Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г




Скачать 82.24 Kb.
НазваниеУчитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г
Дата публикации13.02.2014
Размер82.24 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Мазур Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского ИМЦ г. Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, победитель районного конкурса педагогических

достижений в номинации «Учитель-предметник».
«Жить - самое простое дело?» (Имитационная игра)
Цели проведения

  1. Демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;

  2. Создание условий для включения всех участников в активную деятельность;

  3. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

  4. Передача продуктивных способов работы;

  5. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.

^ Форма взаимодействия

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Оборудование

Компьютерная презентация, работа со smart - доской, раздаточный материал.

^ Алгоритм проведения мастерской

Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование - рефлексия

^ Ход мастерской

Тему занятия подсказало стихотворение Б.Л. Пастернака «Чувство жизни»:

Существовать не тяжело

Жить - самое простое дело.

Зарделось солнце и взошло

И теплотой пошло по телу,

Со мной сегодня вечность вся

Вся даль веков без покрывала

Мир божий только начался,

Его в помине не бывало,

Жизнь и бессмертие - одно,

Будь благодарен высшим силам

За приворотное вино,

Бегущее огнем по жилам.

  1. Индукция. Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие.

Перед вами несколько толкований многозначного слова «чувство».Как вы думаете, какое из значений этого слова наиболее полно отражает то, о чем пишет Пастернак? Почему вы так считаете?

Чувство

  • Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее;

психофизическое ощущение, испытываемое человеком;

  • Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв;

  • Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание;

  • Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления;

  • Способность воспринимать, осознавать что-либо на основе своих ощущений, впечатлений;

  • Интуитивное понимание чего-либо.


Как вы думаете, какое чувство является ведущим в стихотворении?

Запишите слова-ассоциации к слову «жизнь»

Обмен ассоциациями.

Разделите слово «жизнь» на буквы, запишите новые слова, начинающиеся с букв, составляющих это слово и связанные, по - вашему, с понятием «жизнь».

Вашему вниманию предложена палитра цветов. Если бы вам необходимо было одним - двумя цветами изобразить жизнь, какой цвет вы бы выбрали? Обоснуйте свой ответ.

  1. Самоконструкция. Индивидуальное создание решения.

Расположите понятия и порядке убывания их значения в вашей жизни

( учеба, дом, деньги, увлечения, спорт, любовь, хобби, кино, здоровье, театр, путешествия, родители, искусство, дружба, развлечения)

Напишите формулу:

Моя жизнь = …………………………..

  1. ^ Социоконструкция - социализация. Выбор пути, решения.

Возвращаясь к стихотворению Б. Пастернака, попробуйте ответить на вопрос: почему поэт пишет: «Жить - самое простое дело…»?

  1. Разрыв. Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Участники занятия объединены в группы. Представьте себе, что ваша группа - редакционная коллегия. Издательство поручило вам составить сборник стихотворений, объединенных понятием «жизнь».

Перед вами подборка стихотворений русских поэтов. Выберите 3 - 4 стихотворения, которые ,по-вашему, обязательно должны войти в этот сборник. Назовите сборник строчкой из стихотворения. Это будет название вашей антологии.

  1. ^ Творческое конструирование знания. Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием.

Составление сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии.

  1. Афиширование. Представление результатов деятельности.

Выступления групп.

  1. Рефлексия. Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.

Как вы считаете, какое отношение имеет задание по составлению сборника стихотворений к теме мастерской?

Возникли ли у вас во время занятия какие-либо новые чувства?


Приложение

Стихи:

А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет…»,

М. Лермонтов «И скучно и грустно»,

С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»,

А. Тарковский «Вот и лето прошло»,

В. Высоцкий « Я не люблю»,

Е. Евтушенко «Метаморфозы»,

А. Твардовский «Нет, жизнь меня не обделила»,

Б. Окуджава «По Смоленской дороге», «Грузинская песня», «Любовь и разлука»,

Б. Слуцкий «Радость и горе»,

А. Вознесенский «Осень в Сигулде», «Бьет женщина»,

А. Аронов «Если у вас нету дома»,

И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку»,

М. Цветаева «Вскрыла жилы: неостановимо…»,

И. Анненский «Когда б не смерть, а забытье»,

А. Галич«Когда я вернусь»,

А. Шевчук «Последняя осень», «Вороны», «Ветер», «Это все».


Технологическая карта мастерской

п/п

Этапы мастерской

Цель занятия

^ Содержание этапа

Формы работы

Комплексное обеспечение

Научные идеи

1.

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1

Ответы на вопросы, связанные с названием стихотворения Б. Пастернака «Чувство жизни»

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход










Индуктор 2

Слова-ассоциации к слову «жизнь»

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход










Индуктор 3

Запись новых слов, начинающихся с букв, составляющих слово «жизнь»

Фронтальные

Работа со smart-доской

Деятельностный подход










Индуктор 4

Выбор из палитры цветов, которыми можно изобразить жизнь

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход,

2.

Самоконструкция

Индивидуальное создание решения

Создание рейтинга значимости жизненных понятий, создание индивидуальной формулы «моя жизнь=……

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

3-4.

Социоконструкция-социализация

1.Выбор пути, поиска решения

2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской

Ответ на вопрос: почему в стихотворении «Чувство жизни» поэт Б. Пастернак пишет: «Жизнь-самое простое дело…»?

Фронтальные

Компьютерная презентация

исследовательский подход

5.

Разрыв

«Озарение», «понимание» себя, других, приема, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Чтение стихов русских поэтов, выбор 3-4 стихотворений, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «жизнь»

Индивидуальные

Раздаточный материал. Тексты стихотворений русских поэтов 19-20 веков

Деятельностный подход, исследовательский подход

6.

^ Творческое конструирование знания

Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием

Составление сборника стихотворений, объединенных понятием «жизнь», выбор названия антологии

Групповые

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

7.

Афиширование

Представление результатов деятельности

Выступление групп

Коллективные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

8.

Рефлексия

Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской

Ответ на вопрос:

Как вы считаете, какое отношение имеет задание, связанное с составлением сборника, к теме мастерской?


Фронтальные

Компьютерная презентация, музыкальное сопровождение.

А. Вивальди «Времена года»

Рефлексивный подход




В приложении читателям предложена подборка стихотворений, а также компьютерная презентация. В качестве музыкального сопровождения выбрано произведение А. Вивальди «Времена года». Урок может быть проведен в 11 классе.

Мастерская также может быть предложена педагогам в качестве мастер-класса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г icon«Отражение черт Демона в характере Григория Александровича Печорина»...
Кожарова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка»
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Васильева Елена Владимировна

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconЛитературное образование сегодня
Зубарёва Н. П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического...

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Я, Хазиева Залия Манафовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального образовательного...

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г icon«Серебряный век в литературе и искусстве»
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Смыслова Галина Федоровна

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconРабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс
Александрова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconПлан работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Куляндина Е. В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconАнализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ...
Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №41 имени Эриха Кестнера, методист по русскому языку и литературе Приморского имц г iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство...
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница