рабочие выпрягли лошадей с повозки купчины. Сами впряглись и прокатили своего начальника. Эта деталь используется неслучайно. Вместо лошади впрягся народ. Значит народ – это та же лошадь.

Некрасов иронически заканчивает четвертую часть. Однако он любит народ, сочувствует ему и надеется, что наступит лучшая пора в его жизни. При этом автор подчеркивал, что это будет нескоро:

Жаль, только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Пример 2.

Анализ стихотворения Р.П. Ругина «Родимый лес».
Стихотворение Р.П.Ругина «Родимый лес» вошло в сборник «Снежные мелодии» изданного в 1976 г. Это лирическое произведение с элементами описания природы.

Образ лирического героя сливается с образом автора и выражает все его мысли, чувства, воспоминания, можно сказать, что стихотворение носит индивидуально-личностный характер. На это указывает и неоднократное употребление личных местоимений: я, у меня, ладонь моя, о наших.

По жанру произведение Р.Ругина «Родимый лес» является стихотворением, в котором выделяются элегические мотивы.

Ведущим образом в стихотворении является сам лирический герой, а именно его душевное состояние, вызванное самим лесом и воспоминаниями, связанными с этими местами.

Герой, войдя в лес, попадает в другой мир, который помогает ему отрешиться от проблем («суетные страсти и тревоги / Словно бы за тридевять земель»), по которому он очень соскучился: «Жадно пью лесной холодный воздух» - не вдыхает, а пьет, да еще и «жадно», как путник в пустыне, для которого вода жизненно необходима.

Раскрыть душевное состояние героя автору помогают такие языковые средства, как сравнения: простые сравнения, взятые из мира природы: чувства строги как лиственницы, мысль не путаются, прямые как стройная ель; развернутые сравнения:

«В лес войду – и в сердце потеплеет,

Будто теплый ветер прилетел,

Будто в холод малицу оленью

Кто-то добрый на меня надел».

Герой наслаждается тишиной, покоем, красотой каждого дерева, описывая которые автор использует эпитеты: «Рядом кедр торжественно притих, / А береза – вся, как будто в звездах, / В лепестках зубчато-золотых». Описывать очарование леса помогают автору метафоры: золотые струи солнца льются в тишину; олицетворения: лес «помнил», «берег», «не пустил на их порог».

Воспоминания о первой любви, также связаны с этими местами: «Здесь бродил я, нежностью томимый», и девушку он сравнивает с березкой, и прикосновение своей руки к любимой автор сравнивает с касанием березового листа: «И ладонь моя – робка, тепла, / Как листок березовый, легла».

В конце произведение звучит благодарность лесу за «все добро и ласку». Образ леса у Ругина равнозначен образу дома, недаром он называет его «родимый», это его малая родина, которую он воспевает в своих произведениях. Стихотворение написано пятистопным хореем, перекрестной рифмовкой, автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Данное произведение не отражает новых веяний, внесенных автором в хантыйскую поэзию. Оно написано в русле традиций хантыйской и мировой поэзии.
^ 3. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:
Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения

Специальность______________________________________


Группа______________________________________________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта________________________________________
_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________________________________________

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата предоставления на проверку______________________
4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах тетради оставлять поля.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4.4. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4.5. Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.

^ 4. Задачи для контрольной работы
Тема контрольной работы выбирается по желанию. Даются два варианта для выбора.

1 вариант. Выбирается конкретный автор и конкретное произведение. Формулируется тема так: Идейно художественный анализ произведения…(автор, название). Желательно выбирать лирическое произведение любого хантыйского поэта.

2 вариант. Выписать из текста любого произведения всевозможные примеры художественных средств. Отметить, с какой целью они используются.
5. Литература



  1. Аристотель. Поэтика. М., 1978.

  2. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М., 2003.

  3. Бореев Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск, 1997.

  4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

  5. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998.

  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин. М., 2003.

  7. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

  8. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.

  9. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Осьмакова Л.Н. М., 1982.

  10. Русская художественная культура второй половины Х1Х века: Картина мира. М.: Наука, 1991.

  11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

  12. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Дисциплина «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико-технологических процессов» входит в качестве неотъемлемой...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина «Литературоведческий анализ хантыйских и русских текстов» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница