Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности




Скачать 37.95 Kb.
НазваниеИз опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности
Дата публикации11.01.2014
Размер37.95 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности
Бобарыка Л.Г. - учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ


Будущее за творческой личностью. Это аксиома. Соответственно учитель должен быть в поиске таких видов деятельности учащихся, которые освободят их от «микробов лени и равнодушия», а процесс сотрудничества учителя и ученика станет многообразным и радостным.

Печально, но дети сейчас меньше читают, больше времени проводят за компьютером. Как же «стимулировать» желание читать, разбираться в прочитанном, сопереживать? Много лет я контролировала самостоятельное чтение учащихся с помощью читательских дневников. Дневник читателя предлагала оформлять по-разному: можно было и рисовать иллюстрации, и высказывать своё впечатление о прочитанном, и выписывать понравившиеся строки... Работала в контакте с библиотекарем. Каждую четверть учащиеся оформляли дневники, мы представляли картину чтения, оценивали «труды» детей по десятибалльной шкале, вклеивали красивые цветные кленовые, дубовые и тд. листочки. Подводили итоги, награждали. И вдруг- именно в прошлом учебном году-ступор! Десятиклассники покорно оформляли записи. Но один, самый настырный, приходил (раз 5-6) и спрашивал: «Лилия Григорьевна! Расскажите, пожалуйста, что такое читательский дневник». К счастью, на одном из уроков родилась новая форма подведения итогов чтения в классе и дома. Ученики записывают имя автора, название произведения и свои впечатления оформляют с помощью символов. За каждым символом стоят впечатления, эмоции, которые легко «расшифровать». Учитель рассматривает таблицу и просит объяснить тот или иной свой символ. Рассказ ученика должен состоять из 5-10 предложений. Что же случилось? Почему подростки стали с удовольствием выполнять задания? Может быть, потому, что исчезла «рутинная» форма работы, а появилась ИГРА- «естественное состояние для детского возраста?»

Воспитать компетентного читателя обучить искусству чтения непросто. В ходе игровой подготовки (в течение десяти дней) пятиклассники «захвачены» были незнакомыми пока для них видами деятельности. Урок- Праздник, посвященный А.С.Пушкину, дети готовили вдохновенно. Учительница «уступила» роль лидера нескольким ученикам. Необходимо было составить сценарий, придумать оформление, подобрать музыку, составить задания: чтение наизусть, анализ стихотворений, кроссворды и т.д. Несколько раз дети собирались после уроков, корректировали сценарий, старались Мзадействовать» каждого. И их старания окупились сторицей. Вот как Катя Федюнова вспоминает: «Это было 31 января. Мы (5б) зашли в кабинет литературы. Заиграла музыка Г.Свиридова «Метель». Наша учительница зажгла свечу. На доске-портрет А.С.Пушкина и слова:

Пока горит свеча,

Мы вспоминаем Вас...

На партах перед каждым из нас неожиданно появились листочки- снежинки, белые и голубые. На снежинках нужно было написать или своё стихотворение, посвященное поэту, или понравившееся стихотворение А.С.Пушкина, выразить свои эмоции. Потом подвели итоги конкурса рисунков. Победителем стал И.Норкин. На следующем этапе мы читали наизусть свои любимые стихи поэта: и по одному, и хором, и вдвоём; разгадывали кроссворды, выполняли другие интересные задания. И на последок весь класс сфотографировался у портрета поэта. На следующий день вспоминали, портреты, рисунки, стихотворения. На душе было светло».

А стихи получились бесхитростные, чистые

Я утром ранним

Встану и пройду

По лёгкому и свежему морозу

И быстро на небо взгляну:

О, Боже! Как красиво солнце!

Свет лучистый, небо чисто!

Катя Матвиенко

(Последнее предложение совсем «пушкинское»: «минута- и стихи свободно потекут... »}

Другая Катя Г.,которой пока трудно учиться, назвала своё стихотворение

«Единственный друг»:

Друзья мои!

Я так хотела с вами подружиться...

Но только он один со мною стал дружить.

Они меня всегда дразнили

Друг защитил меня.
РS. Посвящаю А.С.Пушкину, потому что он ценил друзей. Это откровение юной души- повод для размышления взрослым.

К уроку пятиклассники подготовили и другие задания. Например, такие: Некоторые стихи А.С.Пушкина «смешались», и получился такой «смешной» стих. Попробуйте вернуть отрывки на привычные места:

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

У лукоморья дуб зелёный

Под ним сидел и кот учёный.

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана.

И царица у окна села ждать его одна.

Давно, давно ты ждёшь меня

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.

Опыт литературных праздников описан в нескольких пособиях для учителя- словесника. Когда-то и мои ученицы старшеклассницы принимали участие во Всероссийских литературных праздниках в г.Волгограде и в г.Нижнем Новгороде. Подготовка большого литературного праздника — дело двух-трёх месяцев. Уроки же- праздники подготовить легче. Надо только вдохновить учащихся, зажечь, найти занятие по силам для каждого.

Соглашусь с А.Н.Плехановой, что «формирование читательской культуры, развитие речи, собственное сочинительство есть радость жизни», результативный процесс сотрудничества учителя и учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconИнновационного педагогического опыта
В основе современного образования лежит активность учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой,...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconЧем жив человек?
Цель творческой лаборатории: представить аспект работы словесника и классного руководителя по воспитанию в моральном климате памяти...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconЧасы работы Центральной и детской библиотек
Продолжит свою работу Выставка-бенефис читателя «Умей улыбаться жизни» о жительнице нашего села Нине Ивановне Суворовой. Интересной...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности icon2. Создать комфортную образовательную среду на основе индивидуальной...
Цель работы школы: формирование физически и психически активной, здоровой, творческой личности учителя и ученика

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconРеализация целевой программы развития школы по проблеме «Интеллектуальное воспитание учащихся»
«целостное развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности, создание условий для его социализации, приобретение опыта ценностных...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconОбобщение опыта работы Реализация технологии саморазвития личности...
Психолого-педагогическая концепция курса Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности»

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconКрасивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но...
Формирование творческой личности – одна из главных задач педагогики на современном этапе. Воспитанию такой личности способствует,...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconПрограмма курса внеурочной деятельности
Цели программы: углубить знания учащихся по теории литературы, воспитать грамотного компетентного читателя и, как следствие этого,...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconЭффективные пути и средства развития воображения, как основа формирования...
Именно воображение является основой формирования уникальной творческой личности. В дошкольном детстве оно признано центральным психологическим...

Из опыта работы по воспитанию компетентного читателя и творческой личности iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница