Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»




Скачать 47.38 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Дата публикации04.01.2014
Размер47.38 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок

Урок литературы в 6 классе



Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей ,обращавшихся в своих произведениях к изображению войны.

Задачи: совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения художественных произведений ; формировать патриотические чувства учащихся ,чувство гордости за славное историческое прошлое России .

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы к уроку: компьютерная презентация ,репродукции с картин «Эпизод сражения при Бородино 1812 года» В.Мазурского , «В покорённой Москве» и «На большой дороге. Отступление, бегство…» В.Верещагина, «В 1812 году» И.Прянишникова, фонохрестоматия.
План

1.Организационная часть.

2.Биографические сведения о М.Ю.Лермонтове (демонстрация слайдов с фотографиями, запечатлевшими поэта и его родственников).

^ 3.Прослушивание в аудиозаписи стихотворения «Бородино».

4.Словарная работа.

5.Чтение стихотворения учителем наизусть.

6.Чтение стихотворения учащимися.

^ 7.Чтение стихотворения по строфам, составление плана.

8.Итог.Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения.
Ход урока.
1. Организационная часть. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы познакомимся с одним из величайших произведений русской литературы «Бородино». Это стихотворение написал известный поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, который прожил очень короткую жизнь, но успел создать огромный литературный мир.

^ 2.Сообщения учащихся. Биографические сведения о поэте.

1-й ученик: М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (по стилю с14 по 15 октября) 1814 года в Москве. Мать его, Мария Михайловна Арсеньева, была единственной дочерью в богатой помещичьей семье. Она была типичной для того времени романтически настроенной девушкой, воспитанной на нравоучительных романах Руссо, Штобриана и других. Она училась в одном из петербургских институтов для дворянских девиц, пела модные тогда чувствительные романсы, играла на клавикордах, мечтала о любви. Эта хрупкая, мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, преодолев сопротивление матери и ее родных.

^ 2-й ученик. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был молодой, но уже вышедший в отставку офицер. Юрий Петрович был красивый и пылкий молодой человек. Нрав у него был хотя и добрый, но вспыльчивый.

24 февраля 1817 года Мария Михайловна скончалась. Ее слабое здоровье было ослаблено рождением сына. Юрий Петрович хотел было увезти сына с собой, но Е. А. Арсеньева убедила его не делать этого: она хотела сама дать мальчику хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. Они заключили соглашение, что внук до совершеннолетия будет жить у бабушки.

^ 3-й ученик: Бабушка Е. А. Арсеньева была крутая, жестокая помещица, за всякую провинность наказывавшая своих крестьян. Однако за внешней суровостью в ней было скрыто много доброты, способности самоотверженно любить. Внук для нее стал самым близким и родным человеком до конца его жизни.

(Демонстрируются слайды с портретами работ неизвестного художника: «Ю.П. Лермонтов – отец поэта», «М.М. Лермонтова – мать поэта», «Е.А. Арсеньева – бабушка поэта»).

В имении бабушки, в Тарханах, Михаил Юрьевич рос, как богатый барчук – бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически. У него было несколько комнаток. Пол в детской был покрыт сукном, мальчик рисовал на нем цветными мелками. В доме подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Они играли в войну, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались с гор, устраивали детский театр.

^ 4-й ученик: В 1818 и 1820 годах Елизавета Арсеньева ездила с внуком для укрепления его здоровья на Кавказ. В 1825 году совершилась третья поездка. Кавказ оставил в душе поэта много впечатлений, что хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах.

Лермонтов учился блестяще. При переходе из класса в класс получал награды. Кроме того, он прекрасно рисовал и играл на скрипке. ( Рассказ сопровождается демонстрацией картин из книги « Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.)

^ 3. Чтение биографических сведений из учебника. с.94-95.

4. Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Бородино» посвящено историческим событиям 1812 года. Вспомним историю, какое важное событие произошло тогда? Судьбу народов России в этой войне с Наполеоном решило Бородинское сражение. (Демонстрация и рассматривание картин, запечатлевших события 1812 года и их участников.) Бородинское сражение произошло 26 августа 1812 года. Потери французской армии в этом сражении превышали потери русских войск. Тем не менее после Бородинского сражения главнокомандующий Кутузов во имя сохранения армии решил сдать Москву без боя. Вскоре, однако, Наполеон был вынужден уйти из Москвы.

Началось отступление французской армии по Старой Смоленской дороге; к середине декабря 1812 года остатки «великой армии» Наполеона были полностью изгнаны из России. Мы говорили, что басня Крылова И.А. так же посвящена событиям 1812 года. О ком говорится в этой басне?

В «Бородино» о событиях исторического сражения рассказывает рядовой участник битвы, солдат-артиллерист, ветеран войны с Наполеоном.

^ 5.Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино»
6. Словарная работа.

-Чтобы лучше понять стихотворение, нам нужно выяснить значение некоторых слов и выражений. ( Слова для словарной работы записаны на доске: «редут», «мусью», «добраться до картечи», «бивак», «кивер», «уланы», «драгуны», «лафет», «мундир»)

редут – земляное укрепление с валом и рвом

мусью – искаженная форма французского слова мосье-господин.

картечь – артиллерийский снаряд, наполненный пулями для массового поражения живых целей.

бивак – стоянка войск в поле для ночлега и отдыха.

уланы – в царской армии: части кавалерии, действующие как в конном, так и в пешем строю.

кивер – военный головной убор из твердой кожи.

басурман – враг.

лафет – тяжелое основание, на котором укрепляется пушка.

мундир – военная форменная одежда.

^ 7. Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть.

  • Стихотворение «Бородино» заучивается наизусть. Попросите своих родителей, старших братьев и сестер рассказать его вам. Вряд ли найдутся люди, которые не знают наизусть хотя бы несколько строк из стихотворения.

^ 8. Чтение стихотворения учащимися.

9.Чоение стихотворения по строфам, составление плана.
1.Обращение молодых солдат к участнику Бородинского сражения.

2.Гордость рассказчика за героев-богатырей.

3.Отступление русской армии.

4.Подготовка к сражению.

5.Ожидание боя.

6.Двухдневная перестрелка с французами.

7.Описание русского лагеря ночью.

8.Утро великой битвы.

9.Готовность русских солдат сражаться за родину.

10.Наступление французов.

11.Описание боя.

12.Удаль русских воинов в бою.

13.Окончание сражения.

14.Воспоминание о погибших героях сражения.
9.Итог урока.

  • О каком историческом событии говорится в стихотворении?

  • Почему можно сказать, что стихотворение «Бородино» написано в форме монолога?

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...

Урок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино» iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница