Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского»




Скачать 126.72 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского»
Дата публикации10.01.2014
Размер126.72 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Открытый урок литературы

в 11 классе

«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».

Составила – учитель литературы Серкова Н. Н.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В. Маяковского.

Задачи:

1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;

2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века.

Оборудование: тексты стихотворений, задания для тестовой и самостоятельной работ, презентация по теме, запись: В. В. Маяковский. «Во весь голос». Вступление. Исп. Н. Асеев.

Учитель сразу после организационного момента читает наизусть стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!».

(1 СЛАЙД)

Учитель: Поэт — та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то нужно.

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Домашним заданием к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы XIX века.

Домашнее задание давалось по группам: 1 группа готовила выступление о теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина, 2 группа – в лирике М. Ю. Лермонтова, 3 группа – в лирике Н. А. Некрасова.
(Ответы учащихся)
(2 СЛАЙД)

А. С. Пушкин
(3 СЛАЙД)

М. Ю. Лермонтов
(4 СЛАЙД)

Н. А. Некрасов
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.

Для В. В. Маяковского было необычайно важно его творчество, он не мог не думать о своем месте в жизни, о том, ради чего он писал.
(5 СЛАЙД)

Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий

10 - 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

    В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним основные положения манифестов футуристов. У вас на партах лежат карточки. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма (см. Приложение № 1).
(Ответы учащихся)
(6 СЛАЙД)

  • создание новых форм;

  • броские названия;

  • ломаный стих;

  • антиэстетизм;

  • атеизм;

  • эпатаж, игра;

  • эксперименты со словом.


(7 СЛАЙД)

Маяковский вслед за футуристами призывал:

- искусство «вынести на улицы»;
- слово нацелить на чтение вслух;
- заставить искусство «будить и будоражить!» людей.

(8 СЛАЙД)

Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.
(9 СЛАЙД)

Он чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении "Нате!" (1913):
(10 СЛАЙД)
    Все вы на бабочку поэтиного сердца
    взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
    Толпа озвереет, будет тереться,
    ощетинит ножки стоглавая вошь.
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется - и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам
    я - бесценных слов транжир и мот.
(Читает учащийся)


    Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.


(11 СЛАЙД)

В этот же период поэт пишет трагедию "Владимир Маяковский" (1914), в которой показывает трагическое противостояние одинокого поэта мещанской толпе. Тема отношений поэта и толпы связана с темой ответственности художника перед историей и обществом. Поэт Маяковского - фигура трагическая; он прямо заявляет о переплетенности своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем и страданиями людей. Маяковский проводит мысль о том, что поэзия должна быть защитником обездоленных, угнетенных, а поэт - рупором их страданий и мучений; поэт не должен оставаться в стороне от реальной жизни и просто наблюдать за ней со стороны.

Желание разрушить отжившее, старое, гнилое, желание создать что-то свое, новое и светлое - вот в чем суть поэзии Маяковского до революций 1917 года.


 (12 СЛАЙД)   

Октябрьские события в 1917 году совершенно переменили настрой и направленность творчества Маяковского, изменили его представление о назначении поэта и поэзии. Маяковский воспринимает революцию как главное дело в своей жизни, и теперь поэт и поэзия должны защищать революцию, восхвалять ее, бороться (так считал Маяковский) за светлое будущее. После Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам с призывом направить свое мастерство на воспитание людей: "Товарищи, на баррикады — баррикады сердец и душ". Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. "Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель".
(13 СЛАЙД)

С 1919 по 1921 г.г. Маяковский работает в "Окнах РОСТа", пишет агитки, рисует плакаты в поддержку молодой Советской республики, искренне веря в новые идеалы.
(14 СЛАЙД)

По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И не случайно в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

Ты да я,

Нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим, вспоем

у мира в сером хламе,

я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами.
(Читает учащийся)
В стихотворении "Необычайное приключение..." возникает тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии. Эта тема находит очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе "двухстволки солнц", из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц "стена теней, ночей тюрьма". Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда "устанет" и захочет "прилечь" Солнце, то он "во всю светает мочь — и снова день трезвонится".
(15 СЛАЙД)

В этом стихотворении Маяковский провозглашает свой поэтический лозунг:

Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.
(16 СЛАЙД)

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Юбилейное"(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения

А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.

Александр Сергеич,

да не слушайте ж вы их!

Может,

я

один

действительно жалею,

Что сегодня

нету вас в живых.

Мне

при жизни

с вами

сговориться б надо.

Скоро вот

и я

умру

и буду нем.
После смерти
     нам
     стоять почти что рядом:

Вы на Пе,

а я

на эМ…
Были б живы -
     стали бы
     по Лефу соредактор.
  Я бы
  

  и агитки
     вам доверить мог.

Раз бы показал:
     - вот так-то, мол,
     и так-то...
    Вы б смогли -
     у вас
     хороший слог.


(Читает учащийся)
   

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
     всяческую мертвечину!
Обожаю
     всяческую жизнь!
(17 СЛАЙД)

Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии" (1924). Это его произведение является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово "поэт". В стихотворении видно противопоставление обыденного факта - визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.
(18 СЛАЙД)

Прежде всего, Маяковский говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно "сверкало всеми гранями":


- Поэзия

- вся! –

Езда в незнаемое.

Поэзия -

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.





(Читает учащийся)
(19 СЛАЙД) 

Маяковский явился одним из организаторов и руководителей новой литературной группы ЛЕФ (Левый фронт). ЛЕФовцы выдвинули три новых принципа искусства:

1) принцип социального заказа;

2) принцип литературного факта;

3) принцип искусства-жизнестроения.
^ Под социальным заказом Маяковский подразумевал то, что художник должен сам внутренне понять и почувствовать необходимость писать именно на ту тему, которая особенно актуальна и имеет общественное значение в данный момент. Когда страна воюет, тема художника – война. Когда страна строит, тема поэзии – строительство. Второй принцип – это принцип отбора материала для творчества. Факт и только факт, а не вымысел должен стать предметом искусства. Третий принцип – определяющий для поэзии Маяковского. Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на нее. Автор «Слова о полку Игореве» стремился объединить русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Толстой и Достоевский стремились возродить духовные христианские ценности. Маяковский видел главной своей задачей – с помощью стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского. Поэтому, когда страна воюет, поэт – солдат. Когда страна строит, поэт – строитель.

(20 СЛАЙД)

 В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму "Во весь голос" (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать "о времени и о себе".


Я ассенизатор

и водовоз, революцией

мобилизованный и призванный.


  

Слушайте,

товарищи потомки,

Агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки,

Я шагну

через лирические томики,

Как живой

с живыми говоря.  
(Читает учащийся)
Поэт борется с грязью и "мразью" жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. "Водовоз" противопоставляется тем, кто "строчит романсы", кто "мандолинит из-под стен", создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.

По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” — в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь...


(21 СЛАЙД)

Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки, помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!
(22 СЛАЙД)

Я хочу
    быть понят моей страной,
                     а не буду понят, —
                                                что ж,
                     по родной стране
                     пройду стороной,
                     как проходит
                                     косой дождь.

^ Завершающая часть урока – тест (см. Приложение № 2) с самопроверкой (23 СЛАЙД).

Прослушивание записи: В. В. Маяковский. «Во весь голос». Вступление. Исп.

Н. Асеев.
(24 СЛАЙД)

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение

«Традиции поэтов 19 века в трактовке Маяковским темы поэта и поэзии».

Приложение № 1
Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:
1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом;

3. уничтожение литературных авторитетов;

4. искусство не должно отражать действительность;

5. атеизм;

6. создание новых форм;

7. броские названия;

8. выражать сокровенное, несказанное;

9. ломаный стих;

10. антиэстетизм;

11. передавать то, что лежит за пределами познания;

12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

13. эпатаж, игра;

14. никакой неясности, туманности.

Приложение № 2
Самостоятельная работа

Тест
1. К чему призывает Маяковский людей искусства?

А) искусство «вынести на улицы»;
Б) творить искусство ради искусства;

В) «глаголом жечь сердца людей».
2. Выберите из приведенных ниже образных характеристик те, которые использует по отношению к себе лирический герой раннего Маяковского:

А) «я московский озорной гуляка»;

Б) «еще не ведомый избранник»;

В) «бесценных слов мот и транжир и мот».
3. Узнайте стихотворение Маяковского по цепочке использованных в нем глагольных форм или существительных:

А) зажигают – называется – надрываясь – врывается – боится – плачет – целует – просит…

Б) смазал – плеснувши – показал – прочел – сыграть могли бы.

В) сын – к отцу – кроха – секретов – детишки – папы – ответ – в книжке…

Г) били – пели – скользила – грохнулась – сгрудились – клёшить – опрокинулась – слушайте - рванулась – ржанула – стоило жить…
Варианты: «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
4. Каких классиков XIX века берет себе «в компанию» Маяковский в стихотворении «Юбилейное»?

А) М. Ю. Лермонтова;

Б) А. С. Пушкина;

В) Н. А. Некрасова;

Г) Ф. И. Тютчева.
5. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный прием намеренного искажения чего – либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение.

В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
6. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:

А) в стихотворении «О дряни»;

Б) в поэме «Хорошо!»;

В) во вступлении к поэме «Во весь голос».
Ключ к тесту:

1. А)

2. В)

3. А) «Послушайте!»;

Б) «А вы могли бы?»;

В) «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Г) «Хорошее отношение к лошадям».

4. Б) В)

5. А)

6. В)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «В. Маяковский. Начало пути»...
...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconЛитература: Стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»
Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской)....

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок литературы и мхк. Тема: Содружество поэзии и живописи: В. В. Маяковский и кубофутуризм
...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике
Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово и стремление к индивидуальной...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина»
Портрет Есенина, фотографии, связанные с жизнью поэта, магнитофон, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, сборники стихов...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрока. 11 класс. Тема: Лики любви в лирике В. Маяковского
Задачи: образ-я – дать представление о любовной лирике В. Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство, познакомить...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconЛюбви в лирике Маяковского
Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconСочинения по литературе: Любовь в поэзии Маяковского
Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью и отчаянием — в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова»
Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой...

Урок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Шириева Л. Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу «Стерлитамакский лицей-интернат №2»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница