Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат




Скачать 120.52 Kb.
НазваниеЛ. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат
Дата публикации10.01.2014
Размер120.52 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
УДК 821.512.145
ТАТАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ 1920-1960-Х ГОДОВ: ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ
Л.И.Мингазова

Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литературных направлениях, сформировавшихся под влиянием основных программ этого времени.
Ключевые слова: Детская поэзия, направления, идейно-философское содержание, эволюция.
Темы, объекты изображения, идейно-философское содержание, стилистическое своеобразие детской поэзии, развивающейся в политических условиях Гражданской войны, а затем 1920-х-1960-х годов, наиболее наглядно проявилась в литературных направлениях, сформировавшихся под влиянием основных программ этого времени. Тема рождения нового взамен разрушенного старого обусловила преобладания в литературе публицистического пафоса, поэтической декламации, риторики. В результате этого процесса утрачивается лиричность произведений, доминирует романтическая, публицистическая поэзия. Воспитательная направленность литературы в целом в эти годы в корне изменяет детскую поэзию: на первый план выходят темы борьбы за новое общество, интернациональной дружбы, атеизма, покорения природы, пионерских дел и др., военная романтика и героика, коллективные отношения ставятся выше внутри семейных.

В этот период значительных перемен поэты Сирин, М.Крыймов, З.Гали, Й.Гусманов и др., стремившиеся писать по-новому, выступили с программой идейно-художественного обновления детской поэзии с учетом требований нового времени, иных условий жизни детей, считали необходимым изменение прежних литературных традиций. В качестве примера можно привести стихотворение «Весенние капельки» («Язгы тамчылар») Сирина:

Капай,

Капля,

Капай,

Капля,

Давай хоть вместе капать!

Буду и я каплями

Капать:

Пусть в борьбе проливается кровь (подстр. перевод) [1;72].

«Вооруженные коммунистическими идеями» писатели А.Турай, Г.Гумар, К.Амири, Ш.Фидаи и др. выдвигают мысль о создании особой, «очищенной» от традиций, пролетарской литературы для детей. Стихотворения «Красная звезда» («Кызыл йолдыз»), «Мы» («Без») Ш.Фидаи, известного своими романтическими произведениями, имеют именно такую идейную направленность. Так, в стихотворении «Мы» дети в точности повторяют мысли и поступки взрослых. Главные цели поэта – обеспечение актуальности содержания, создание социально-дидактического произведения, поэтому принципы художественности уходит на второй план. Безусловно, подобная целенаправленность не могла привести к удачным художественным находкам:

Мы смелые сыны

Свободной страны,

Выбранный нами путь –

Путь к счастью! (подстр. перевод) [1;118].

Другое направление составили писатели, которые искали новые жанровые формы, художественные приемы для выражения авторской мысли. Они выдвинули идею о том, что необходимо брать за основу творчество самих детей, обрабатывать и публиковать его [2;24]. Подобный подход, безусловно, тревожил авторов, которые связывали развитие детской литературы с творческим наследием и нравственно-эстетическим потенциалам, накопленными до Октябрьской революции. Не принимая разного рода «идейные шатания», они поддерживали традиционные формы произведений для детей. Такие писатели, как М.Гафури, Х.Такташ, М.Джалиль, Ф.Карим, К.Наджми, Г.Тулумбай, свои мысли по поводу перемен в обществе по-прежнему выражали через отношение детей к семье, природе, детскую психологию. Несколько отстраняясь от проблемы социального воспитания, в своем творчестве для детей они старались не поднимать политические вопросы. Сложные задачи, поставленные перед новой литературой, не могли не повлиять на творчество вышеназванных авторов, однако, они находили способы ухода от сухой дидактики:

Быть трудолюбивым человеком – большое счастье,

Труд – это главное в жизни.

Умение читать и писать –

Самое драгоценное украшение (подстр. перевод) [3;46].

В 20-е годы в поэзии Х.Туфана, М.Гафури, М.Джалиля, Ф.Карима, которые развивали традиции, заложенные в начале ХХ века, большое место занимала пейзажная лирика. Наглядной пример тому – произведения «В саду цветочном» («Гөлләр бакчасында»), «Прощание птиц» («Кошлар киткәндә»), «Лес» («Урман»), «Весна» («Яз») М.Гафури, в которых красота природы раскрывается в связи с событиями из жизни детей, «Бабочка» («Күбәләк»), «Приход весны» («Яз җитә») Ф.Карима, сочетающие простоту стиля, детское мировосприятие:

Не гони, дочка, бабочку,

Пусть летает в нашем саду,

Садится на твои мягкие волосы,

Будет вместо бантика (подстр. перевод) [4;27].

Перемены, порожденные Октябрьской революцией, получили своеобразное отображение в стихотворениях, созданных М.Джалилем, Х.Такташем, К.Наджми, Г.Толымбай, Ф.Каримом, А.Алишем, Н.Исанбетом, А.Айдаром, Б.Рахметом, А.Бикчантаевой, С.Адхямовой, Сирином, Ф.Ибрагимовым, Г.Гумаром, Г.Рахимом в 1920-е годы. В поиске новых форм и средств художественного выражения наивысшего мастерства достигли Х.Такташ и М.Джалиль. В их поэзии есть и героика пройденного страной пути, и активная деятельность, направленная на совершенствование личности и общества в целом. Безусловно, в основе детских стихов Х.Такташа – стремление к светлому будущему. Стихотворения «Марш пионеров» («Пионерлар маршы»), «Лейла» («Ләйлә»), «Маленький разбойник» («Нәни разбойник»), «Мокамай», «Дикие гуси» («Кыр казлары») - не просто «легкие» стихи, а своеобразная личная программа поэта, выражение его внутреннего «я». В творчестве Х.Такташа и М.Джалиля наряду с произведениями, ставящими важные проблемы, есть и юмористические, сатирические стихи. К примеру, «Сказка Кави» («Кави әкияте»), «Старик Камали и его сын Ахмет» («Камали карт белән улы Әхмәт»), «Благочестивый кот» («Тәүфикълы песи») Х.Такташа, «Непутевые пионеры» («Уңмаган пионерлар»), «Кошкина шутка – мышкина смерть» («Мәчегә көлке – тычканга үлем»), «Часы» («Сәгать»), «Кот - воришка» («Карак песи») и др. М.Джалиля.

Сюжет «Благочестивого кота», небольшой пьесы в стихах, прост. Кот искусно пользуется доверием бабушки: и за разбитой горшок, и за пролитую сметану должен отвечать невиновный пес Акбай:

Бабаушка:

Мой кот воспитан, и красив,

И как мулла благочестив:

Сметану, сливки и бульон –

Сам никогда не тронет он!

Кот:

Бабулечка, душа мая, иди скорее, ну а я

Пойду проведаю горшок - ... [1;109].

Сюжет стихотворения, «Кот - воришка» М.Джалиля и вышеназванной пьесы Х.Такташа схож. Автор с теплым юмором, используя приемы легкой сатиры, изобразил, как кот берется охранять масло, которое сам же впоследствии и съедает. В основе обоих произведений лежит воспитательный момент.

В 1930-е годы для творчества М.Джалиля, как и многих других авторов (А.Алиша, Н.Исанбета, А.Айдара, Б.Рахмета), было характерно обращение к фольклору. Не ограничиваясь пропагандой устного народного творчества, поэт творчески использовал прибаутки, сказки, народные песни в таких своих произведениях, как, «Колыбельная песня» («Бишек җыры»), «Ястреб» («Тилгән»), «У колыбели» («Бишек янында»), «Сказка рыбалова» («Балыкчы әкияте»), «Зайчик» («Куян»), «Щенок и петух» («Маэмай белән әтәч»), «Украденный кот» («Урланган мәче») и др.

В военном творчестве М.Джалиля наиболее явно проявились его жизненная философия, дух борьбы. Вошедший в литературу в годы Гражданской войны как певец героического духа, он стал поистине народным поэтом. Как известно, самой высокой точкой в его творчестве стали два блокнота «Моабитских тетрадей», созданные в заточении. В этом цикле автор поднимает темы любви к Родине, ответственности перед народом («Прости, Родина!», «Соловей и родник», «Мои песни», «Палачу»), разоблачение жестокости фашистов («Волки», «Варварство»), веры в победу над врагом («После войны», «Новогодние пожелания»), создает народный образ Родины («Праздник матери», «Один совет» (О человечности)), юмористические произведения, написанные поэтом перед лицом смерти («Соленая рыба», «Любовь и насморк», «Хадича» и др.), демонстрируют его несгибаемую силу воли.

В целом, детскую поэзию периода Великой Отечественной войны можно охоктеризовать как время поисков. Есле в начале войны поэтические произведения были призваны выразить призыв, агитацию, давали определенные советы, заставляли задуматься («Мы победим» («Без җиңәрбез!» ) А.Ерикея, «Мать и детя» («Ана һәм бала») А.Файзи, «Цветок и месть» («Чәчәк һәм үч») А.Исхакыя, «Осенним вечером» («Көзге кичтә») К.Наджми, «Прощальная песня» («Озату җыры») А.Кутуя, «Накажите, врага!» («Дошманнан үч алыгыз!») Н.Даули и др.), то в дальнейшем авторы все чаще с пафосом изображают образ ребенка, внесшего вклад в победу, испытывающего чувство удовлетворения от труда, ставят его в пример читателям («Тепло Родины» («Ил җылысы») Г.Кутуя, «Мастерица» («Бәяләү бәйли матур кыз») А.Исхака, «Песня мастериц» («Өмәче кызлар җыры») Г.Насрыя, «Твой папа» («Синең әтиең») Г.Хузина и др.).

В детской литературе военных лет внимание привлекает одна особенность: стихотворения для детей воспринимаются как произведения для взрослых, в которых присутствуют образы детей. К примеру, стихотворение «Ребенку» («Балама») Ш.Маннура:

Я вернусь, сынок, скоро-скоро,

Ты жди меня, своего отца, -

... Ты возьми оружие и отомсти за отца, -

Если я на войне погибну (перевод М.Л.) [5;87].

Автор пытается раскрыть борьбу жизни и смерти. Безусловно, простота деталей, естественность чувств рожденных в сердце солдата, переданы очень реалистично. Однако, отсутствие интересных для детей находок, суровое стилистическое звучание стихотворения говорят о том, что оно не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к детской литературе.

Конечно, в этот период было создано достоточное количество и удачных произведений. В них обращения поэта-борца к юному поколению лишины формальных лозунгов и призывов, отличаются высокохудожественностью. Это, например, такие стихотворения, как «Чулпану», «Красная ромашка», «Звонок» М.Джалиля, «Желание», «Дикие гуси», «За отчизну» Ф.Карима, «Зеленая елка» («Яшел чыршы») Дж.Тарземанова, «Кто на улице, дитя?» («Әйтче, балам, тышта кемнәр бар?») А.Ерикея, «Два сына» («Ике улым бар») А.Алиша, «На могиле храброго» («Батыр каберендә»), «Родина» («Туган ил») А.Кутуя, а также более десяти поэм и баллад Ф.Карима.

Как известно, Ф.Карим – жертва культа личности. В свое время, освободившись из тюрьмы, он сразу отправился на фронт, т.к. считал это своим долгом, делом чести. Подобное чувство присутствует во многих его лирических произведениях. Созданные Ф.Каримом в военные годы образы юных борцов являются яркими примерами воплощения любви к родине, героизма. В произведениях «Глубокое озеро», «Пляска смерти», «Жена партизана», «Письмо пионерке Гульчачак» момент совершения героического поступка изображен с романтическим подъемом, воодушевлением, поэтому события в них сродни подвигам из сказок и героических песен. Таким образом, можно отметить, что поэт в художественном отношении поднял детскую литературу романтической направленности на новую идейно-эстетическую высоту.

Романтический дух, реалистическая действительность свойственны и послевоенному периоду детской поэзии, однако в это время она развивается в определенных рамках. Это, в частности, выдвижение на первый план педагогических задач, а также представление детской литературы как “учебника о жизни и воспитании”. В связи с этим в пятидесятые годы создаются характерные для 1930-40-х годов произведения, восхваляющие только положительные стороны жизни, новые успехи, научно-технические достижения. Тем не менее в творчестве Б.Рахмета («Книга для детей» 1953), «Наше лето» 1955), Ш.Маннура («Прекрасное лето» 1950), А.Файзи («Пчелка» 1948), Дж.Тарземанова («Ключ к знанию» 1946), Н.Гайсина («Таза-Мортаза» 1958), Н.Исанбета («Зайчонок» 1956) и др. восприятие действительности, детской психологии сочитается с удачными поэтическими приемами. Например, Б.Рахмет находит особый путь сближения с духовным миром ребенка – поэт видит в нем не частичку коллектива, а самодостаточную личность, что само по себе чуждо для поэзии этого периода и выходит за рамки общей тенденции образуя совершенно иное направление в детской поэзии.

Главное качество этого направления – своеобразный юмор, который в дальнейшем получит развитие в творчестве Ш.Галиева, Р.Миннуллина, Р.Газизова, Ф.Яруллина. Также стихотворения и веселят читателей, и дают им пищу для размышлений, а нередко и “пощипывают” ((«Ленивец» («Шундый ялкау ул»), «Гульюзум и муха» («Гөлйөзем һәм чебен»), «Коза с горшком» («Чүлмәк башлы кәҗә»)). Теплый юмор и сатирические приемы характерны и для произведений А.Файзи, Ш.Маннура, Дж.Тарземанова и А.Исхака. Однако их творчество существенно отличается от поэзии Б.Рахмета. Если Б.Рахмет при раскрытии духовного мира ребенка использует мягкий и вместе с тем образный язык, то в произведениях А.Файзи и Дж.Тарземанова дается более строгая оценка образа, и язык более сухой, преобладает сатирический стиль, в их юмористических стихах ощущается горькая насмешка. Например, стихотворения «Солнце и дитя» («Кояш һәм бала»), «Недотрога» («Чебен тимәс – чер итәр») А.Файзи, «Вишня» («Чия») Дж.Тарземанова:

Джавдат – настоящий хвастун,

Всезнайства в нем сто мешков.

При восприятии образа Халиды, которая испугалась сухого листа, упавшего с дерева, ощущается авторская насмешка и даже в некотором роде упрек:

... Наша Халида ревет!

Так ревет!

Как будто

Волка она повстречала! (перевод М.Л.) [1;131].

В подобных произведениях привлекает стремление к постижению детской психологии, т.к. в дальнейшем психологический прием станет основным при решении проблемы перевоспитания ребенка. В этом направлении были значительны и достижения Дж.Тарземанова, в своем творчестве он ставил задачу открытия личности в ребенке, который является главным героем, любимым собеседником автора, активно участвует во всех событиях, любазнателен, стремится к знаниям («Песня о маме» («Әни турында җыр»), «Праздничная песня» («Бәйрәм җыры»), «Я - пионер» («Мин - пионер») и др.). А.Файзи, в 1930-40-е годы воспитывающий в своей поэзии оптимистический дух эпохи, и в послевоенном творчестве остался верен этому стилю. В качестве примера можно привести известное стихотворение «Бал корты», а также поэтические сборники «Рустем» («Рөстәм» 1950), «Наблюдатель с биноклем» («Бинокльле күзәтүче» 1952).

Для многих произведений А.Исхака также характерин оптимистический и патриотический настрой, однако они во многом схематичны. В его стихотворениях «Моя страна» («Минем илем»), «Времена великих дел» («Бөек эшләр чоры»), «Наш отряд» («Безнең отряд») патриотические чувства героя раскрываются при помощи публистического стиля. В своем творчестве А.Исхаки, отдавая предпочтение стихам с сюжетной линией, нередко обращается к теме деятельности пионеров, октябрят «Ленинцы», «Вождю», «Октябрята» и др.

В целом, детская поэзия 1940-60-х годов разнообразна и многогранна. Если Ш.Маннур, Дж.Тарземанов, Б.Рахмет, Н.Гайсин, стремясь развить мыслительные способности детей, расширить их кругозор, создавали головоломки, загадки в стихах, скороговорки, то А.Исхак – шутливые эпиграммы, басни, песни, А.Файзи, Н.Исанбет, А.Бикчантаева – разнообразные игры для малышей. Значительны успехи Ш.Маннура, А.Файзи, А.Исхака и в переводческой деятельности.

Таким образом, татарская детская поэзия 1920-1960-х годов стала особым периодом в истории развития детской литературы со своеобразными темами и образами, изобразительно-выразительными средствами. В это время поэты, пишущие для детей, работали в разных направлениях, используя различные приемы и стилистические решения были в постоянном поиске нового. Для поэзии 1920-30-х годов, в отличие от поэтических обрацов начала ХХ века, было характерно изображение злободневных проблем, перемен в оптимистическом ключе, произошли также ощутимые качественные изменения. Вместе с тем художественное развитие поэзии в эти годы было несколько заторможено. Она развивалась в русле романтического реализма, тема рождения нового взамен разрушенного сторого обусловила преобладание публицистического пафоса, поэтической декломации, риторики. В результате активизируется романтическая, публицистическая поэзия. Однако, несмотря на это, использование литературных достижений начала ХХ века, стремление авторов развивать заложенные традиции, историческая преемственность способствовали развитию поэзии 1920-60-х годов как искусства слова. Поэзия синтезировала в себе идеи, воспринятые из фольклора, и идеал нового времени. Т.е. в результате взаимосвязи между устным народным творчеством и литературой созданной для детей до и после Октябрьской революции, детская поэзия и в этот сложный период не растеряла свои высокохудожественные качества.

Развитие детской поэзии в военные и послевоенные годы проходит в тяжелых условиях. С одной стороны, во время войны не было возможностей для творчества, с другой – внимание талантливых поэтов к детской литературе ослабло. Только то, что наряду с авторами, творчество которых напоминало грохот пушек, в это время создавали свои произведения М.Джалиль, Ф.Карим, Г.Кутуй, позваляет нам говорит о художественности детской поэзии этого периода. В их творчестве происходит изменение взаимосвязи формы и содержания, углубление идейного содержания, наблюдается синтез традиционного наследия и нового, сближаются реальное и фантастическое. Эти изменения получают развитие и в послевоенное время: это в частности обращение авторов (Б.Рахмета, Ш.Маннура, Дж.Тарземанова, А.Файзи, Н.Исанбета, Н.Гайсина, А.Исхака) к фольклору, традициям классической литературы.

Итак, для татарской детской поэзии 1920-60-х годов характерно тематическое, жанровое, стилевое многообразие. В целом детская поэзия этих лет наполненная гражданским пафосом, идейно-философским содержанием, гуманистические идеи, возникшие в результате патриотического подъема, были направлены на духовное воспитание молодежи. Этот период можно назвать новым этапом в истории развития детской литературы. Хотя и создавалось достаточное количество произведений, в которых идеалы эпохи, коммунистические идеи изображались наравне с детской психологией, однако их значение, безусловно, должны оцениваться с учетом критериев той исторической эпохи.

Литература:

  1. Атология татарской детской поэзии /Сост. Н.Исанбет, Г.Рахим, Р.Кукушкин.– Казань: Татар.кн. изд., 1980.- 368 с.

  2. Бакиров Г. Балалар әдәбияты фронтында //Кызыл Татарстан – №293 (2663) – 24/12, 1929.

  3. Гафури М. Избранные произведения /Сост. Р.Х.Сверигин. – Казань: Хэтер, 2007.- 480с.

  4. Вернемся мы на родину ... Учебное издание из 15 т. Т.5 / Сост. Л.И.Мингазова. - Казань: Хэтер, 2010.- 350 с.

  5. Детская литература военных лет. Учебное издание из 15 т. Т.4 / Сост. Л.И.Мингазова. - Казань: Хэтер, 2010.- 336 с.


THE TATAR CHILDREN POERTY OF 1920-1960TH YEARS: THE IDEOLOGICALLY-PHILOSOPHICAL MAINTENANCE AND EVOLUTION

L.I.Mingazova

Summary. It is possible to name the Tatar children poetry of 1920-1960th years as a new stage in the history of literature development. The ideologically-philosophical maintenance, evolution of poetry in this period was visually showed in the literary directions under the influence of the basic programs of this time.

Key words: Children's poetry, directions, the ideologically-philosophical maintenance, evolution.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconВасильев И. Е. Образ Урала в поэзии 1920-х годов // Россия между...
Васильев И. Е. Образ Урала в поэзии 1920-х годов // Россия между прошлым будущим: исторический опыт национального развития. Материалы...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconПрограмма учебной дисциплины
Мусульманского Востока, в частности в ракурсе их влияния на татарскую прозу и поэзию; раскрытие идейно-эстетических ценностей некоторых...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconОбщая характеристика диссертации актуальность темы исследования
В связи с этим выделяют следующие этапы ее развития: литература начала XX века, период тоталитарного режима и политических репрессий...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconЭкзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация...
Этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconИстория отечественной литературы (ХХ век, ч. 2) Вопросы к курсу
Актуальные проблемы современного изучения истории русской литературы конца 1920- начала 1950-х годов

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат icon«Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева»
Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconВопросы по итогам освоения дисциплины
Основные направления развития литературы 80-90-х годов 19 века. Темы, идеи и формы народнической беллетристики, ее связь с народническим...

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов

Л. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно назвать новым этапом в истории развития литературы. Идейно-философское содержание, эволюция поэзии этого периода наиболее наглядно проявилась в литерат iconУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница