Литература 10 11 классы




Скачать 94.76 Kb.
НазваниеЛитература 10 11 классы
Дата публикации30.01.2014
Размер94.76 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
IХ Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ

«Аксиос»
Осенний тур – 2013 г.
Филологический факультет

Литература

10 – 11 классы


    1. Назовите русских поэтов и писателей, изображенных на этих портретах.


1. 2. 3. 4. 5.


    1. Назовите по два произведения, принадлежащих им.

    2. Кто из изображенных выше поэтов и писателей был приговорен к смертной казни и помилован?




  1. Перед вами центон (лат. cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, составленное из строк других стихотворений. Автором этого центона является современный поэт Виктор Соснора. Определите, к каким стихотворениям отсылают строки данного центона. Что изменил поэт в заимствованных строках и для чего он это сделал?


^ Виктор Соснора
* * *

Выхожу один я. Нет дороги.

Там – туман. Бессмертье не блестит.

Ночь как ночь – пустыня. Бред без бога.

Ничего не чудится – без Ты.

Повторяю – нет в помине блеска.

Больно? Да. Но трудно ль? – Утром труд.

В небесах лишь пушкинские бесы.

Ничего мне нет – без Ты – без тут.

Жду – не жду – кому какое дело?

Жив – не жив – лишь совам хохотать.

(Эта птичка эхом пролетела!)

Ничего! – без Ты – без тут. Хоть так.

Нет утрат. Все проще – не могли мы

ни забыться, ни уснуть. Был – Бог!

Выхожу один я. До могилы

не дойти – темно и нет дорог.
3. Перед вами иллюстрации, выполненные Л.Я.Тимошенко (1903-1976) к одному из известных произведений русской литературы. Назовите произведение. Подпишите каждую иллюстрацию соответствующей цитатой.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
4. 1. Черты каких литературных направлений отражены в приведенных ниже отрывках? Обоснуйте свою точку зрения на примере одного из них (на ваш выбор).

^ 4. 2. Укажите автора и название каждого произведения.

А) Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах друзей нашед измену,

В мечтах любви безумный сон,

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.
Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя,

Охолодев к мечтам и к лире,

С волненьем песни он внимал,

Одушевленные тобою,

И с верой, пламенной мольбою

Твой гордый идол обнимал.

Б) …Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. (…) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа, и жены!

- Боже мой! Отчего такие страшные несчастия!..

- Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Никому и в голову не входит, что в глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.


В) ^ Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?
Г) Из окна направо была видна через ворота часть грязной, черной улицы, с чьим-то забором по ту сторону. Вдоль этого забора, бережно ступая ногами в сухие места, медленно проходили люди. "У них целый день еще впереди, - думал Ромашов, завистливо следя за ними глазами, - оттого они не торопятся. Целый свободный день!"

И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слез захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты. Его потянуло не в собрание, как всегда, а просто на улицу, на воздух. Он как будто не знал раньше цены свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. Эта возможность вдруг представилась ему каким-то огромным праздником души.
5. Прочитайте стихотворение Ирины Ратушинской (р.1954) «Одноклассник». Опираясь на предложенные ниже вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст на литературном русском языке.
^ Странный сон приснился мне сегодня:

Расстрелять меня должны на рассвете.

И сижу я в бетонном подвале,

А рассвета из подвала не видно.

И является мой одноклассник.

Мы сидели с ним за одной партой,

И катали друг у друга заданье,

И пускали бумажного змея

(Правда, он не взлетел почему-то...)

Одноклассник говорит: — Добрый вечер.

Как тебе не повезло. Очень жалко.

Ведь расстрел — это так негуманно.

Я всегда был за мягкие меры.

Но меня не спросили почему-то,

Сразу дали пистолет и прислали.

Я ведь не один, а с семьёю.

У меня жена и дети: сын и дочка.

Вот, могу показать фотографии...

Правда, дочка на меня похожа?

Понимаешь, у меня старуха-мама,

Мне нельзя рисковать её здоровьем.

Нам недавно дали новую квартиру,

В ванной — розовые кафельные стены.

А жена хочет стиральную машину.

Я ведь не могу... И бесполезно...

Всё равно мы ничего не изменим.

А у меня путёвка в Крым, в санаторий.

Ведь тебя же всё равно... на рассвете.

Не меня бы прислали, так другого,

Может быть, чужого человека.

А ведь мы с тобой вместе учились

И пускали бумажного змея.

Ты представить себе не можешь,

Как мне тяжело... Но что делать?

Я всегда переживаю ужасно,

У меня на прошлой неделе

Появился даже седой волос.

Ты ведь понимаешь... работа!

И смущённо смотрит на манжеты,

И боится со мной встретиться взглядом.

А рассвета из подвала не видно,

Но наверно он уже наступает,

И в растрёпанном ветрами небе

Косо падают бумажные змеи.

И тогда он пистолет берёт с опаской

И, зажмурившись, стреляет мне в спину.

1970 Одесса
Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения? Каким настроением определяется его звучание? Какими средствами автор добивается этого? Зачем автору понадобился образ бумажного змея? К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение: к гражданской поэзии или к философской лирике? Объясните вашу точку зрения. Попробуйте сравнить это стихотворение с приведенным ниже стихотворением А.Галича. Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются? Попробуйте выполнить их сопоставительный анализ. Какие стихи других авторов перекликаются, на ваш взгляд, со стихотворением Ратушинской?
А. Галич
Я считал слонов и в нечет и в чет,

И все-таки я не уснул,

И тут явился ко мне мой черт,

И уселся верхом на стул.
И сказал мой черт:

Ну, как, старина,

Ну, как же мы порешим?

Подпишем союз, и айда в стремена,

И еще чуток погрешим!
И ты можешь лгать, и можешь блудить,

И друзей предавать гуртом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, потом!
Но зато ты узнаешь, как сладок грех

Этой горькой порой седин.

И что счастье не в том, что один за всех,

А в том, что все — как один!
И ты поймешь, что нет над тобой суда,

Нет проклятия прошлых лет,

Когда вместе со всеми ты скажешь — да!

И вместе со всеми — нет!
И ты будешь волков на земле плодить,

И учить их вилять хвостом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, — потом!
И что душа? — Прошлогодний снег!

А глядишь — пронесет и так!

В наш атомный век, в наш каменный век,

На совесть цена пятак!
И кому оно нужно, это добро,

Если всем дорога — в золу...

Так давай же, бери, старина, перо

И вот здесь распишись, в углу!


Тут черт потрогал мизинцем бровь...

И придвинул ко мне флакон...

И я спросил его:

Это кровь?

Чернила, — ответил он...
^ 6.1. Прочитайте четверостишие А.Ахматовой:

Могла ли Биче словно Дант творить

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!

В каком жанре написано стихотворение?

^ 6.2. Как вы думаете, что подтолкнуло автора к его созданию?

6.3. Кто такие Биче, Дант и Лаура?

6.4. В одном из поздних писем Н.Гумилева к А.Ахматовой сказано: «Ты не лучшая русская поэтесса, а крупный русский поэт». Как вы понимаете эти слова?
^ 7.1. Книга, называемая «Домострой» — памятник русской литературы XVI века. Это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известна редакция, приписываемая протопопу Сильвестру. «Домострой» написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Прочитайте в переводе на современный русский язык главу «Похвала мужьям»:
Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора.
Почему эта глава «Домостроя» называется «Похвала мужьям», а не «Похвала женам»?
^ 7.2. Какие сравнения и эпитеты использует автор, восхваляя жену? Подчеркните их.

7.3. Объясните значение слов «добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая Феодора». Можете ли вы привести аналогичные примеры (при ответе на этот вопрос вы можете обратиться к житиям святых)?

8. Представьте, что вы – сотрудник литературного журнала. Вас попросили подготовить к печати литературный сборник. Цель этого сборника – познакомить иностранцев с лучшими произведениями русской литературы. По условиям данного выпуска, вы можете представить вниманию иностранного читателя только 5 произведений. Это может быть и поэзия, и проза, любые жанры, любые авторы или фольклорные тексты, но всего произведений должно быть только пять.

Сегодня вы представляете вниманию редакции ваш проект, а именно: заглавие вашего сборника, его состав (какие произведения вы включили) и предисловие, в котором вы должны объяснить, почему именно эти произведения вы отобрали для первого знакомства иностранцев с русской литературой. Итак, мы вас слушаем…
Вариант названия сборника_______________________________________________

Состав сборника:

1.__________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________
Ваше предисловие, обращенное к читателям (связный текст, написанный на литературном русском языке, объемом не менее одной страницы)

Для того чтобы отправить работу, надо:

  1. Оформить ответы в виде файла в формате «Документ Word 97-2003».

Внимание: имя Вашего файла с ответами должно содержать название предмета, Вашу фамилию, имя и класс. Например: Лит-Сидоров-Петр-8-9.doc.

  1. Зарегистрироваться на сайте православных олимпиад по ссылке http://aksios.pravolimp.ru/

  2. Загрузить файл с работой.

Желаем успеха!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 10 11 классы iconЛитература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ]...
...

Литература 10 11 классы iconЛитература 5-11 классы. Учебник
Планирование составлено на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»

Литература 10 11 классы iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....

Литература 10 11 классы iconУчебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных...
Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006

Литература 10 11 классы iconРабочая программа элективного курса 10-11 классы «Литература ХХ века»
П 78 10-11 классы/ под ред. Г. О. Обернихиной. –М.: Ооо «тид» «Русское слово», 2006г

Литература 10 11 классы iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием...
Фгос, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект М.: Просвещение, 2011г и в соответствии...

Литература 10 11 классы iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Литература 10 11 классы iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Литература 10 11 классы iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение,...

Литература 10 11 классы iconРабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана...
Коровиной В. Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница