Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н.




Скачать 209.77 Kb.
НазваниеПрограмма по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н.
Дата публикации14.02.2014
Размер209.77 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПРИНЯТО

Утверждено

на заседании педагогического

приказом директора школы

совета школы протокол от 30.08.2013 № 1

от 05.09.2013 № 534 С

Рабочая программа по литературе

для 6 класса

на 2013- 2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта,

Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана- М.: Просвещение, 2007

Автор-составитель:

Силантьева М.Б., Шишкина Е.С., Бовина М.В., учителя русского я зыка и литературы МБОУ СОШ №8

^ Учебник Е.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, А.В. Белова и др «Литература. 6 класс». М.: Просвещение, 2011

Кстово

2013

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих документов:

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089.

  • Федеральный базисный учебный план.

  • Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерная программа основного общего образования по литературе.

  • Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А.В. Белова, Л.Л. Гордиенко, О.А. Дмитриенко, М.Г. Дорофеева, Н.А. Колкова, И.Б. Костина, В.Г. Маранцман и др. Под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана. Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.


Построение программы 6-го класса в основном подчинено хронологическому принципу: от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей. В курсе соседствуют произведения русской и европейской литературы — с целью создать у ребят начальное представление о своеобразии индивидуального художественного мира в близких по теме и проблематике произведениях.

Изучение теории литературы поддерживает впечатление о многообразии и мощи искусства. Разнообразные формы эпоса (миф, сказание, былина, притча, поэма, баллада) и музыка поэтических размеров, понятия о юморе и сатире как разных способах отношения к действительности и особенностях поэтического образа (гипербола, символ и т. д.), наконец, внутренняя организация литературного произведения (конфликт, система образов, композиция, портрет, диалог, внутренний монолог) —данный диапазон теоретико-литературных понятий спобствует эстетическому освоению искусства слова.

^ Цели обучения

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание

^ Содержание тем учебного курса

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Человек и его поступок – 1 час

Мифы Древней Греции – 3 часа

Библейские сказания – 2 часа

Героический эпос народов мира – 2 часа

Героический эпос русского народа – 4 часа

Летопись – 2 часа

Д. Дефо – 2 часа

Ф. Шиллер – 2 часа

А. С. Пушкин – 5 часов

А. В. Кольцов – 1 час

М. Ю. Лермонтов – 6 часов

А.К. Толстой – 2 часа

И. С. Тургенев – 3 часа

Н. А. Некрасов – 2 часа

М. Е. Салтыков-Щедрин – 2 часа

Н. С. Лесков – 3 часа

Л.Н.Толстой – 3 часа

А. П. Чехов – 2 часа

М. Горький – 2 часа

В. В. Маяковский – 2 часа

В. В. Набоков – 2 часа

О.Генри – 1 час

Д.Хармс – 2 часа

М. А. Светлов – 2 часа

Б. Л. Пастернак – 2 часа

М. М. Зощенко – 2 часа

К. Г. Паустовский – 1 час

В. Г. Распутин – 2 часа

А. де Сент-Экзюпери – 3 часа

Текстуальное изучение произведений – 66 часов

Уроки внеклассного чтения – 4 часа.

Итого: 70 часов

^ Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы

6 класса

Учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



^ Календарно-тематическое планирование в 6а классе

урока

Тема

Теория литературы

^ Домашнее задание

Внеклассное чтение

Дата

Примечание

1

Человек и его поступок


Пословица, басня, рассказ

Работа в тетради по внеклассному чтению по рассказам А. П. Чехова «Размазня»

К. Г. Паустовский. «Робкое сердце»;

К. Рид. «Автоматический тигр»

А.П.Чехов «Размазня»







2

Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла.


Понятие о мифе


вопросы на стр.15-16

письменный ответ на вопрос «Чем Прометей отличается от Геракла?»


Древнеславянский миф о Солнце







3

Миф о Прометее.




читать стр. 23-28










4

Миф об Орфее




задание 3 стр. 32.










5-6

Библейские сказания:

Библия рядом с нами.

Сказание об Иосифе.




вопросы 1, 2 стр.44 (письменный ответ)

Библейские сказания по выбору учащихся







7

Героический эпос народов мира.

«Калевала»





Пересказ эпизодов эпоса с сохранением стиля повествования

читать стр.51-59


«Песнь о Роланде»; Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»







8-9

Понятие о героическом эпосе.Героический эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Понятие о героическом эпосе. Понятие о гиперболе

Сочинение по одной из картин Васнецова.


А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган», «Змей Тугарин







10

Былинный и мифологический герой. Сравнительная характеристика




вопросы 5, 6, 8 стр.83 (письменно в тетради)










11-12

Понятие о летописи. «Повесть временных лет» - первая русская летопись.


Понятие о летописи

Читать стр.88-104

Ответить на вопрос 5 письменно на стр.99 и вопросы 6 и 8 на стр.104


Рассказ о походе Олега на Царьград в изложении Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой, В. О. Ключевского







13-14

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо».




Сочинение на тему: «Как бы я жил на необитаемом острове»










15-16

Ф.Шиллер. «Перчатка» (в переводах В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова).

«Ивиковы журавли» (в переводах В. А. Жуковского и Н. А. Заболоцкого)

Понятие о балладе


Стр.129 (письменно в.1,3,5,6)

наизусть отрывок риз баллады "Перчатка", выучить определение баллады


Н. Гумилев. «Перстень», «Паломник»; Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»; баллады Р. Киплинга (по выбору учителя); баллады о Робин Гуде







17-18

А. С. Пушкин. «Повести покойного И.П. Белкина» - цикл повестей. «Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них.

Портрет литературного героя

Композиция


Сочинение-рассуждение на тему: «Герои и судьбы»


А. С. Пушкин. «Метель», «Соловей и роза»








19

Поэма «Полтава». Сюжет, главные герои и композиция поэмы.





Читать стр.140-167

Ответить на вопросы (стр.139-140)











20

«И грянул бой, Полтавский бой!»




наизусть отрывок из поэмы











21

Герой Полтавы




рисуем словесный портрет Петра, Карла, Мазепы (подтвердить цитатами)











22

Сопоставление стихотворений А. В. Кольцова «Соловей» и А.С.Пушкина «Соловей и роза»




Ответить на вопросы на стр.201.

Написать отзыв о романсе (стр.202, вопрос 1)











23-24

Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Прием сравнения как основа построения стихотворения. Метафора. Стихотворения «Утес», «Листок», «На севере диком...». Понятие о литературном символе.


Диалог в художественном произведении.

Понятие о поэтическом символе.

Сравнение стихотворения Лермонтова «На севере диком...» с одноименной картиной И. И. Шишкина


Г. Гейне. «На севере диком...» (в переводе В. Гиппиуса: «На севере кедр одиноко на голой вершине растет...»)








25-26

М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» (опыт интерпретации)




Выучить наизусть










27

«Песня про… купца Калашникова». История создания. Отражение эпохи Ивана Грозного в произведении.




Читать стр.216-234.










28

Поединок Калашникова и Кирибеевича. Понятие о художественном образе.




Пересказ истории создания поэмы

рисуем словесный портрет главных героев (подтвердить цитатами)










29

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Мир детства в творчестве писателя. «Детство»

Сочинение рассказов-воспоминаний


главы I-XIII (читать, отвечать на вопросы)











30-31

Образ Николеньки Иртеньева. Окружение Николеньки




главы XVI-XXVII (читать, отвечать на вопросы), словесные портреты главных героев










32

«Исповедальность» и «чувствительность» повести




анализ образа главного героя по плану










33-34

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Русский язык»

Понятие о конфликте

стихотворение "Русский язык" наизусть


И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч», «Певцы»








35

И.С.Тургенев рассказ «Бирюк». Конфиликт в литературном произведении




читать стр.7-17

стр.17 вопрос 8 письменно










36

Н. А. Некрасов. Поэма «Крестьянские дети»

Сюжет лирического стихотворения



словесные портреты героев, выучить отрывок наизусть











37

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Забытая деревня». Сюжет лирического стихотворения.




ответ на вопрос: "Какой вам видится забытая деревня"










38

М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начальное понятие о гротеске

Начальное понятие о гротеске

найти в сказке приметы гротеска

Стр.35-46 читать

Русские сатирические сказки «Не любо — не слушай», «Поп и разбойник», «Каша из топора»







39-40

Н. С. Лесков. «Левша». Понятие об иронии


Понятие об иронии

Устное сочинение о судьбе удивительного мастера

рассказ от лица левши об Англии

стр.84 (в.1-3 развернутый письменный ответ)

Н. С. Лесков. «Человек на часах»








41-42

А. П. Чехов. «Хамелеон».

Понятие о юморе и сатире

Понятие о юморе и сатире


Составление инсценировки по рассказу

Стр.89-96 читать

Ответы на вопросы на стр.89

А. П. Чехов. «Шуточка»








43-44

М. Горький «Детство». Система образов-персонажей литературного произведения. Детство Николеньки и Алеши: опыт сопоставления

Система образов-персонажей литературного произведения

Размышление «Чем отличается доброта от милосердия?»

описание -портрет дома Кашириных, чем он непременно должен напоминать своих хозяев

А. Н. Толстой. «Детство Никиты»







45

В. В. Маяковский. Личность поэта

Словотворчество и рифмы В. В. Маяковского

задание 5 стр.147 (цитатный план стихотворения)











46-47

В. В. Маяковский «А вы могли бы...», «Скрипка и немножко нервно...».

«Хорошее отношение к лошадям»




задание 3 стр.141 (письменно)










48-49

В. В. Набоков. «Обида». Понятие о рассказе


Понятие о рассказе

Сочинение автобиографического рассказа «Обида»

составить план рассказа, определить основные элементы композици










50-51

Д. Хармс. «Во-первых и во-вторых», «Случаи», «Скупость», «Я знаю, почему»




Д. Хармс. Произведения по выбору учеников










52-53

М. А. Светлов. «Гренада». Понятие о трехсложных размерах стиха

Понятие о трехсложных размерах стиха

Стр.174, вопрос 1(письменно)

Стр.176-178 читать, вопрос 1-3 (письменно)

М. Светлов. «Двое», «В разведке»; Н. Асеев. «Синие гусары»








54

Б. Л. Пастернак: факты биографии. «Как бронзовой жаровень…»

Понятие о поэтическом образе

Чтение наизусть



И. А. Бунин. «Лес, — и ясно-лазурное небо глядится...»

(по желанию наизусть)







55

Б. Л. Пастернак «Июль», «Ночь»




Анализ стихотворений











56-57

М. М. Зощенко. «Голубая книга» («Происшествие»)


Автор и рассказчик

Рассуждение «Уроки, которые я запомнил»

ответы на вопросы стр.198-199

М. М. Зощенко. «Голубая книга» (инсценировка рассказов по выбору)







58

К. Г. Паустовский. «Старик в станционном буфете» (из книги «Золотая роза»)

Понятие произведение искусства

Читать стр.203-207

Стр.207 (ответы на вопросы)


К. Г. Паустовский. «Золотая роза»







59

В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»

Автор и герой в литературном произведении

читать самостоятельно повесть "Урок французского"

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»








60

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.




задания 1,2 (письменно) стр.211










61

Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика




Словесный портрет главного героя и учительницы в повести










62

Р/Р «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»




Подготовка к сочинению










63

Р/Р Классное сочинение «Главный герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»




Читать В.Железников «Чучело»










64

Внеклассное чтение. В.Железников «Чучело»




Составление словесных портретов героев.










65

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» .


Понятие о притче. Понятие об афоризме

читать стр.223-293










66

Образы «взрослых» в произведении




выписать в тетрадь образы-символы и афоризмы из "Маленького принца"










67

«Мы в ответе за тех, кого приручили»




Сочинение-миниатюра по одному из полюбившихся афоризмов из «Маленького принца»










68

Человеческие ценности в сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Понятие о литературной притче.




Подготовка к итоговой работе










69

Итоговая работа по литературе




Чтение Ж.Верна «Дети капитана Гранта»










70

Внеклассное чтение. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»




Список литературы на лето












Учебно-методическое обеспечение

  • Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./; под редакцией В.Г. Мармнцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2009;

  • Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под редакцией чл.-корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана.- СПб.: СпецЛит, 2000;

  • Читатель и время: рабочая кн. по лит. : 5-6 кл./ под редакцией В.Г. Маранцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.:Просвещение, 2008;

  • Литетература: Тесты.5-8 кл.: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина. -М.: Дрофа, 2001;

  • Литература в таблицах:5-11-й кл.: справ.материалы/Н.А.Миронова.-М:АСТ:Астрель,2010;

  • Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя/ Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2002;

  • Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие/С.И. Райский, Е.В. Ерошкина.- М.: Айрис-пресс, 2008.

  • Интернет ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconЛитература 5-11классы
Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян,...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа По литературе мбоу средней общеобразовательной школы №8
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Примерной программы по литературе для основной общей школы с учетом Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина,...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа: «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В....

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по предмету русская литература для 8 класса
Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе 7 10 классы Учитель: Гречка Т. И
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе для 7 «А» класса (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной школы/...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Авторы: А. В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. iconРабочая программа по литературе 11 класс А
«Программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница