Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать?




Скачать 56.89 Kb.
НазваниеВопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать?
Дата публикации22.06.2013
Размер56.89 Kb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > Литература > Книга
АННОТАЦИЯ.

Данная работа посвящена исследованию потери интереса к чтению у учащихся второй ступени общеобразовательной школы – 6, 7, 8 классы МКОУ СОШ №5,г.Кизляр.

Опросы учащихся должны вскрыть причину – почему современные школьники мало читают книги ; если читают, то что и по каким источникам информации. Основным методом исследования стало письменное анкетирование учащихся и устный опрос директора школы, руководителя ШМО русского языка и литературы, библиотекаря нашей школы. В проекте предложены некоторые пути решения исследуемой проблемы.

Полученные данные позволяют думать, что ещё не всё потеряно в поставленной проблеме. Учащиеся всё-таки отдают предпочтение бумажной литературе, но интернет набирает поклонников большими темпами.

Результатом работы над проектом стал главный вывод – нельзя дать погибнуть книге.

^ Книга - это имущество, завещаемое умом чело-

вечеству, предназначаемое для передачи из

поколения в поколение...

Д. Аддисон (слайд 3)

Мы постоянно слышим о том, что современные школьники потеряли интерес к чтению, к непосредственному общению с книгой. Эта проблема в последнее время стала особенно актуальна. Для более полного её изучения мы решили провести социальный опрос среди 6, 7, 8 классов учащихся нашей школы.

Цели опроса (слайд 4 и 5): 1) исследование духовно-нравственных и культурных ценностей личности школьников; 2) выявление уровня значимости книги для подростка; 3) выводы по результатам опроса.

Вопросы анкеты (слайд 6):

1. Любите ли вы читать?

  • Да.

  • Нет.

2.При выборе источника чтения чему вы отдадите предпочтение?

  • Книге.

  • Журналу.

  • Интернету.

3.Какие жанры литературы вы предпочитаете?

  • Романы.

  • Рассказы.

  • Фантастика.

  • Беллетристика.

  • Детективы.

  • Другое.

4.Знакомы ли вы с творчеством писателей земляков?

  • Да.

  • Нет.

Анализ анкеты (слайды 7-11): результаты опроса показали, что 62 % опрошенных школьников любят читать, но предпочтение отдают книге – 26% , журналам – 15%, а интернету – 59% опрошенных. Среди жанров литературы разделение в полне естественное, так как это школьники 6-8 классов : 67% - читают фантастику, 21% - рассказы ( так как они короткие), 9% - детективы и 3% - романы.

По вопросу №4 результат был очевиден, так как в данной группе классов не изучается дагестанская литература, на которой основная масса школьников впервые знакомится с творчеством земляков.

Общий вывод №1 по анкетированию: если за единицу измерения принять серьёзную книгу, которая учит думать, понимать, размышлять, то можно сказать, что школьники читают мало. Причины потери у школьников интереса к чтению обобщим в пять пунктов (слайд 12).

  1. Мало читают серьёзную литературу.

  2. Развлекательная литература не учит думать и размышлять.

  3. Потеря нравственных ориентиров подрастающим поколением.

  4. Пустуют культурные учреждения.

  5. Распад национальной культуры и традиций.

Несомненно о пользе чтения современные школьники знают . Однако не все понимают, для чего она нужна, как научиться пользоваться книгой с толком , извлечь пользу и научиться уважать печатное слово. Френсис Бекком ещё в XVII веке сказал: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.» , но разве эти слова перестали быть истиной?

Анализируя полученные данные опроса школьников в нашей школе , приходим к выводу: пробудить интерес к чтению можно на классных часах, участием в литературных викторинах, конкурсах, на экскурсиях в библиотеки и музеи. Всё выше сказанное решено объединить в акцию «Читаем книги».

Современная молодёжь свой досуг проводит не за чтением книг, а в общении с компьютером. Но разве могут информационные технологии заменить живое слово писателя, влияя на душу и сердце читателя? Вопрос всё-таки не в том, надо читать или не надо, а в том, что чтение не только развивает, но и воспитывает духовно-нравственные ценности человека.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей , когда людям некогда остановиться, подумать, хорошая книга заставляет оглянуться и увидеть тех, кто рядом, кто нуждается в помощи, чтобы каждый исцелился благодаря доброте и участию. Ведь хорошая книга учит доброте так, чтобы она стало естественным в жизни человека.

Помимо опроса учащихся были взяты интервью у директора школы №5 Мустафаевой Н.Н., руководителя ШМО русского языка и литературы Магомедалиевой М .М. , а так же библиотекаря нашей школы Магомедовой З.М. (слайды 13-14).

Вывод №2. Проведённые интервью показали, что учителя очень обеспокоены сложившейся ситуацией с чтением , кроме того, были получены компетентные советы относительно того ,как решить проблему с мало читающими школьниками.

Рассмотрим печальную статистику по нашей школе и аналитического центра Юрия Левады по проблеме чтения детей.

В нашей школе учатся 414 учащихся, из них в школьной библиотеке читают книги 380 учеников ( в основном это 1-5 класс); в городской детской библиотеке 23 ученика, во взрослой – 4. А что же по России?

Данные центра Левады:

  • 60% - читают книги.

  • 40% - не читают книги.

  • 20% - читают газеты и журналы.

  • 80% - не читают газеты и журналы.

В 2000 году из 265000 учащихся 15-ти лет ( исследовались 32 развитые страны) наши дети по чтению книг заняли 27-29 место, а в 2003 году – 32-34 место. В результате исследования получилась следующая таблица(слайд 15):

Вопросы

статистики

^ Россия

2000 год

Россия

2003

Зарубежные

страны

Число учащихся, обладающих необходимыми навыками чтения

43%

36%

65-80%

^ Число учащихся, обладающих высоким уровнем грамотности

3%

2%

12-16%

Число учащихся, не освоивших навыки базового чтения

9%

13%

1-8%

Судя по таблице ситуация с чтением с России ухудшается. Центр Левады считает, что на такие печальные данные повлияли: место и роль чтения в обществе, количество книг в библиотеках на человека, количество доступных газет и журналов, нерегулируемые высокие цены на печатную продукцию. Центр так же признаёт конкурентами чтению – телевидение, интернет и хорошо поставленную развлекательную индустрию.

В 2006 году в России доля читающих детей всего 23%, в развитых странах – 52%, 43% российских семей не имеют домашних библиотек, а 36% семей имеют до ста книг, где художественной литературы мало.

Вывод №3. После тщательного анализа собранной информации и размышлений был разработан следующий план действий (слайд 16):

  1. разработать и провести акцию «Читаем книги»;

  2. центральным событием акции должна стать встреча с поэтами и писателями Дагестана;

  3. посещение городской библиотеки для знакомства с направлениями её работы, правилами пользования библиотечным фондом;

  4. наметить план мероприятий по проведению «круглых столов»; по итогам встречи с поэтами Кизляра;

  5. открыть театральный кружок с целью пропаганды драматических произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня утрачивается чтение как сложная мыслительная деятельность, как процесс формирования отношения читателя к читаемому, как событие, связанное с усвоением новых знаний, когда чтение влияло на личность человека. Падение интереса к чтению негативно влияет на интеллектуальный потенциал всего общества и формирование духовных ценностей. Снижение грамотности создаёт угрозу конкурентоспособности страны в самом ближайшем будущем.

(слайд 17)

Участие в данном проекте позволило пересмотреть своё отношение к книге, к восприятию жизни через прекрасное. Отсюда стало понятно, что образование , культура и их неотъемлемая часть – чтение, культура чтения нуждаются в защите. Без возвращения традиции чтения Россия будет существовать бездуховной, криминальной, безнравственной. Этого нельзя допустить.

ЛИТЕРАТУРА

1.Школьная проектная лаборатория. Н.В. Кашлева и др. Волгоград,издат. «Учитель».

2.Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008 тенденции и проблемы.

3.Российская национальная библиотека . Исследовательские проекты библиотек по чтению. С.-Петербург. 2007.

4.www.svetgrad.ru. (данные центра Левады)

5.Ядов В.А. Социологическое исследование. Издат. Самарского университета.1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconАнкеты для читателей и их родителей
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов. Нужное подчеркнуть

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconАнкеты для читателей и их родителей
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов. Нужное подчеркнуть

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconВикторина для родителей «Знаете ли Вы свой город?»
Вступление: знакомство родителей с материалами слайд-презентации; классный руководитель благодарит за полные и искренние ответы на...

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconЛюбите ли Вы читать?

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconЛюбите ли Вы читать?

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? icon1. «Стихов стихия вне времён» Ответьте на вопросы анкеты

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconРебята, а вы любите отгадывать загадки?
...

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconПо следам уральских поэтов…
А литературный Урал явление уникальное. Богат талантами Урал, и наш край гордится именами поэтов и писателей, которые известны всей...

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconАнкета-опрос «Любите ли Вы читать произведения А. П. Чехова?»
«Душа слышит свет…» (в рамках цикла мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя)

Вопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать? iconКонкурс для знатоков русского языка. Диктант
Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю начальных классов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница