Тема: «Глагол в русском языке»




Скачать 54.34 Kb.
НазваниеТема: «Глагол в русском языке»
Дата публикации24.01.2014
Размер54.34 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Работу выполнил Барыбин А.А.

Тема: «Глагол в русском языке»

Аудитория: 4-5 класс

Цели:

  • Установить и закрепить понятие о глаголе

  • Рассмотрение некоторых его свойств (время, неопределенная форма)

  • Показать связь глаголов и фразеологизмов

  • Отработка навыков использования глагола

Общая часть

Дать определения понятия глагол (часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Что делал-а (и, о) )

  1. Игра «Найди глаголы».

Цель: закрепить понятие о глаголе. Отработать умение распознавания глаголов в тексте.

^ Материал к игре:

Осенью птицы улетают молча: были  и нет. Или кричат унылыми, прощальными, голосами. А весной каждая пичужка звенит, песни летят наперегонки.

  1. ^ Игра «Придумай».

Цель: сформировать умение создания глаголов с приставками

Разделить учеников на несколько команд. Каждой команде дать глагол. Кто больше составит слов – тот выиграл. Материал: ходить, лететь, ложить, делать, тянуть

  1. ^ Игра «А как ты думаешь?».

Цель: показать ученикам многозначность глаголов. Ход игры: ученикам раздаются карточки со словосочетаниями. Ученики должны поразмыслить над глаголами и попробовать объяснить их смысл в каждом словосочетании.

^ Материал к игре:

Держать собаку

Держать ручку

Мальчик бьет по мячу

Часы бьют полночь

Завести разговор

Завести мотор

Основная часть.

  1. «Кто как кричит?»

Цель: научиться употреблять глагол в нужном числе

Материал к игре:

  • Попугай (чирикает)

  • Корова (мычит)

  • Овцы (блеют)

  • Курица (кудахчет)

  • Кошки (мяукают)

  • Собака (лает)

  • Лягушка (квакает)

  • Кузнечик (стрекочет)

  • Вороны (каркают)

  • Свиньи (хрюкают)

  • Змея (шипит)



  1. «Кто что делает»

Цель: научиться употреблять глагол в нужном числе

Материал к игре:

  • Строитель (строит)

  • Врачи (лечат)

  • Продавец (продает)

  • Дворник (подметает)

  • Уборщицы (убирают)

  • Художник (рисует)

  • Поэт (сочиняет)

  • Повара (готовят)

  • Учителя (учат)

  • Программист (программирует)



  1. «Какое время?»

Цель: научиться определять время у глаголов.

Ход упражнения: приглашаются трое желающих и им выдаются загадки. Участники должны отгадать их и определить времена глаголов, встречающихся в загадке.

^ Материал к игре:

 Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

  1. «Найди неопределенную форму глагола»

Цель: закрепить понятие о неопределенной форме глагола.

Ход игры: всему классу читается текст, в котором они должны найти все неопределенные формы глаголов.

^ Материал к игре:

Развернуться. Забыть. Переставить
На зеро счетчик дней и ночей.
Край постели небрежно заправить
И уехать. Ничья и ничей.

Замереть в полушаге. Метнуться
Среди призраков палой листвы
К краю пропасти. Не дотянуться.
Захлебнуться глотком синевы.

По дороге – в Париж, несомненно –
Растерять весь свой пыл без следа…
Но Париж пахнет новой вселенной.
Не вернуться к тебе. Навсегда.

(стихотворение взято с сайта www.stihi.ru)

  1. «Кто больше?»

Цель: отработка знаний о неопределенной форме глагола.

Ход игры: ученикам предлагается написать как можно больше глаголов в неопределенной форме из 1ого слога и из 2ух слогов. Побеждает тот, кто напишет больше всего

  1. «Глаголы и фразеологизмы»

Цель: знакомство учеников с фразеологизмами.

Ход игры: набрать две команды по 3 человека. Каждой команде выдается 6 фразеологизмов. Их задача заменить фразеологизм одним глаголом. Если команда не справляется, помогает класс, учитель.

^ Материал к игре:

  1. Бежать сломя голову

Клевать носом

Зарубить на носу

Водить за нос

Выйти из игры

В тридевятом царстве

  1. Дело в шляпе

Заговаривать зубы

Бить баклуши

Давать слово

Не дать в обиду

Повесить нос

  1. «Будь внимательным!»

Цель: закрепление понятия о глаголе, а также о других частях речи

Ход игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Учитель диктует слова. 1ая команда должна записать только существительные. 2ая – прилагательные, а 3ья – глаголы.

^ Материал к игре:

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный, играть, радость, игра, ремонт, радостный, игривый, ремонтировать .

^ Заключительная часть

  1. «Оживи рассказ»

Цель: расслабление учеников.

Ход игры: ученикам предлагаются слова, к которым нужно подобрать глаголы, чтобы получился рассказ.

^ Материал к игре:

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Дождь. Бесконечное поле.

  1. «Существительное глагол»

Цель: расслабление учеников.

Ход игры: учитель предлагает существительное, к которому ученик должен придумать глагол. После этого другой ученик придумывает существительное к названному глаголу и так по цепочке.

(пример: «Певец-поёт-соловей…»)

Использованная литература:

  1. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие

  2. Рассмотрены упражнения и уроки с сайта http://festival.1september.ru

  3. Большой фразеологический словарь для детей

  4. Личное творчество

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Глагол в русском языке» iconКонспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…»
Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в русском литературном языке

Тема: «Глагол в русском языке» iconТема: «Немецкие заимствования в русском языке»
В настоящее время проблема заимствований приобрела особую остроту потому, что в современном мире нет языков, словарный состав которых...

Тема: «Глагол в русском языке» iconФилология
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...

Тема: «Глагол в русском языке» iconДиректор школы
Учреждения на русском языке: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской...

Тема: «Глагол в русском языке» iconЗакон о русском языке. Иные приказы и постановления о русском языке
Минобрнауки России. Приказ n 195 от 08 июня 2009 г. Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного...

Тема: «Глагол в русском языке» iconПлан проведения недели 29. 11. 2010- линейка: сбор пословиц, поговорок,...
Более активно проявили свои творческие способности – 2 «а» Ускова Ксения, 3 «а» Кибисова Влада, Дубатова Лена. Хочется поблагодарить...

Тема: «Глагол в русском языке» iconАнглийский язык. Грамматика. Урок – изучение новой темы
Учитель: Давайте вспомним и сравним грамматические категории имен прилагательных в русском и английском языках. Вопрос первый. Есть...

Тема: «Глагол в русском языке» icon1. Связь грамматики и лексики в русском языке
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»

Тема: «Глагол в русском языке» iconЯзык – лучший посредник для установления дружбы и согласия
Знать его и уметь им пользоваться учат в школе. В русском языке есть много слов, которые не возможно перевести на другой язык. Например,...

Тема: «Глагол в русском языке» iconДиплом юриста Европейского Союза Магистратура права на русском языке...
Старейший вуз словакии – Университет Коменского в Братиславе приглашает успешных студентов и выпускников юридических факультетов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница