«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М




Скачать 104.75 Kb.
Название«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М
Дата публикации01.02.2014
Размер104.75 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
МОУ Октемская средняя общеобразовательная школа

Хангаласского улуса

Литературная гостиная

«Разрешите представить К.И. Чуковский»

Разработала: Гаврильева Г.М.


Литературная гостиная

«Разрешите представить К.И. Чуковский»
Цели:

  • обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;

  • познакомится с историей создания некоторых произведений;

  • совершенствовать различные виды речевой деятельности;

  • воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг с другом на основе произведений автора.

Наглядность и оборудование: видео проектор, компьютер, презентация, аудиокассета «Сказки Чуковского», выставка рисунков детей, выставка книг К. Чуковского, видео кассета «Мойдодыр», театральные программки, иллюстрации сказок Чуковского, предметы для «Стола находок», маски животных из сказки «Путаница».
Ход мероприятий:

(Звучит вступление из сказки К. Чуковского ).
Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить день рождения одного веселого и жизнерадостного человека, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Даже родился он 1 апреля – в день шуток, веселья и смеха. Было это в 1882 году в городе Петербурге. Если бы писатель был жив, сколько бы ему сейчас исполнилось лет?(125 лет) Итак, кто догадался о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском!

(показ слайда№1 с портретом К. Чуковского)

Но это, ребята, его ненастоящее имя, а псевдоним. А кто знает как его настоящее имя? (Николай Васильевич Корнейчуков). На что похожа его фамилия Корнейчуков?(состоит из двух частей: 1- Корней, 2- Чуков). Да, действительно, из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал свой литературный псевдоним «Корней Чуковский». Под этой фамилией его все знали, и он даже передал свою новую фамилию по наследству своим детям.

(показ слайда№2 фотографии «Чуковский в детстве со своей семьей»)
Детство будущего поэта прошло в городе Одесса. Воспитывал его одна мама, которая работала прачкой, и зарабатывала мало денег, но отдала своих детей: Колю и его сестру Машу учиться. Покупала им учебники, тетрадки, школьную форму, платила за учебу. Потому что она боялась, что оставшись без образовании, дети будут жить так же бедно как и она..

Но потом его мама заболела и в пятом классе мальчика исключили из гимназии. И ему пришлось помогать маме и пойти работать: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Всю дальнейшую жизнь он самостоятельно учился, и сдал экзамены на гимназический курс, сам выучил английский язык (а позже овладел им в совершенстве), о своём детстве Чуковский рассказал в повести «Серебряный герб».

(показ слайда «Серебренный герб»)

Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге (Ленинграде). По профессии он был литературный критик, свою профессию очень любил, и если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло. Заболел его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать первые пришедшие на ум рифмы. И вот что он придумал (звучит отрывок из аудиокассеты «Крокодил»)
Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил, папиросы курил,

Папиросы курил, по –турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

-Ребята, кто узнал, что за сказку придумал Корней Чуковский?


  • КРОКОДИЛ: Правильно, ребята, это я!

- А кто знает, кого я проглотил в этой сказке? (Барбоса Дружка и городового)

  • А кто такой городовой? (полицейский или милиционер).

  • А почему я решил их проглотить? Какое у меня было настроение? (рассердился за то, что люди обзывали его «урод», «Чудовище», толкали и обежали его и даже собака его укусила в нос)

  • Кто и как спас городового и барбоса? (мальчик Ваня Васильчиков- напугал крокодила своей игрушечной саблей)

  • О, молодцы! Как хорошо вы знаете про меня!

  • До следующей встречи. Приезжайте ко мне в Африку.



  • Евгения Васильевна: С молодости Корней Иванович Чуковский вставал в 3-4 часа утра и работал в своем кабинете. Хотите побывать в этом кабинете? Тогда закройте глаза…

Кабинет его напоминал и библиотеку потому, что здесь было очень много книг и детскую комнату, потому что там были интересные игрушки. Здесь были два африканских крокодила: один из камня, другой из железа. А на книжной полке сидела, свесив ноги, Шалтай –Болтай - подарок из Англии. Был и американский подарок – головной убор индейского вождя из настоящих орлиных перьев. Чуковский любил его надевать, встречаясь с детьми. Из Америки прибыл и оранжевый лев, умеющий говорить по-английски: «Я добрый лев. Я король джунглей. Я самый настоящий лев. Я очень люблю детей». Были подарки из Японии: куклы, огромная рыба, занявшая чуть ли не всю стену комнаты. Но Корнею Ивановичу особенно нравился заводной японский паровозик, который мог ездить без всяких рейсов прямо по паркету. А теперь посмотрите.

С 1962 г. висела в его кабинете черная мантия доктора не медицины, а литературы Оксфордского университета Великобритании. Еще было в этой комнате огромный рукописный альбом с семьюдесятью страницами. В которой его знакомые писатели, художники, деятели театра оставляли на память свои рисунки, автографы, стихотворения, бумажные кораблики и даже некоторые документы, как вырезки из газет и объявления.

(Показывается слайд с изображением Чукоккалы)

Но самым необыкновенным был в этой комнате предмет с восьмьюдесятью разноцветными башмаками и туфельками, стоявший на письменном столе Чуковского. Подарок московских школьников к 80 - летию любимого писателя.

  • ^ Что это был за предмет? (Макет «Чудо- дерева»)

  • Из какой сказки Чуковского?(«Чудо- дерево») Молодцы! Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения

(Звучит аудиозапись «Чудо-дерево» читает сам автор)

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки да башмаки, словно яблоки!

  • ^ А вы знаете, что Корней Иванович не придумал эту историю?

  • Оказывается, однажды его младшая дочь Мура закапала под окном свою туфельку. Каждый вечер поливала её, а утром бегала проверять, не выросло ли чудо-дерево, не висят ли на нём новые туфельки и башмачки.

Корней Иванович Чуковский очень любил детей и они его тоже очень любили. Он не просто дружил с ребятами, но и наблюдал за ними, записывал их забавные высказывания целых 60 лет. Так появилась книга «От двух до пяти»

(Показывается слайда книги «От двух до пяти»)

  • А вы читали эту книгу? Давайте тогда её немного почитаем.

  • «…Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

  • Я сижу и отмухиваюсь.

  • Жили - были царь и царица, и был у них царёнок.

  • Отскорлупай мне яйцо.

  • Вся ёлка обсвечкана!

  • Я намакаронился. - А я насупилась.

  • Червячее яблоко.

  • Жмутные туфли.

  • Ты, мама, у меня лучшевсехная.

  • БИБЛИОТЕКАРЬ: Чуковский и сам был большой выдумщик новых слов. Как-то раз он сидел за своим письменным столом и работал над статьей. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:(звучит отрывок из сказки «Мойдодыр»)

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам.

  • Кто догадался, что за сказку он сочинил? А что же такое «Мойдодыр»? (Мой-до-дыр).



  • МОЙДОДЫР:

  • Я - Великий Умывальник,

  • Знаменитый Мойдодыр,

  • Умывальников Начальник

  • И мочалок Командир!

  • Ребята, где я живу, в чьей комнате? (В маминой спальне)

  • Кто мои солдаты? (Умывальники)

  • Какое волшебное слово я вскричал, ударив в медный таз? («Кара-барас!»)

  • Что случилось в моей сказке? Отчего все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? (грязнуля не хотел мыться, и поэтому от него все вещи убежали)

  • Почему грязнуля решил все таки помыться? (испугался крокодила)

  • А вы ребята моетесь? Чистите зубы? Молодцы! Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А немытым трубочистам стыд и срам!



  • БИБЛИОТЕКАРЬ: Однажды К. И. Чуковский три часа лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и Чуковскому приходилось их поддерживать руками. Прохожие с удивлением смотрели на него. Но Корней Иванович был весел и слагал. И вот, что у него получилось.(звучит отрывок из сказки «Федорино горе»)

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры так и сыплются с горы.

Испугалася коза, растопырила глаза:

«Что такое? Почему? Ничего я не пойму».

-Узнали сказку?

  • ФЕДОРА: Ой, какие умные детки. Наверное всё-всё знают… А знаете ли вы как моё полное имя, как моё имя отчество? (Федора Егоровна)

  • Какое горе случилось у меня? (Убежала вся посуда, мебель и вещи от Федоры)

  • А почему посуда ушла от меня? (Они рассердились на Федору потому, что она их не мыла, ломала, не ухаживала за ними)

  • Кто единственный остался жить рядом со мной? («Остались одни тараканы»). А почему? (Потому что тараканы любят жить там где грязно)

  • А почему же посуда всё же вернулась ко мне?(Потому что им стало жалко Федору, они её все равно любили и поверили её обещанию держать их в чистоте).

  • Оказывается, вы действительно все знаете. До свидания детки!

  • БИБЛИОТЕКАРЬ: Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди, – я сочинял загадки для детей». А вы знаете загадки Чуковского?(Дети по очереди читают наизусть загадки и отгадывают их.)

1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

2. Паровоз
Без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход.)


3. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)

4. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)

5. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)

6. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)

7. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)

8. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.

9. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)

10. На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало.)

11. Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)

12. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)

13. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)

14. Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)

  • НЕЗНАЙКА: Здравствуйте, коротышки из Цветочного города! Что-то я вас не узнаю из какой вы улицы? Из улицы Колокольчиков или аллеи Ромашек? (Нет, мы не из твоей сказки, а из деревни Октемцы).

  • ^ А что это у вас происходит? ( У нас литературный праздник по произведениям Корнея Чуковского).

  • А-а, знаю, знаю это тот, который написал «Дюймовочку»! (Нет, «Дюймовочку» написал Андерсен).

(Незнайка задумчиво чешет затылок)

  • А-а, вспомнил!

  • Он написал сказку «Доктор Арболит» («Доктор Айболит»)

  • Сказку «Кармалей» («Бармалей»)

  • -«Гадость» («Радость»)

  • «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).

  • «Нофелет» («Телефон»)

  • «Пуганица» («Путаница»)

  • «Худо-дерево» («Чудо-дерево»)

  • А откуда вы все это знаете? (Мы читали книжки)

  • А еще ребята у Чуковского есть одно стихотворение, там почему-то «Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают». Как же оно называлось? («Путаница»)

  • Евгения Васильевна: Давайте ребята поиграем в путаницу. Хотите? А вы умеете хрюкать, покажите как. А квакать умеете? И мяукать? Ну тогда- играем.

(Игра «Путаница» по аудиозаписи сказки)

  • БИБЛИОТЕКАРЬ: Незнайка ты должен внимательно читать книжки. Посмотри, сколько чудесных сказок сочинил Корней Чуковский. Произведения Чуковского переведены на множество иностранных языков и поэтому известны и любимы во всем мире.

(обзор выставки книг)

А эти стихотворения «Дженни», «Храбрецы», «Робин- Бобин Барабек» - Корней Иванович не сочинил , а перевёл с английского языка. Вы тоже учите английский и понимаете, как трудно переводить. Для этого нужно очень хорошо знать язык. Чуковский очень любил английский язык и учил ему всех детей, которые приходили к нему домой.

(показ слайда книг переведенных Чуковским)

- А какие красочные иллюстрации. Давайте посмотрим, кто же их рисовал.

(Показ слайда с иллюстрациями различных художников)

Я вижу ребята, вы тоже проиллюстрировали сказки Чуковского. О чем эти сказки? Из какой сказки это иллюстрация? Какая сказка К. Чуковского больше всего вам понравилась?

(обзор рисунков детей)

  • Евгения Васильевна: А наш праздник понравился? А что больше всего вам запомнилось? И в заключении мы хотим подарить вам театральные программки о нашей сегодняшней литературной гостиной. Дома почитаете их, вспомните еще раз наш праздник и напишите о нём сочинение. До свидания! До новых встреч!


^





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Берестов В. Встречи в библиотеке: К 100-летию со дня рождения И.К. Чуковского //Библиотекарь.-1982.-№2.- С. 33-36.

  2. Блаженко В. Путешествие в Чукоккалу // Воспитание школьников.-2001.-№8.- С. 64-67.

  3. В гостях у доктора Айболита // Сценарии школьных праздников, викторины, игры для учащихся 4-х классов. -Ростов н/Д: Феникс, -2002.- С. 78-83.

  4. Е.М. Кузьменкова, А.М. Рыбинская. В гостях у Дедушки Корнея //Читаем, учимся играем.-№1.-2007.- С. 16-22

  5. Попов А. Сказки дедушки Корнея: Сценарий литературного праздника // Читаем, учимся играем.-№1.-2002.- С. 113-116.

  6. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2. Выпуск 1. Корней Иванович Чуковский: к 125-летию со дня рождения.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация.- 2007.

  7. Сорокина И.В. Именины Мухи-Цохотухи // //Читаем, учимся играем.-№7.-1998.- С. 8-10.

  8. Тамахина И.Р. Великан по имени Чукрша ////Читаем, учимся играем.-№1.-2002.- С. 110-112.

  9. Г. Тубельская. Неделя детской книги в семье // Семейное чтение.-№1.-2007.- С. 10-14.

  10. Хохлова Е.Б. Путаница дедушки Корнея //Читаем, учимся играем.-№1.-2002.- С. 117-120.

  11. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти.- М.: Дет. Лит., 1981.- 607с.

  12. Сайт


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconРазрешите представить
Какими военными подвигами вы более всего восхищаетесь – Великая Отечественная война

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М icon1 конкурс. Вед. 1: Так пожелаем участницам успеха и откроем нашу...
Вед. 1: Сегодня, в преддверии первых осенних каникул, проводится для лучшей половины человечества этот конкурс – Мисс Осень

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М icon2 Каждый школьник изучает таблицу умножения. И мы во втором классе...
Уважаемые участники конференции, разрешите представить вашему вниманию работу «Таблица умножения-достойна уважения»

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconКорней Иванович Чуковский
В 1917 году родилась первая сказка "Крокодил". С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Яркие, необычные образы, четкая...

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconЛ. Н. Толстой Рассказы для детей К. Д. Ушинский «Четыре желания»...
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденное солнце»

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconЛ. Н. Толстой Рассказы для детей К. Д. Ушинский «Четыре желания»...
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденное солнце»

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconЛ. Н. Толстой Рассказы для детей К. Д. Ушинский «Четыре желания»...
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденное солнце»

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconЮбилейное александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconО муниципальном конкурсе поэтов-переводчиков (английский язык)
На конкурс необходимо представить поэтический перевод любого количества стихотворений (напечатанные на компьютере или написанные...

«Разрешите представить К. И. Чуковский» Разработала: Гаврильева Г. М iconО муниципальном конкурсе поэтов-переводчиков (английский язык)
На конкурс необходимо представить поэтический перевод любого количества стихотворений (напечатанные на компьютере или написанные...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница