Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации13.02.2014
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по литературе 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2004 год, базовый уровень).

В основу рабочей программы положена программа общеобразовательных учреждений «Литература. 1-11 классы, под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001. Она обеспечивает усвоение знаний учащихся по курсу «Русская литература XX века», а также:

- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по литературе;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Программа является общеобразовательной. Выбор данного типа программы обусловлен тем, что количество часов по программе соответствует количеству часов по учебному плану школы, и тем, что курс литературы в общеобразовательном учреждении реализуется на базовом уровне.

В учебном плане учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации выделено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Из них:

- на изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений – 91 час;

- на развитие речи – 14 часов
^ Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Важнейшим принципом построения курсы литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, с также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Задачи изучения курса:

  • научить школьников видеть художественные явления в их развитии;

  • понимать логику литературного процесса;

  • научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);

  • понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;

  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


^ Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (102 ч.)




Система уроков

Педагоги-ческие средства

Вид деятельности учащихся

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работы учащихся)

Информационно-методическое обеспечение

Диагностика

Кол-во часов

Дата

Учебно-познавательная

литературоведчес-кая

информационная


1

^ Русская литература XX века в контексте мировой культуры.

Цель: показать взаимосвязь русской литературы XX века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы русской литературы XX века.

Лекция беседа

Коллективная

Знать основные темы и проблемы русской литературы XX века.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой.




Составление плана, тезисов лекции.







1



2


^ На рубеже веков”. (Литература начала 20 века). Цель: дать представле-ние о тенденциях русской литературы конца XIX – начала XX века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модер-низм», «декаданс»


Лекция беседа.

Коллективная, индивидуаль-ная

Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков

Модернистские группы: символисты, акмеисты, футуристы.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX –начала XXв.в-М.,1988

Конспекты статей В.Ленина, В.Брюсова, Д.Мережковского

1




3

^ Истоки русского символизма.

Цель: показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.

Коллективная

Знать о влиянии западноевропей-ской философии и поэзии на творчество русских символистов. Уметь находить символы в произведениях символистов и раскрывать их значение.

Символизм, символ, старшие символисты, младосимволис-ты.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов.

Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя.–М.: Просвещение, 1999.

Конспекты статей теоретиков символиз-ма.

1




4

^ В.Я.Брюсов- удивитель-ный поэт, переводчик и человек.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Проб-лемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информавции по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для система-тизации ин-формации; создание устных и письменных высказываний.


Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.


Чтение наизусть.

1




5

^ Поэзия К.Д.Бальмонта.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере стихотворе-ний поэта показать основные мотивы и темы поэзии.

Проблемные зада-ния

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для систе-матизации информации; создание устных и письменных высказываний.

Пиманова О.В. Поэт с «утренней душой». К.Бальмонт. – ЛВШ, №1, 1998.

Чтение наизусть.

1




6

^ Поэзия «младосимволистов» (А.Белый, Ф.Сологуб).

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтов -«младосимво-листов» обзорно; на примере стихотворе-ний показать основные мотивы и темы поэзии.

Проблемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэтов - «младосимволис-тов».

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Умение анализировать поэтический текст




Чтение наизусть

1




7

^ Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С.Гумилё-ва.

Цель: дать понятие об акмеизме как литературно-художествен-ном направ-лении; познакомить с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва

Лекция проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать основные положения акмеизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением.

Акмеизм

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.




Анализ стихотворений.

1




8

^ Поэты, творившие вне литера-турных тече-ний. Смысл поэзии И.Ф.Аннен-ского.

Цель: познакомить с личностью поэта; дать представ-ление об особенностях поэзии И.А.Анненского.


Лекция проблемные зада-ния.

Коллективная, индивидуаль-ная.

Знать биографию и особенности его творчества.

Уметь выступать с устным сообщением.

ИВС

Умение пользоваться различными источниками информации.




Анализ стихотворения.

1




9

^ Футуризм. «Эгофуту-ризм» Игоря Северянина.

Цель: познакомить с манифестами футуризма, их пафосом и проблемати-кой, обзорно познакомить с жизнью и творчеством И.Северянина

Проблемные зада-ния.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать манифесты футуризма, их пафос и проблематику, знать о жизни и творчестве поэта.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

ИВС

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; создание устных и письменных высказываний.




Чтение наизусть.

1




10

^ Р./р. Сочинение по твор-честву поэтов конца XIX – начала XX века.

Цель: обобщить и закрепить знания материала по данной теме; выявить умение осмысливать тему, определить её границы, закрепить навык оформления цитат из поэтического текста.

Проблемные зада-ния.

Индивидуаль-ная

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.




Умение создавать письменный текст на заданную тему; самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа.







1




11

^ Жизнь и творчество А.Блока. Романтичес-кий мир раннего Блока.

Цель: познакомить с полной душевных бурь, событий жизнью поэта; раскрыть своеобразие раннего мира поэта; сформировать представле-ние о наиболее характерных художествен-ных приёмах, символичес-ких образах.


Лек-ция, работа с кни-гой, де-монст-рация.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать о жизни и творчестве поэта, мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.

Уметь анализировать поэтическое произведение.

Символика, ИВС образ Прекрасной Дамы.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.




Тестирование по типу ЕГЭ.

1




12.

^ Тема России, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве Блока.

Цель: показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

Семи-нар

Индивидуаль-ная, коллек-тивная.

Знать содержание цикла «На поле Куликовом» и стихотворений поэта о родине.

Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России.

Символ, ИВС.

Умение вести диалог, дискуссию.




Чтение наизусть.

1




13.

^ История создания поэмы «Двенад- цать» Блока.

Цель: познакомить с историей создания поэмы; показать особенности сюжета, своеобразие композиции и героев.

Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.

Коллективная.

Знать историю создания поэмы «Двенадцать» А.Блока, сюжет, героев, своеобразие композиции.

Поэма, ИВС.

Создание устных высказываний; использование различных источников информации.




Чтение наизусть.

1




14

^ Художественное своеобразие поэмы «Двенад-цать».

Цель: познакомить со строфикой, интонацией, ритмом поэмы, её основными символами.

Проблемные зада-ния, работа с кни-гой.

Групповая, индивидуаль-ная.

Знать художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Символы

Умение вести диалог, дискуссию.

Штейнбух Ф.М. «Белый венчик» Христа. Перечитывая поэму А.Блока «Двенадцать». РЯЛ в ср. уч. зав. УССР, №7, 1990.

Чтение наизусть.

1




15-16

^ Р./р. Сочинение по твор-честву А.Блока.

Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением.


Иссле-дова-тельс-кие зада-ния.

Индивидуаль-ная.

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.




Создание письменных высказываний.







2




17

^ И. А.Бунин: судьба и творчество.

Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, обозначить основные темы его творчества.


Беседа, работа с тек-стом.

Коллективная, индивидуаль-ная

Знать биографию писателя.

Уметь выступать с устным сообщением.

Психологизм пейзажа в художественной литературе

Уметь применять для решения учебных задач информацион-ные и телекоммуника-ционные технологии.

Смирнова Л. А. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991

Конспект тезисов лекции

1



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка
Примерной программы основного (общего) образования с учетом авторской программы Р. Н. Бунееева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе....

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 5-9 класс Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Рабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница