Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г




Скачать 245.99 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г
страница1/3
Дата публикации04.02.2014
Размер245.99 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа

по внеклассному чтению

в 1 - 4 классах

2009 – 2013 г.

Программа составлена на основе авторской программы по внеклассному чтению Н.Н. Светловской , О.В.Джежелей
Пояснительная записка

Внеклассное чтение—это раздел чтения. Цель его—углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
^ Место внеурочного предмета в учебном плане.

Внеклассное занитие проводится после уроков

В 1 классе33 ч. (1 ч в неделю, 33 учебные недели)

^ Во 23 классах на внеклассное занятие отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В 4 классе – 17 ч. (1 ч в две недели, 34 учебные недели)
^ Общая характеристика предмета.

Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на непреходящую художественную ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой центральное место отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

Программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Учитель вправе выбирать, какие конкретно произведения и книги, какого автора предложит он для изучения детям, какое количество часов затратит на ознакомление с книгами одной тематики. Однако следует учитывать роль и место каждого писателя в современной культуре нашей страны, читательские умения и предпочтения младших школьников.

Основа программы по внеклассному чтению — вариативность. Она способствует развитию творческих начал в организации самостоятельного чтения детей, позволяет учесть учителю не только реальные возможности класса, книжного окружения, но и запросы детей, предоставив каждому ребенку подлинную свободу выбора.

Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

На уроках внеклассного чтения ведётся большая работа по обучению выразительному чтению. Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным средством эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.

Так как исполнение художественного произведения не может быть бездумным, выразительное чтение рассматривается также как один из методов творческого анализа поэтического текста. Совершенствование способностей в искусстве выразительного чтения опирается на идейно-тематический и жанровый анализ художественного произведения, предназначенного для исполнения (декламации).

Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности.

Обучение выразительному чтению предусматривает развитие художественного воображения. Развитое воображение поощряет способность ставить себя на место других людей, лучше понимать их и человечнее к ним относиться, содействует совершенствованию перспективного мышления.

Активная тренировка по обогащению воображения способствует обогащению, развитию и укреплению памяти.

При обучении выразительному чтению учитываются реальные возможности учеников, принимаются во внимание индивидуальные способности каждого из них, учитываются наклонности, пристрастия, темперамент, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.

Занятия имеют практическую направленность. Планируется участие детей в различных конкурсах чтецов, выступления на праздниках, концертах (публичные выступления). Таким образом формируется коммуникативная компетенция, художественно-эстетический вкус обучающихся.
Основной формой работы с детской книгой в I — IV классах является урок внеклассного чтения.

^ Содержание внеурочного предмета

В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются три раздела:

Круг чтения.

Работа с детской книгой (знания, умения и навыки).

Выразительное чтение. ( идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью)

Занятия внеклассным чтением ведутся параллельно с уроками обучения грамоте и классного чтения. Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомство с широким кругом детского чтения от устного народного творчества — загадок, песенок, сказок — до стихотворений, рассказов, повестей русских и зарубежных писателей, взятых в лучших переводах; формирует умение выбирать книги в соответствии с их личными читательскими предпочтениями; содействует возникновению устойчивого интереса к книге как источнику знаний, нравственно-эстетических чувств; отрабатывает навык вдумчивого, содержательного прочтения произведений.

Комплекс предлагаемых знаний, умений и навыков рассчитан на развитие творческих способностей учащихся, воспитание талантливого читателя, способного не только к осмыслению читаемого, но и посильному участию в общественно значимой интеллектуальной и практической деятельности на основе чтения книг, а именно: создание классной библиотечки и работа в ней, коллективное чтение книг с друзьями, обмен интересными книгами, активное участие в подготовке и проведении литературных утренников и игр, коллективном ведении классного дневника чтения, участия в литературном краеведении.

Для создания благоприятных условий на уроке и развития творческого потенциала учителя ему предоставляется возможность самостоятельно создавать варианты планирования работы с детской книгой. Педагог либо выводит детей за рамки круга чтения, знакомит с новыми авторами и книгами, которые ежегодно пополняют библиотеки, либо обращает внимание на те или иные стороны читательских умений, сообщая детям новые рациональные приемы работы с детской книгой, или включает младших школьников в интенсивную творческую деятельность по созданию литературных сочинений, организует серию литературных экскурсий.

Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка — умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка, используя художественные формы передачи отношения к прочитанному — декламацию, инсценирование и т. д. Поэтому в системе внеклассного чтения рекомендуется выделять уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы, проектная деятельность, исследовательская, просмотр кинофильмов и мультфильмов. конкурсы чтецов.

Концентрический, ступенчатый характер программы обеспечивает доступность, посильность, преемственность учебного материала по годам обучения.

На занятиях внеклассного чтения в I классе закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о подвигах, о детях и т. д.), а также умение ориентироваться в детских книгах типа «Читаем сами», при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте. Первоклассники делают первые шаги в осознании своих чувств, вызванных читаемыми произведениями, учатся различать и выделять добрые дела и поступки.

Во II классе учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному посильному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.

Учащиеся III класса читают произведения детской художественной литературы — современной, русской классической и зарубежной: книги С. Маршака, Б. Житкова, Е. Чарушина, Г. X. Андерсена, В. Бианки и др. Кроме того, на уроках учащиеся III класса получают представления о детской периодике, о книгах-справочниках. Особое место в работе с детьми этого возраста отводится формированию у них потребности применять свои читательские умения в совместной деятельности с младшими школьниками. Поощряется помощь третьеклассников ученикам I — II классов в подготовке уроков-утренников, организации коллективного чтения книг малышам, выступлении с инсценировками по прочитанным книгам перед первоклассниками.

Главное место в самостоятельном чтении четвероклассников занимает художественная и научно-популярная книга, ярко отражающая жизнь, раскрывающая моральную силу человека. В учебном материале к урокам внеклассного чтения в IV классе значительное место занимает приключенческая литература, социально-бытовые и исторические повести, рассказы и повести с документальной основой, дневники, письма, автобиографии, написанные замечательными людьми и адресованные детям, справочная литература, детская периодика. Учитель направляет чтение детей в русло их личных интересов. На уроках внеклассного чтения у детей формируется умение осознавать свои мысли и чувства, доказательно и убедительно высказывать свои суждения. Учащиеся ориентируются на развитие творческих способностей, активное участие во внеурочной и внешкольной деятельности: литературных экскурсиях, литературных викторинах, турнирах. Условием практической направленности обучения учащихся, воспитания у них привычки обращаться к чтению книг, газет и журналов является тесная неразрывная связь школы и библиотеки.

В I—II классах систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей с книгами в течение недели, создается классная библиотечка, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг. В это же время состоится и первое знакомство

со школьной библиотекой.

В III — IV классах предусматривается индивидуальное пользование ближайшей районной библиотекой. Совместные коллективные мероприятия школы и библиотеки направлены на воспитание учащихся-читателей, выходящее за рамки школьных программ: встречи с писателями, громкие читки, обсуждения книг, драматические кружки и кружки любителей чтения, знакомство с литературно-художественными достопримечательностями родного края.

Чтение классное и внеклассное имеет прямую связь с другими разделами программы по всем курсам начального обучения. Поощряется любая попытка учащихся дополнять школьный курс знаниями, полученными в процессе самостоятельного чтения книг, использования справочной литературы на всех уроках. В свою очередь, на уроках чтения используются знания, умения, полученные при изучении грамматики и правописания, природоведения, на уроках труда, изобразительного искусства и музыки.

^ ПРОГРАММА. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

I класс БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

Круг чтения: книга — произведение в типовом оформлении. Художественные произведения для чтения учащихся вслух: авторские и народные стихи, песни, загадки, сказки, рассказы с яркой и разнообразной эмоциональной окраской на все темы детского чтения.

Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; умение различать книги по содержанию и правильно называть их, прочитывая фамилию писателя и заглавие; умение дополнять пересказ сказки, рассказа, отвечать на вопросы, воспроизводить отдельные реплики, песенки, диалоги; осмысливать заглавие произведения; участвовать в беседе, свободно высказываться, используя образцы литературной речи; играть в простейшие литературные игры; соблюдать правила гигиены чтения и сохранность книжного фонда.

.
^ ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Круг чтения: остается тем же, что в период обучения грамоте. Большая работа ведётся над выразительностью речи, поэтому программа включает в себя цикл стихотворений о природе, о Родине и т.д. Работа с детской книгой: различение знакомых и незнакомых книг, правильное их называние и узнавание знакомых книг в разных изданиях. Использование умения работать с текстом, формируемого на уроках чтения: узнавание знакомых эпизодов и ситуаций на иллюстрациях в детских книгах, называние героев, включение в речь слов, отрывков и фраз из прослушанного произведения, осознание и называние чувств, эмоций, вызванных прослушанным произведением (страшно, радостно, весело, печально), подбор материала из знакомых книг для простейших литературных викторин, участие в выставках-конкурсах на лучший рисунок или поделку по прочитанным книгам,

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в разыгрывании коротких эпизодов на уроках-утренниках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов.
II класс

Круг чтения: художественная и научно-популярная книга, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух; стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на уроке-утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в разыгрывании коротких эпизодов на уроках-утренниках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, совместная с учителем работа над партитурой стихотворения.
III класс

Круг чтения: русская, зарубежная детская книга, детские газеты и журналы. Книги ведущих писателей для младшего школьного возраста (Б. Житков, В. Бианки, А.Гайдар и др.) и отдельных зарубежных писателей (Г. X. Андерсен, Братья Гримми др.), сказки разных народов, стихи русских писателей-классиков для детей. Стихи и проза родного края.

Работа с детской книгой: знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие — и умение определять примерное содержание книги по ним до чтения. Умение ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, выбирать книгу по теме, охарактеризовать ее в целом, прочитать дома самостоятельно, подготовиться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя.

Закрепление читательских умений, связанных с работой над текстом: правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизводить содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя, умение выделять законченную по смыслу часть или эпизод, передавать его содержание, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа, обобщать с помощью учителя сведения о герое, отношения автора к герою, свободные высказывания по оценке прочитанного, умение осваивать научный текст. Знание двух-трех книг каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения.

Формирование умения пользоваться рекомендательным списком, картотекой, открытым доступом в детской библиотеке.

Индивидуальное и групповое участие в подготовке и проведении уроков-отчетов, организация досуга с помощью книги: игры, коллективные читки, изготовление поделок с помощью прикладной книги.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в инсценировании эпизодов на уроках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, самостоятельная работа над партитурой стихотворения.
IV класс

Круг чтения: художественная, научно-популярная и справочная детская книга русских, современных и зарубежных авторов для младшего школьного возраста без ограничения, детская периодическая печать. Выделение в качестве самостоятельных тем художественных и справочных детских книг о сверстниках и их зарубежных друзьях, автобиографические книги, письма, дневники, собрания сочинений для детей, сказки народов нашей страны, книги по истории нашей Родины, произведения писателей-классиков, книги о далеких временах и людях, оставшихся в памяти народной на века, книги о науке и технике, о машинах и вещах, об их творцах — ученых, изобретателях, народных умельцах, книги о родном городе, его прошлом и настоящем, стихи поэтов-классиков для детей, книги о путешествиях настоящих и сказочных. Писатели родного края и их книги.

Работа с детской книгой: знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему. Умение самостоятельно выбирать и читать научно-популярные и художественные книги, использовать книги-справочники, периодическую печать или другие источники для подготовки к беседе по прочитанному. Отработка умения кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам, так и в целом, составлять рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем, или по самостоятельно составленному плану. Осмысление прочитанного в процессе коллективного обсуждения вопроса, поставленного учителем: умение понять вопрос и выступить по теме, высказывая собственные доказательные суждения. Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

Умение правильно записывать на карточку нужную книгу и статью из журнала, пользоваться печатными рекомендательными указателями и картотекой детской библиотеки.

Участие в ведении классного дневника чтения, освоение простейших форм литературного краеведения, умение сознательно и содержательно организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, читки, драматизация), широкое использование прикладной книги для изготовления поделок, нужных себе, товарищам, школе. Составление семейных проектов по изученным произведениям.

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е: участие в инсценировании эпизодов на уроках, декламация стихов перед товарищами, участие в конкурсах чтецов, самостоятельная работа над партитурой стихотворений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconПрограмма по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши
Курс по внеклассному чтению «Литература Югры и Кондинского края» для учащихся 1-4 классов может быть составной частью предмета «Литературное...

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconПримерная рабочая программа по внеклассному чтению 3 класс, учебник «Литературное чтение»
Составитель: учитель начальных классов Кириллина Ирина Венидиктовна, моу сош №1с уиоп

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л. А. Ефросининой 2009 года издания....

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 7,8 классах учитель
Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению...

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос)
Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»...

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению во 2 классе, составленная...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
«О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013-2014 учебном году». Соответствует...

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л....

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая учебная программа по литературному чтению
Программа разработана на основе федерального образовательного стандарта начального общего образования 2009 г

Рабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе сборника программ, созданного на основе образовательной системы «Начальная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница