Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век»




Скачать 137.56 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век»
Дата публикации22.01.2014
Размер137.56 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок



МОУ « Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Начальная школа XXI век»
Тема: В.Берестов

«Картинки в лужах»

Учитель: Литвинова Т.П.


2011г.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век»

Тема: В.Берестов, Картинки в лужах.

Цели:

  1. Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение).

  2. Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения, оценивать литературных персонажей.

  3. Развивать навык правильного и выразительного чтения.

  4. Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.

  5. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

  6. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Оборудование:

1. Выставка книг В.Д. Берестова и портрет поэта.
2. Фонограммы: песня «Картинки в лужах», «Про машину» (читает К.Румянова), «Альбом для рисования» (читает И.Муравьёва).

3. Плакат

Не бойся сказки.

Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

В. Берестов

4. Карточки для работы в парах и со стихами В.Берестова.

5. Сборники сказок (для инд. работы с книгой).

6. Выставка детских рисунков к сказке Г.Сапгира «Лошарик».
I. Организационный момент.

«Читалочка»

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В.Берестов
^ II. Повторение изученного произведения Г.Сапгир «Лошарик»

а) Беседа по вопросам.

- Почему это произведение сказка?

- Чему учит эта сказка?

- Прочитайте самые главные слова сказки.

- Чему вас научила эта сказка?

- Подберите пословицу к сказке.

Пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

- Сравните эту сказку с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Что в них общего? Чем они отличаются?
б) Работа с выставкой рисунков.

- Расскажите, какой эпизод сказки нарисовали и почему?

^ III. Объявление темы урока.

- Тема нашего нового произведения о детях - «Почемучка». Кого так называют?

- Давайте вспомним, какие произведения о детях мы уже читали.

Работа учащихся по карточкам в парах. Одна пара работает у доски. (Фронтальная проверка: жанр и краткое содержание произведения)
Карточка.
Э.Успенский Большая новость
Я.Аким Он живой и светится
А.Кушнер Затейники
Н.Носов Жадина
В.Драгунский Если был бы я девчонкой

(Учащиеся используют содержание учебника)

- Сегодня эту тему продолжат стихи Валентина Дмитриевича Берестова. Его произведения знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек. Когда вы были ещё маленькими, родители разучили с вами стихотворение, для того, чтобы вы далеко не отходили от них и не потерялись. Называется оно “Огуречик”, его тоже написал В.Берестов.
“Огуречик”.

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
^ III. Изучение нового материала.

1.Работа со стихотворением В.Берестова «Картинки в лужах»

- А как вы думаете, что можно увидеть в луже?

//Важно, чтобы дети разделяли те предметы, которые «населяют» лужу (это головастики и кораблик), и те, которые отражаются в ней (небо, тучка, ветка ивы, птичка).//

- А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему?

//Дети фантазируют в двух направлениях: и как может измениться «население» лужи (головастики могут превратиться в лягушечек; кроме кораблика, в луже могут плавать листики; в луже могут мыться воробушки; туда может что-нибудь упасть и т.д.), и как могут измениться отражения в луже (может отразиться солнышко, на ветке может сидеть другая птичка или никто не сидеть и т.д. — рассуждают...).//

а) Слушание стихотворения (Читает учитель)

б) Моделирование обложки (Фронтальная работа)

в) Беседа по содержанию.

- Догадываетесь, какое это время года?

(Поскольку в луже отражается зеленая ветка, значит, речь идет о лете или ранней осени.)

- Откуда же так много луж? (Очевидно, прошел дождь.)

— Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, — почему же он промочил ботинки? — спросила Маша. Ты можешь ей ответить?

(Важно, чтобы дети поняли: мальчик смотрит вниз, но не себе

под ноги, а на отраженные в луже картинки. Он настолько увлечен, что не замечает, что стоит в луже.)

- Можно ли сказать, что автор умеет видеть удивительное в обычном?

- А ты обращаешь внимание на картинки в лужах?

- Как ты думаешь, любознательные люди умеют удивляться?

- Как нужно читать это стихотворение? (Радостно, с удивлением.)
Физкультминутка
г) Самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Задание к самостоятельному чтению:

- Чем же отличались картинки в лужах от реальности? (Выборочное чтение)

д) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

е) Слушание песни «Картинки в лужах» (фонограмма)

- Композитор написал на эти стихи музыку, а детский вокально-хоровой ансамбль «Юность России» её исполнил.
2. ^ Рассказ об авторе:

- 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории - человека доброго и талантливого родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. И свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. С пяти лет Валя ходил в библиотеку. Обычно просил «Мурзилку», читал вслух, смеялся, не в силах удержаться от восторга. И тогда библиотекарь выпроваживала маленького читателя вместе с «Мурзилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружные ребята» вспоминал поэт. С тех самых пор, я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей». Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.

Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!

1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину”

- Прослушивание фонограммы отрывок из стихотворения “Про машину” (исп. К.Румянова)
3. Наблюдение за разнообразием жанров творчества В.Берестова.

- Учащиеся рассматривают книги В.Берестова, называют жанры произведений и заголовки.
Вывод: В.Берестов писал стихи и сказки для детей.
- Менее известен Берестов как сказочник.

“Как найти дорожку”
“Змей - хвастунишка”
“Честное гусеничное”
“Мастер птица”

«Аист и соловей»

Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет

В.Берестов
4. Самостоятельное чтение. (Работа в парах) Фронтальная проверка.

- А сейчас вы прочитаете самостоятельно несколько стихотворений из школьной лирики, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе. Как красиво, с нежностью он пишет о школе в своих произведениях.

- Ученики читают стихотворения В.Берестова (на карточках).

“Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”

“Линейка” и другие.

^ IV. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова, убедились, ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её.

Дорогие друзья! Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова, которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества.

- Слушание фонограммы стихотворения «Альбом для рисования»

- Что нового вы узнали на уроке?

^ V. Рекомендации для самостоятельной работы:

- Выразительное чтение стихотворения В.Берестова «Картинки в лужах» наизусть или по учебнику;

- Найти книгу со стихотворениями В.Берестова о детях и прочитать.


Произведения В.Д. Берестова

  1. «Первый листопад» Москва «Детская литература» 1987г.

  2. «Отворяй лиса, калитку» Москва Издательство. «Стрекоза» 1999г.

  3. «Стихи» М. «Дрофа-Плюс» 2004г.

  4. «Читалочка» Москва Издательство «Малыш» 1988г.

  5. «Жаворонок» Москва Издательство «Детская литература» 1978г.


Стихи В.Берестова (Для самостоятельного чтения)

Первое сентября

Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.
У первоклассников букеты
День, хоть и грустный, но весёлый.
Грустишь ты: - “До свиданья, лето!”
И радуешься: - “Здравствуй, школа!”

Портфель

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой портфель.

Учебник

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
-Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
для нас до сих пор остаётся загадкой.

^ Линейка

Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.

Карандаш

Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я – наоборот!

^ Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Ручка

Буквы напечатанные –
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
- Ах, батюшки! – сказала ручка. –
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»

^ Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Резинка

Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

^ Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Закладка

Я - нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

^ Счёты

То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «пять»!

“Читалочка”.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

“Гласные, согласные”.

Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистать и ворчать.
А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не хочется им петь.

Учитель: Литвинова Татьяна Павловна МОУ «Бехтеевская СОШ»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению (1 класс)

«Начальная школа XXI века» Виноградова Н. Ф.

^ Тип урока - «Урок изучающего чтения»

Данный урок является продолжением изучения произведений о детях. Он опирается на знания учащихся об основных жанрах литературных произведений, владением необходимым уровнем навыка чтения и умения частично работать самостоятельно. Знания, полученные на данном уроке, должны расширить читательский кругозор и развить навык правильного выразительного чтения.
^ Тема урока: В.Берестов, Картинки в лужах.

Цели:

1.Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение).

2.Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения,

оценивать литературных персонажей.

3.Развивать навык правильного и выразительного чтения.

4.Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.

5.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков

грамотного читателя.

6.Пробуждать желание у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно

обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного

проведения досуга.

На уроке использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;

- создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной

установки к процессу обучения, заинтересованности;

- разнообразие форм и методов организации работы (пословицы, частичное

исследование,проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть

содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта

каждого ребёнка.

2. Принцип индивидуального и личностного подхода:

- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей

ребёнка.

3. Принцип гуманистичности:

- ребёнок активный субъектный совместной деятельности с педагогом,

основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.
В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

- максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

- создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьника;

- обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой – формирование учебной деятельности;

- построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока: выявление уровня начитанности и читательского опыта, изучение нового произведения, результат (обогащение читательского опыта, расширение уровня начитанности, самостоятельной работы с текстом), рефлексия. Сохранялась логическая связь между различными этапами урока. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, групповые (в парах) и фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся, применение словесных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед ними посильные познавательные проблемы: подобрать пословицу, сравнить произведения, рассматривание детской книги, нахождение произведения данного автора и определения его жанра.

На уроке формировались элементы исследовательской деятельности: сравнение сказок, выделение главного, умение доказывать своё мнение, поиск произведения.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изученному материалу на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, расширяла читательский кругозор, стремилась пробудить у учащихся желание в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, активно использовала учебник, фонограммы произведений.

Особое место на уроке занимало формирование и развитие у учащихся обще-учебных навыков: самостоятельная работа с книгой, работа во времени. Уровень самостоятельного мышления своих учеников я считаю хорошим. Этот урок послужит опорой для дальнейшей познавательной читательской деятельности учащихся. Этому же будет способствовать и качественная оценка деятельности учащихся. Для эмоционального восприятия я использовала фонограммы произведений. Особое внимание уделяла здоровьесбережению: психологический комфорт, физкультминутка, правильная посадка при чтении, гимнастика для глаз.

Возможности кабинета использовала полностью,

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения в 1 классе по программе Начальная школа XXI
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоколодезская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской...

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconСписок литературы для чтения на лето для начальной школы (умк «Начальная школа XXI век»)
В. В. Бианки. По выбору: «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Музыкальная канарейка», «Синичкин календарь», «Лесная газета»,...

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса с учетом фгос....
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю)

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения 2 класс по программе «Начальная школа ХХI век»
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, определять основную мысль...

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения 3 класс Программа XXI века умк
Ещё много поэтов и писателей воспевали и воспевают в своих поэтических и прозаических произведениях берёзу

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения в 3 классе по умк «Школа 2100…» Тема: Обобщающий...
Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок литературного чтения в 3 классе умк «Школа России»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио...

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconУрок по русскому языку 4 «В» класса по программе «умк начальная школа XXI века»
Организационный момент. (Дети сидят). Включаю музыку. Идут слайды. Выходит ученик, читает стихотворение

Урок литературного чтения в 1 классе умк «Начальная школа XXI век» iconТема: Как из зерна получилась булка
Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница