Тема раздела




Скачать 380.55 Kb.
НазваниеТема раздела
страница1/4
Дата публикации16.01.2014
Размер380.55 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
4 класс

I полугодие

Литературное чтение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 10

Тема раздела

Великие русские писатели (36 часов)

Темы изучения

«Мой русский стих, мое живое слово...» (13 часов)

Цели изучения

Сформировать представление о творчестве великих русских поэтов.

Ввести алгоритм подготовки материала для создания видеоклипа.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

^ Основное содержание темы

Термины и понятия

Актуализация знаний о творчестве великих русских поэтов, об особенностях лирического стихотворения. Изучение лирических произведений И.С. Никитина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, И.И.Козлова, Н.А. Некрасова и др. Составление презентации выбранного стихотворения. Исследование лирических произведений разных авторов на одну тему. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Написание сочинения-рассуждения.

Подготовка материала для создания видеоклипа для представления поэтического произведения.
Библиография, библиографический список, видеоклип, видеоряд, звукопись, клип, лирика, лироэпическое произведение, метафора, пейзажная лирика, поэма, средства художественной выразительности, сравнение, олицетворение, эпитет.

^ Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения


Предметные умения


• Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе;

- желание читать лирические произведения о родной природе;

- желание составлять советы по подготовке материала для создания видеоклипа;

- проявлять успешность при изучении темы.



^ Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «метафора», «библиография», «библиографический список», «поэма», «воевода», «алмаз», «жемчуг», «серебро», «палица», «дозор», «чародей», «обоз», «не скудеет», «гармония», «долина», «умиротворяющий», «покоятся», «унывный», «видеоряд», «клип», видеоклип» и использовать его в активном словаре;

- раскрывать значение выражения «пейзажная лирика», «гимны неба», «задумчивый плеск», «сонмы светлых дум», «нива колосится», «мерцают кротко», «лоно небосклона», «слезится снег», «жадный взор», «божий мир», «смысл жизни», «радость бытия» и использовать его в активном словаре;

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять назначение видеоклипа и обосновывать свое мнение.

- использовать приобретённые знания для составления советов по подготовке материала при создании видеоклипа.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

^ Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания;

- подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога и для представления результата деятельности.


- работать с содержанием текста лирического стихотворения;

- писать сочинение - рассуждение о произведении;

- составлять рассказ по картине И. Левитана;

- рассказывать алгоритм подготовки материала для видеоклипа;

- готовить материал для создания видеоклипа по лирическому стихотворению;

- составлять и оформлять советы по подготовке материала для создания видеоклипа.



^ Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

ИЗО

Тема – «Пейзаж».

Русский язык

Тема – «Текст-описание», «Текст-рассуждение», «Имя прилагательное»

Окружающий мир

Тема – «Природа родного края»

Музыка

Тема – «Времена года», «Великие русские композиторы».

^ Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», часть 2, с.97 – 99, 121 – 125.

Энциклопедия мудрых мыслей. – Калинград: ОАО «Янтар.сказ», 2005. – 312 с.

^ Демонстрационный материал:

Портреты великих русских поэтов.

Репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина.

Аудиозаписи произведений А. Вивальди, П.Чайковского, Глазунова, Г.Свиридова, М.Глинки.

Детские книги с произведениями о временах года, о родной природе. Фотографии пейзажей средней полосы России.

^ Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями, презентация.

Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная - ;

парная – ,

групповая- .


^ Iэтап. Самоопределение в учебной деятельности

Цель деятельности

Ситуативное задание

^ Планируемый результат

• Мотивировать учащихся на изучение темы.

• Стимулировать желание научиться создавать видеоклип.

Летом в международном детском лагере Аня и Ваня познакомились с ребятами из северо-восточной республики Саха (Якутия). Больше всего Аня и Ваня подружились с Айдысом и Нургун и пригласили друзей приехать на весенние каникулы в Санкт-Петербург. Аня и Ваня показали гостям главные достопримечательности города, а также пригласили в детский клуб «Пегасик» на литературный вечер «Я воспитан природой...», где ребята из разных классов представляли презентации и видеоклипы по любимым поэтическим произведениям. Айдысу и Нургун очень понравились творческие работы школьников, но некоторые выражения в видеоклипе «В государстве ромашек...» оказались для них непонятными, поэтому они попросили пояснить смысл высказываний: «жизнь потоком светящийся пыли», «подорожника твердый клинок», «посреди очарованных трав», но Аня и Ваня затруднились это сделать.

Ребята, можете ли вы определить, почему смысл некоторых высказываний оказался непонятным для Айдыса и Нургун?

^ Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений для убедительного представления своей позиции.

Есть ли у вас желание научиться создавать видеоклип, восприятие которого не вызывает трудности у зрителя?

^ Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание научиться создавать видеоклип.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

^ Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Планируемый результат

^ Блок А. «Вечерний звон! Вечерний звон...»

Цели:

• Стимулировать

- интерес к произведениям русских поэтов;

- желание составлять текст-рассуждение.

• Актуализировать знание:

- о средствах художественной выразительности;

- о лирическом и эпическом произведении.

• Актуализировать умение:

- работать с текстом лирического произведения, используя алгоритм;

- определять особенности лирических произведений и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль литературного произведения и обосновывать свое мнение;

- определять настроение лирического героя и обосновывать свое мнение;

- читать текст выразительно наизусть;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности.

• Ввести понятие «видеоряд», «клип», видеоклип».

• Научить:

- раскрывать значение слова

«долина», «покоятся», «умиротворяющий», «унывный», «видеоряд», «клип», видеоклип» и использовать его в активном словаре;

- определять назначение видеоклипа и обосновывать свое мнение;

- проводить исследование двух произведений и оформлять результаты в таблице;

- составлять фразу конструкт;

- писать сочинение - рассуждение о произведении, которое больше всего понравилось;

- составлять рассказ по картине И. Левитана, используя план и слова и выражения из произведения И. Козлова;

- рассказывать о назначении и особенностях видеоклипа;

- подбирать изобразительный ряд для создания видеоклипа о поэтическом произведении.
.


Задание 1 (З) Учебник, с.98

Назовите значение слова «долина», «умиротворяющий», «покоятся», «унывный».

Опишите чувства, которые вы испытали при чтении произведения И.Козлова «Вечерний звон».

Назовите тему и главную мысль произведения «Вечерний звон».

Назовите эмоционально насыщенные слова и выражения, которые передают настроение или чувства.

^ Дальнейшая работа с текстом произведения ведется по алгоритму*.

Расскажите о средствах художественной выразительности в произведении.

Задание 2 (П)

Можно ли считать произведение «Вечерний звон» эпическим? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что И. Козлов для художественной выразительности использовал сравнения? Обоснуйте свое мнение.

Позволяют ли многочисленные восклицательные знаки создать радостное настроение в произведении «Вечерний звон»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) с взаимопроверкой

Прочитайте стихотворение И.Козлова «Вечерний звон», подбирая необходимые интонации для выражения настроения автора.

Оцените работу своих одноклассников.

Определите в тексте произведения «Вечерний звон» средства выразительности, позволяющие автору выразить свои чувства.

Задание 4 (У) Учебник, 98 - 99

Проведите исследование текста произведений И.И.Козлова «Вечерний звон» и ирландского поэта Томаса Мура «Вечерние колокола!..» и оформите результаты в таблице.

Параметры

сравнения

И.Козлов

«Вечерний звон»

Томас Мур

«Вечерние колокола!..»


Жанр

Стихотворение

Стихотворение

Лирическое/

эпическое

произведение

Лирическое


Лирическое


Тема

^ Размышление о прошедшей жизни под звон колоколов

Воспоминания о юности и доме под звон колоколов

Главная мысль произведения







Общее

настроение произведения

^ Задумчивое, тихое

Тихое, задумчивое

Слова, выражающие настроение и чувства автора

Размышление, лю

овь, сожаление, грустное, печальное, светлая грусть

^ Светлое, счастливое, сожаление, грустное, тягостное, печальное


Образы

Отчий дом, светлые дни, обманчивая весна,

могильный сон, вечерний звон, напев унывный,

другой певец...

Сладкое время, умиротворяющий перезвон, счастливые часы,

сердца покоятся,

могильная тьма...

Главная мысль

^ И после нас жизнь продолжается...

Ничто не вечно...

Задание 5 (У)

Выучите наизусть стихотворение, которое вам больше всего понравилось.

Подберите музыкальное сопровождение для прочтения выбранного стихотворения И. Козлова.

Задание 6 (У) с взаимооценкой

Напишите сочинение-рассуждение о стихотворении, которое вам больше понравилось.

Представьте свою работу одноклассникам.

Задание 7 (У) Учебник, с. 99 репродукция И.Левитана «Вечерний звон»

Проведите исследование репродукции картины И. Левитана «Вечерний звон» и стихотворения И. Козлова «Вечерние колокола!» и оформите результаты в таблице.

Параметры сравнение

И.Козлов

«Вечерний звон»

И.Левитан

«Вечерний звон»

Вид искусства

Литература

(искусство слова)

Живопись


Тема произведения

^ Воспоминания под звон колоколов

Храм на берегу реки вечером


Краткое

содержание произведение

^ Герой вспоминает счастливые моменты своей жизни, сожа

ея о тех, кто этого уже лишен...

Берег реки ранней осенью, прозрачная гладь воды отражает храм на противоположном берегу, чистое вечернее небо...

Настроение, чувства автора произведения

^ Задумчивое, любовь, сожаление, печальное, светлая грусть...

Спокойствие, покой, тихое, светлое,

хорошо на душе,

умиротворение...

Средства выразительности

^ Образные выражения: эпитеты, метафоры..., ритм, мелодика, звукопись

Композиция, свет, цветовая палитра (сочетание красок), содержание...

Задание 8 (У)

Закончите фразу конструкт: «Репродукцию картины И. Левитана «Вечерний звон» можно использоваться для иллюстрации стихотворения И. Козлова «Вечерний звон», потому что ...............................................................

Задание 9 (У) с взаимопроверкой

Составьте рассказ по картине И. Левитана «Вечерний звон», используя план и слова и выражения из произведения И.Козлова.**

Оцените работу своих одноклассников.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема раздела iconУрок 104. Тема раздела: «Сказка ложь, да в ней намёк »
Тема: Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки. (Проводится после чтения раздела V.)

Тема раздела iconЛитература Тема раздела
Тема урока: Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история поэмы. Глава «Пролог»

Тема раздела iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Вопросы перечисленных дисциплин включены в соответствующие темы Раздела Микроэкономика и Раздела Макроэкономика

Тема раздела icon«Знакомство с названием раздела. В. Берестов. Стихотворение «За игрой»»
Цели: Прогнозировать содержание раздела, умение рассуждать, сотрудничать, оценивать свои достижения, составлять рассказ на предложенную...

Тема раздела iconУрок английского языка в 11 классе c использованием приёмов технологии...
Тема урока: «How dependent are you on modern technology? (Как ты зависишь от современных технологий?)»

Тема раздела icon«Государственные символы Российской Федерации». Задания составлены...
В случае неверного ответа или отсутствия ответа – нулем баллов. Творческие задания оцениваются по шкале, указанной в них

Тема раздела iconНазвание раздела или
Название раздела или -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Тема раздела iconПрограмма для базового уровня ( системно-информационная концепция)
Целью этого раздела является формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Достаточно большая часть этого...

Тема раздела iconПояснительная записка Тема раздела
Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 8 классов

Тема раздела iconУчебника Тема урока Кол-во часов
Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница