Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и другие




Скачать 127.75 Kb.
НазваниеПоэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и другие
Дата публикации05.02.2014
Размер127.75 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка..."
Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья". "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками "самолюбивой" пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
...Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и другие.
Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на, Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина,' поэт клеймит тех, "кто жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они- гонители таланта, сплетники, наушники, "свободы, гения и славы палачи" стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенъя
Из золотых ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

^

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова






Погиб Поэт - невольник чести,
пал, оклеветанный молвой...

Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов - "поэт уже совсем другой эпохи". Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: "Какая польза нам от нее?" Поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение "Смерть поэта" написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это "свободы, гения и славы палачи". Поэт - гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и "мир дальний" вновь одержал победу. Однако есть "божий суд", "есть грозный судия". Время, века, человечество скажут свое слово. Поэт-пророк - это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении "Поэт" (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих "звучал, как колокол на башне" в прошлом "во дни торжеств и бед народных". Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочтен теперь "блесткам и обманам". Заключительная строфа - это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
Проснешься ли опять, осмеянный пророк,
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножен нe вынешъ ты клинюк,
Покрытый ржавчиной презренья.
Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: "Пойдите прочь". Не таков пророк "совсем уже другой эпохи". Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо "Пророк", повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: "Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Лермонтов показывает уже отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество, высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всевиденъе пророка...
Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Глухи только люди. Через шумный град пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский -поэт получал иногда своего рода "социальный заказ": "Сердца собратьев исправляй..." Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна. Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка - упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки теми поэта и поэзии. История повторилась, и сама эта повторяемость могла служить указанием лишь на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой. Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. "Пророк" - это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. "Журналист, читатель и писатель" уже самим названием и драматической формой напоминает "Разговор книгопродавца с поэтом". Современная Лермонтову поэзия явно деградировала:
Стихи - такая пустота,
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот...
Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?
Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в "мелкие нападки на шрифт, веньетки, опечатки". Обвинения критиков беспощадны:
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету,
А просто грязная вода.
Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: "О чем писать?" Лишь изредка "забот спадает бремя" Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: "Тогда пишу. Диктует совесть. Пером сердитый водит ум". Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэтпророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М.Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.

^ Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от
особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский
сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки
гневные и трагические:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела,
чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году,
отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”.
Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по
1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание
своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается
стихотворением:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого
английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и
принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и
близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы
его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на
скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского
поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике
Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть
поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не
сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против
царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том,
насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он
сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не
только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других
душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой,
- следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком
обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в
стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое
истинное значение и функцию:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах
умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она
звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое
назначение и уже не играет такой роли, как раньше. Современники Лермонтова
перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе”
поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают
знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом
размеренным и словом ледяным”.
Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем
поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения.
Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему,
насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он
возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело.
Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего
вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных,
самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из
них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией
своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов
показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется
личность и правит невежество и бездуховность.


^

Патриотическая лирика Лермонтова



Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении "Родина" поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете "белеющих берез". Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на
челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Но Россия Лермонтова - не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -...Немытая Россия, Страна рабов, страна господ...
Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия...".
В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России.
В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри -не вы!
Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое "толпой угрюмою и скоро позабытой" пройдет, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда".
Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма "Песня про купца Калашникова". Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.
Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своею поступка, не склонил своей гордой головы:
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.
В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя, и если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним "Выхожу один я на дорогу...", стихи, ставшие песней.
За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского - Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

^ ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА


Погиб Поэт - невольник чести, пал, оклеветанный молвой...
Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не
упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов - "поэт уже совсем другой эпохи". Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: "Какая польза нам от нее?"
Поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он
уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение "Смерть поэта" написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это "свободы, гения и славы палачи". Поэт - гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и "мир дальний" вновь одержал победу. Однако есть "божий суд", "есть грозный судия". Время, века, человечество скажут свое слово.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconУрок литературы в 7 классе Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconКак называется имение, где прошло детство М. Ю. Лермонтова?
Впечатление от смерти какого русского поэта легло в основу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconПоэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонта,...
В стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, Лермонтов выступил как выразитель гнева народного,...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconМихаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на уроке вспомним биографические сведения М. Ю. Лермонтова, научимся анализировать стихотворение...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconЛермонтова воспитала его бабушка, потому что его мама умерла
Смерть Пушкина сильно повлияла на Лермонтова и он написал стихотворение «Смерть поэта» и из-за этого стихотворения он был арестован...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconАнализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" 29 января 1837 год
А. С. Пушкина. Он говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconУрока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта
Лермонтова, «уголок» гостиной – столик, покрытый бархатной скатертью, подсвечник, раскрытый томик стихов, чернильница с пером, портрет...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconПоэт… Какова же его роль в жизни общества?
Разочарование в поэзии, навеянное годами ссылки, проходит, и поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой стихотворения «Пророк» перерождается...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие iconУбийство Лермонтова можно было раскрыть
Пятигорске разразилась страшная гроза с проливным дождем. Такого разгула стихии не помнили даже старожилы. На исходе этого же дня,...

Поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и другие icon«Гений и злодей»
Предлагаемый урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница