Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена




Скачать 435.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена
страница1/3
Дата публикации07.02.2014
Размер435.89 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
c:\users\гузель\desktop\105___05\img_2293.jpg



Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.).

Программа составлена с учётом специфики восприятия литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

^ Структура документа

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Исходя из этого, рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

  • пояснительную записку;

  • содержание тем учебного курса;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • произведения для заучивания наизусть;

  • перечень учебно-методического обеспечения.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

^ На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

^ Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель преподавания русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:

  • выявление характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



^ Раздел II. Содержание тем учебного курса 8 класс (70ч)

Художественная литература и действительность

Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.

Русская литература XIX века
А.С.Пушкин.

Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар». Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».

Образ «маленького человека» в «Станционном смотрителе»

^ Теория литературы: Стихотворная строфа. Повесть как жанр литературы.

Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

М.ЮЛермонтов.

Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Поэма «Мцыри».

^ Теория литературы: Поэма как литературный жанр.

Н.В.Гоголь.

Комедия «Ревизор».

Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

^ Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь. «Петербургские повести».

И.С.Тургенев.

Биография. Рассказы «Певцы», «Бурмистр». Внеклассное чтение: И.С.Тургенев. «Живые мощи». Стихи о любви к природе. Ф.И.Тютчев «Я встретил вас - и всё былое...»

А.А.Фет «На заре ты её не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»
А.К.Толстой

«Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...»

Н.А.Некрасов.

Биография. Поэма «Мороз, Красный нос».

Печальная доля русской крестьянки в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская». «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»

^ Развитие речи: Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Гражданские мотивы лирики Н.А.Некрасова»

Н.С.Лесков.

«Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа.

Л.Н. Толстой.

«После бала». Обличительный характер рассказа.

^ Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения.

Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Юность» (главы)

А. П. Чехов.

Изображение духовного оскудения личности в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

^ Русская литература XX века

И.А.Бунин.

Грустные размышления автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи»

А.И.Куприн.

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»

Максим Горький.

«Мои университеты». Автобиографическая основа повести. ^ Внеклассное чтение: М.Горький. «Сказки об Италии»

В.В.Маяковский.

«Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

М.И.Цветаева.

«Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась», «Тоска по родине!..»

О. Э.Мандельштам.

Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны...»

К.Г.Паустовский.

Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма» ^ Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга» Развитие речи: Сочинение на тему «Тема человечности в русской литературе.

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы

^ Развитие речи: Сочинение по картине художника Ю.Неприянцева «Отдых после боя»
Стихотворения о Великой Отечественной войне.

А.А.Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь...»;

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...»;

М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты...», «В лесу прифронтовом»

^ Литература народов России

Муса Джалиль «Мои песни», «Палачу»

А.П.Платонов.

Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение»

А.А.Ахматова.

Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество»

А.И.Солженицын.

Идея ,тема рассказа « Как жаль».

В.П.Астафьев.

«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.

Н.М.Рубцов.

«Привет, Россия», «Русский огонёк», «Поэзия»

Ч. Т.Айтматов.

«Белый пароход» («После сказки»)

^ Зарубежная литература
В. Шекспир. Сонеты. «Ромео и Джульетта»

Д. Свифт. «Путешествие Гулливера»

А. Конан-Дойл «Пёстрая лента»

П. Мериме . Новеллистика. «Берегись любящей»

О. Генри. «Дары волхвов»

^ Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся по русской литературе за курс 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • Тексты художественного произведения.

  • Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  • Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  • Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  • Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  • Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  • Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  • Давать анализ отдельного эпизода.

^ Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть

А.Пушкин. «К Чаадаеву»

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас - и всё былое...»

А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад...» А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно...» И.Ф.Анненский. «Снег»

М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...»

О.Мандельштам. «Мы живём, под собою не чуя страны...»

А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»

Муса Джалиль «Мои песни», «Палачу»(по выбору)

А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

^ Б.Л.Пастернак. «Снег идёт»

Н.М.Рубцов. «Привет, Россия»

8 класс, литература






^ Тема урока


Кол-во

ча-сов

Тип урока



Вид деятель-ности уч-ся


^ Виды контроля


Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения


план

факт



^ Введение (1 ч.)


1

Худ. литература и действительность

1

Изучение нового материала

коллективная

Выявление читательских интересы




03. 09


17.09






^ Русская литература XIX века (36ч.)




2

А.С.Пушкин. «К Чаадаеву». «Во глубине...«.Верность идеям свободы

1

Изучение нового материала

Групповая, индивидуаль ная

Выучить наизусть..

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

06. 09

20. 09

3

Стихотворения «Арион», «Анчар». Обличение деспотизма

1

Изучение нового материала. Рассказ

учителя с элементами беседы

Индивидуаль ная, коллективная

Выразительное чтение. Анализ стихотворения.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

10. 09

24. 09

4

Повесть «Капитанская дочка». История создания.

1

Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы

Индивидуаль

ная,групповая

Работа по вопросам

Уметь делать сообщение о пугачёвском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачёва

13.09

27. 09

5

Образы Гринёва, Швабрина. Прием контраста в системе образов.

1

Беседа, анализ эпизодов

Групповая

Пересказ содержания по плану

Знать содержание

произведения; этапы формирования характера героя

17. 09

01.10

6

Изображение народного движения. Образ Пугачёва.

1

Беседа, анализ эпизодов

Групповая

Беседа по вопросам.

Знать исторические сведения о Пугачёвском восстании, содержание произ- ия; его проблематику. Уметь давать характеристику героям; знать содержание изучаемых глав в тексте

20.09

04. 10

7

Роль эпиграфа. Язык и стиль повести

1

Беседа, анализ эпизодов

Коллективная групповая

Бесед а по эпиграфам.

Уметь глубоко анализировать текст; рассуждать о роли эпиграфов

24. 09

08. 10

8

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. «Проблемы долга и чести в «Капитанской дочке.», «Мой любимый герой» и др. Для самостоятельного чтения. А.Пушкин «Станционный смотритель»

1

Урок-контроль

Индивидуальная, коллективная

Сочинение.

Знать содержание и проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме, сформулировать тему


27. 09

11. 10

9

Вн.ч. К.Паустовский. «Михайловские рощи».

1

Беседа, анализ эпизодов

Коллективная

Пересказ содержания. Ответы на вопросы.

Знать содержание произведения, нравственную проблематику

01.10

15. 10

10

М.Ю.Лермонтов. Образ Кавказа в стихотворениях «Синие горы…», «Люблю я..».

1

Изучение нового материала. Рассказ

учителя с элементами беседы

Индивидуаль ная, коллек- гивная

Анализ

стихотворений

Знать основные факты жизни и творчества поэта; уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать

04. 10

18. 10

11

«Три пальмы».

Взаимоотношения человека и природы.

1

Изучение нового материала

Индивидуаль ная, коллективная

Анализ стих-я. Выраз-ое чтение.

Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведения; выражать своё отношение к прочитанному

08. 10

22. 10

12

Поэма «Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри.

1

Изучение нового материала

Индивидуаль ная, коллективная

Выразительное чтение

Знать содержание произведения;

уметь анализировать поэтический текст


11. 10

29. 10

13

«Мцыри». Контраст между жизнью в монастыре и за её пределами. Теор»ия о поэме

1

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Индивидуаль-ная

Коллективное

обсуждении

содержания

Знать содержание произведения; наи-зусть отрывок; уметь делать выводы в результате анализа текста,фрагмен-та;характеризовать роль выразительных средств, находить их в тексте

15. 10

01.11

14

Р.р. Сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок развития речи

Индивидуаль-ная

Сочинение.

Владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению

18. 10

12.11

15

Вн.чтение.

К.Паустовский. «Разливы рек».

1

Урок-конкурс на лучшего рассказчика

Индивидуаль ная, коллективная

Ответы на

вопросы.

Пересказ.

Владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитан-ному произведению; выражать своё отношение к прочитанному

22. 10

15.11

16

Н.В. Гоголь «Ревизор». Сущность чиновников в комедии

1

Изучение нового материала

Индивидуаль пая,

групповая

Размышление над

прочитанным.

Знать основы сценического поведения; содержание комедии. Владеть различными видами пересказа;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выражать своё отношение к прочитанному; выразительно читать фрагменты комедии

25. 10




17

Мастерство Н.В.Гоголя - комедиографа

1

Беседа-анализ эпизодов

Индивидуаль ная

Портретная характеристи-ка главного героя.

Знать основы сценического поведения; содержание комедии; выразительно читать фрагменты комедии; перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета

29. 10




18

И.С.Тургенев. «Певцы». Вера в духовные силы человека.

1

Изучение нового материала

Коллективная

Устное сочи-нение «Тяжкая доля народного таланта».

Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

01.11




19

«Бурмистр». Картины русской жизни.

1

Изучение нового материала

Индивидуаль ная, коллективная

Пересказ эпизодов

Уметь самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали; авторскую позицию

12.11




20

Вн. чт.. Рассказы Тургенева («Часы». «Три встречи», Живые мощи» и др. по выбору.)

1

Беседа-анализ эпизодов

Индивидуаль ная

Пересказ сод-я. Работа по вопросам.

Знать содержание рассказов; кратко изложить содержание отдельных эпизодов;

15.11



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconУчебного предмета «Русский язык» 11 класс, базовый уровень Разработана...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа по литературе для 8 класса школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа по литературе для 11 класса школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconРабочая программа по литературе в 9 классе (базовый уровень) Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка по литературе 5-9 класс Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена iconПояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе...
Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница