Пояснительная записка




Скачать 73.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации13.06.2013
Размер73.93 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий , лицеев гуманитарного профиля».Авторы –Есин , Кутузов , Ладыгин. Программа рекомендована к применению МОУ «ПГИРО» и опубликована Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также, что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углублённого изучения литературы, которое следует отличать от расширенного изучения. Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы дисциплины.

Основу программы литературного образования учащихся гуманитарного отделения 9 класса составляет углубленное изучение истории русской литературы первой половины 19 века – «золотого века» отечественной словесности.

Важнейшее значение имеет повторение и обобщение истории древнерусской литературы и литературы 18 века, разделов, изученных в восьмом классе. К девятому классу лицеисты должны уметь рассматривать то или иное литературное произведение в тесной связи с другими произведениями русской и европейской литератур, осознавать тот или иной факт как явление целостного литературного процесса.

Особенностью содержания программы 9 класса является также то, что наряду с навыками самостоятельного чтения и осмысления художественного текста учащиеся должны овладеть методикой работы с литературно-критическими статьями.

Работа по развитию речи ориентирована на закрепление навыков устной и письменной речи, а также на развитие навыка самоанализа творческой работы.
Базовыми учебниками в 9 классе являются пособия–М.Качурина «Литература – 10 (1 часть), 2002 год для общеобразовательных школ и учебник для лицеев и гимназий «Русская литература – 9» М.Качурина., Обернихина «Русская литература 19 века» (1 часть), 10 класс. «Дрофа»,2006 год , Журавлев «Русская литература 19 века» (1 часть ), 10 класс. Для школ , гимназий ,лицеев с углубленным изучением литературы.


Дата

Тематика занятий

К-во

часов

Форма проведения занятия

Используемые

источники

Примечание





Введение
Повторение изученного в 8 классе.

Развитие русской литературы с 10 по 17 века.

Основные тенденции развития литературы в 18 веке: зарождение и закат русского классицизма, возникновение и воспитательная роль сентиментализма.

Роль М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина в литературном процессе 18 века и их влияние на писателей 19 века.

Журналистика начала 19 века и её роль в развитии литературы.

Основные тенденции развития русской словесности в первой половине 19 века. Усиление социальной роли литературы. Исторические события в России и их влияние на развитие литературы.

Романтизм и реализм как ведущие направления и художественные методы.
^ Русский романтизм
Литературный процесс рубежа 18-19 веков.

Предромантизм как переходное явление в русской и европейской литературе рубежа 18-19 веков.

Творчество ^ А.Ф. Мерзлякова. Жанр «российской песни» в наследии поэта. «Среди долины ровныя…», «Соловушко», «Ожидание» как образцы предромантической поэзии.

Эстетическая и мировоззренческая основа романтизма как литературного направления и художественного метода. Различия предромантизма и романтизма.

Течения в русском романтизме: философское, элегическое, гражданско - героическое, лермонтовское.

Элегии ^ В.А. Жуковского «Море», «Сельское кладбище», «Вечер».

Обзор творчества К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова. Чтение и анализ стихотворений названных поэтов по выбору учителя и учащихся. Образы-символы и их значение в поэзии романтиков философского течения. Тема любви у романтиков: образ женщины-идеала.

Гражданско-героическая поэзия ^ К.Ф. Рылеева. Стихотворения «Гражданин», «К временщику», думы.

Созвучие тем и мотивов поэзии Рылеева и А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, П.А. Вяземского.

Влияние романтической поэзии на творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Контрольная работа
А.С.Грибоедов
Обзор творчества поэта и драматурга. История создания комедии «Горе от ума».

Черты классицизма и реализма в комедии. Социально-историческая основа комедии. Характер главного героя. Любовный и социальный конфликт комедии.

Взаимоотношения Чацкого и «фамусовского общества». Чацкий: «победитель или побежденный?» Роль Софьи и Молчалина в интриге произведения.

^ Второстепенные и внесценические персонажи. Смысл финала. Язык комедии.

Комедия Грибоедова в зеркале критики. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Взгляд А.С. Пушкина на комедию и её героя.

Инсценирование эпизодов комедии.

Сочинение
А.С.Пушкин
Роль Пушкина в русской и мировой литературе. Обзор и периодизация творчества поэта. Отражение сюжетов пушкинских произведений в других видах искусства.

Лирика лицейского периода. Традиции Г.Р. Державина и К.Д. Батюшкова: «К Наталье», «К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Пробуждение», «Гроб Анакреона», «Лицинию».

Социально-политическая (вольнолюбивая) лирика поэта: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Анчар», «Арион».

«И жизнь, и слезы, и любовь» в лирике Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…», «Признание», «Талисман», «Сожжённое письмо», «Я вас любил», «Мадонна». Адресаты любовной лирики. Новаторство Пушкина в интерпретации темы любви.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Памятник». Мысль о назначении и призвании поэта. Традиции Ломоносова и Державина.

Философская лирика Пушкина: «Вновь я посетил…», «Телега жизни», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Безумных лет угасшее веселье…».

Контрольная работа

Сочинение

Романтические поэмы Пушкина, их связь с лирикой поэта. Понятие цикла. «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья - разбойники» (по выбору).

^ Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, особенности жанра. Понятие о «лишнем человеке» как сквозном образе русской литературы. Особенности композиции романа. «Онегинская строфа».

Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Онегин как тип молодого столичного дворянина 1820-х гг. Образ жизни и жизненные ценности героя в 1 главе романа.

Судьба Владимира Ленского и его роль в романе. Сравнительная характеристика героев. Татьяна и Ольга. «Татьяны милый идеал»

Онегин и Татьяна в последней главе.

Образ автора в романе. Тематика и роль лирических отступлений. Язык романа.

Сочинение.

Драматургия Пушкина. Цикл «Маленькие трагедии».

Исторический характер и художественное новаторство трагедии «Борис Годунов».

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и власти. Развитие темы трагической судьбы «маленького человека». Двойственность образа Петра Первого.

Значение творчества Пушкина в истории литературы. Белинский, Булгарин, Писарев и Мережковский о значении Пушкина.

Контрольная работа.
М.Ю.Лермонтов

Обзор творчества Лермонтова, его роль в развитии русского романтизма. Пушкин и Лермонтов – «дневное и ночное светила» русской поэзии.

Лирика Лермонтова как выражение самосознания поколения 30-х гг. Одиночество, странничество и борьба как сквозные мотивы лирики поэта. «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Одиночество», «Парус», «Сосна», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк», «Дума», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «И скучно, и грустно…», «Предсказание», «Утёс», «Тучи».

Любовная лирика Лермонтова, отличие от лирики Пушкина.

Поэма «Демон», её мифологическая основа и связь с мотивами лирики Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени». История создания, особенности композиции. Понятие о жанре социально – психологического романа. Значение двойной хронологии произведения. Хронотоп романа. Понятие о полифонизме.

Печорин: «портрет, составленный из пороков всего поколения». Связь образа Печорина (рефлексирующего героя) с образом лирического героя Лермонтова.

«Герои-двойники»: Грушницкий, Вернер, Вулич. Сходства и различия.

Женские образы в романе: Бэла, Мери, Вера.

Сопоставительная характеристика Печорина и Онегина.

Проблема предопределенности судьбы человека в романе.

Творческий путь Лермонтова в статье Д.С. Мережковского «Лермонтов. Поэт Сверхчеловечества».

Сочинение.

Контрольная работа.
^ Н.В.Гоголь (30 часов)
Обзор творчества Н.В. Гоголя.

Цикл «Петербургские повести». Изображение петербургской жизни в повестях цикла. Тема «маленького человека» в большом городе. «Фантастический реализм» Гоголя. Сочетание трагедии и сатиры в произведениях.

Поэма «Мёртвые души»: история создания. Идейно-художественная концепция Гоголя, её связь с названием, сюжетом, композицией и жанром поэмы.

1 глава: «губернский Олимп». Изображение губернской и помещичьей Руси.

Чичиков как новый герой русской литературы. Загадка героя.

Образы помещиков. Роль детали как средства психологической и социальной характеристики персонажей. Сходство и различие характеров Чичикова и помещиков.

Образ Руси в поэме. Роль и место лирических отступлений.

Вставные эпизоды и их роль в произведении. «Повесть о капитане Копейкине».

«Мертвые души» в исследованиях Мережковского и Набокова.

Сочинение.

Значение в творчестве Гоголя книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

Критики о Гоголе.

Контрольная работа.
История литературной критики первой половины 19 века
Обзор критических статей В.Г. Белинского, Ф.Ф. Булгарина, Д.И. Писарева, Д.С.Мережковского.

Методы работы с критической литературой. Роль критиков в становлении русской литературы.



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе «Обязательного...
Третья часть («Список литературы») отсылает абитуриента к основным учебникам, учебным пособиям, справочным изданиям и энциклопедиям,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Пояснительная записка iconПояснительная записка основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Пояснительная записка iconПрограмма составлена
Пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка стр. 104

Пояснительная записка icon1. пояснительная записка
Актуальность и принципы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Концептуальные основы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница