Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья




Скачать 142.84 Kb.
НазваниеОфициальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья
Дата публикации30.12.2013
Размер142.84 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы


- -


ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Гребенкин Алексей Николаевич (angrebyonkin@mail.ru)
к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орёл, Россия
В статье дается характеристика официальному литературному творчеству и научным изысканиям кадет и юнкеров военно-учебных заведений Российской империи и Русского Зарубежья. Автор описывает «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений», кадетские и юнкерские журналы, рассматривает опубликованные в них литературные произведения и научные рефераты.

Ключевые слова: литературная деятельность, публикация, журнал, кадетский корпус, юнкерское училище, Российская империя, Русское Зарубежье.
^ OFFICIAL LITERARY CREATION AND SCIENTIFIC WORK OF PUPILS IN MILITARY SCHOOLS OF RUSSIAN EMPIRE AND RUSSIAN EMIGRATION
This article gives the characteristic to official literary creation and scientific work of pupils in military schools of Russian Empire and Russian Emigration. The author describes the ”Journal for reading for pupils of military schools” and cadet journals, gives the review of literary works and scientific reports which were published there.

^ Key words: literary creation, publication, journal, military school, Russian Empire, Russian Emigration.
Несмотря на то, что учеба и строевые занятия поглощали бóльшую часть времени воспитанников российских военно-учебных заведений, многие из них не только увлекались чтением, но и сами пробовали писать. В большинстве случаев литературные таланты кадет и юнкеров находили выражение в куплетах традиционной песни «Звериада», которая остроумно, но в нецензурной форме повествовала о руководстве, офицерах и преподавателях конкретного заведения. Публиковать свои произведения в газетах, журналах и сборниках кадетам и юнкерам было очень сложно – требовалось получить разрешение директора корпуса или начальника училища, которые относились к «писательству» далеко не всегда благосклонно.

Интересно отметить, что в суровую николаевскую эпоху литературное творчество кадет не только не запрещалось, но даже поощрялось. В 1836 г. стал издаваться «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений», редакторы которого охотно размещали на страницах этого весьма популярного среди кадет издания стихотворения воспитанников, как правило, приуроченные к торжественным датам. Так, в 1848 г., когда руководителю военно-учебного ведомства великому князю Михаилу Павловичу исполнилось 50 лет, в «Журнале…» были опубликованы стихи питомцев Дворянского полка, 2-го кадетского корпуса, Московского кадетского корпуса и других военно-учебных заведений, в которых воспевался великий князь – «начальник, брат и друг примерный, кадетам … родной отец» [1]. Примечательно, что автор процитированного стихотворения унтер-офицер Московского кадетского корпуса Хмыров спустя 25 лет вспоминал, что оно было написано им по приказанию начальства, публикация же была осуществлена без согласия и даже ведома автора. Неудивительно поэтому, что абсолютное большинство помещаемых в «Журнале…» произведений воспитанников носило официальный, верноподданнический характер.

Несколько бóльший простор был предоставлен научным изысканиям воспитанников. Кадетские рефераты были посвящены самым разнообразным темам: «Бородино в 1839 г.» фельдфебеля 1 Московского кадетского корпуса Д. Пацукевича, «Прием и отпуск послов при царе Алексее Михайловиче» воспитанника 3 специального класса Константиновского кадетского корпуса Ознобишина, «Оставление русскими Смоленска» воспитанника 3 специального класса Константиновского военного училища Аккермана, «Постепенный упадок папской власти от половины XIII до половины XV столетий» воспитанника 3 специального класса 1 кадетского корпуса Стрелковского, «О русских посольствах в XVII в.» экстерна Константиновского военного училища Васютинского, «О вооруженном нейтралитете» экстерна того же училища Шкуринского, «Французский комиссариат» экстерна того же училища фельдфебеля Гойера, «Клавдий Тиберий Нерон» юнкера 3 специального класса Константиновского военного училища Гарткевича, «Преподобный Нестор, первый русский летописец» воспитанника 3-го специального класса того же училища Цивинского, «Русское войско в семнадцатом столетии» воспитанника Константиновского кадетского корпуса Обезерского, «Княжение Ярослава I Мудрого» воспитанника 3 специального класса Павловского кадетского корпуса Баскова [2]. Нетрудно заметить, что авторство подавляющего большинства перечисленных сочинений принадлежит воспитанникам третьих специальных классов и экстернам военно-учебных заведений – наиболее даровитым молодым людям, первые из которых готовились к переводу в военные академии, а вторые зачастую имели университетское образование.

В 1863 г. вместо «Журнала…» стал издаваться «Педагогический сборник», имевший исключительно научный характер и предназначенный не для кадет, а для их наставников. Таким образом, военные гимназисты и юнкера уже не имели возможности увидеть в печати даже благонамеренные казенно-торжественные оды, вышедшие из-под их пера. Несмотря на то, что внеклассная работа в военных гимназиях и училищах была поставлена основательно и предусматривала занятия музыкой, танцами, живописью, гимнастикой и ручным трудом, а выбору книг для чтения уделялось очень большое внимание, собственному литературному и научному творчеству воспитанников в программе необязательных занятий места не нашлось. Кадетская и юнкерская литература «ушла в подполье», научные изыскания сошли на нет.

Попытки учредить «официальные» кадетские и юнкерские журналы были предприняты в 80-е гг. XIX в. Руководители отдельных корпусов и училищ, видя пользу организации в стенах вверенных им заведений литературной и научной деятельности воспитанников, отвлекавшей их от шалостей, негласно поощряли таковую и, окончательно убедившись в ее эффективности, обращались в Главное управление военно-учебных заведений с ходатайством о разрешении воспитанникам издавать свой журнал. Так, в 1884 г. директор Александровского кадетского корпуса генерал-майор К.В. Рудановский представил главному начальнику военно-учебных заведений генерал-лейтенанту Н.А. Махотину листок рукописного журнала «Кадетский вестник», созданный силами двух кадет шестого класса – редактора И. Федорова и «издателя» А. Покровского. При этом, Рудановский отметил, что попытки заняться изданием журнала предпринимались в корпусе почти ежегодно, однако, каждый раз останавливались на втором-третьем номере. Директор не препятствовал этим начинаниям, однако требовал, чтобы каждый номер журнала, отпечатанный на гектографе, был представлен к нему на рассмотрение. Представленный Махотину листок не был отпечатан потому, что, по признанию Рудановского, «редакторы не из сильных учеников и составленный ими нумер не отличается чем-либо выдающимся ни по содержанию, ни по изложению своему» [3].

Сам журнал представлял собой два небольших листка, исписанных с обеих сторон, – таким образом, объем его составлял всего лишь 4 страницы. Подзаголовок гласил: «Еженедельный иллюстрированный журнал», однако никаких иллюстраций на листках помещено не было. Номер включал в себя первую часть рассказа «Фабричный», начало «Фельетона» – романа из современных нравов, задачу-арифмометр и шараду. Литературные достоинства рассказа «Фабричный», как и предупреждал директор корпуса, оставляли желать много лучшего. «Фабричный» больше напоминал сказку для маленьких детей: на окраине богатого села стоит полуразвалившаяся избушка, хозяин которой – молодой и сильный парень по имени Степан, схоронив отца, ушел «искать себе счастья по земле Русской». Нашел ли Степан в конце концов свое счастье или нет – это навсегда останется для нас загадкой. «Фельетон» выглядит на фоне «Фабричного» более прилично, слог автора не лишен изящества («Перенесемся мысленно, любезные читатели, в то дивное и недоступное ныне для нас место, где нет ни бумаги, ни чернил, где только вольный ветер шумит на просторе, качает до корню вековые деревья, пенит волны Камы многоводной и завывает в ущельях предгория Уральского, наводя ужас на суеверных обитателей дикого Пермского края. Вернемся к тому золотому времени, когда восставшая от сна природа наполняет воздух благоуханием и так и манит вон из душных городов, обещая там на лоне своем покой душевный и телесный…» [4]), к тому же создатель фельетона обладал изрядным чувством юмора («…по пыльной проселочной дороге Пермской губернии катилась маленькая четырехколесная тележка, в каких обыкновенно ездят помещики отдаленных губерний, уверенные, что по неисправности дорог никогда не достигнут цели своей поездки, не приведя своего экипажа в негодное состояние» [5]).

В ответе, подписанном помощником главного начальника военно-учебных заведений генерал-лейтенантом Зедделером, Рудановскому было сообщено, что Махотин «усмотрел из помянутого письма вашего, что издание подобных листков при условии контроля со стороны начальства, во вверенном вам корпусе вообще допускается, приказал сообщить вашему превосходительству, для сведения и руководства, на будущее время, что разрешение воспитанникам предпринимать какие бы то ни было печатные или литографированные издания противоречит указаниям п. 6 Циркуляра по ВУЗ 1869 г. за № 22, которым разъяснено было, что военно-учебные заведения вообще должны безусловно отказаться от этой меры» [6]. Разрешение выпускать журнал, облеченное в подобную форму, было равносильно запрету: кадеты-редакторы не могли переписать от руки даже десяток экземпляров, особенно если принять во внимание, что «Кадетский вестник» планировался как еженедельное издание. Поэтому, потенциальные авторы «Кадетского вестника» и других так и не созданных журналов, продолжали упражняться в сочинении разухабистых куплетов «Звериады» и покрывать карикатурами, стихами и афоризмами стены карцеров.

Подобная ситуация сохранялась до 1900 г. Первое десятилетие XX в. стало для российского военно-учебного ведомства периодом расцвета. Назначение на пост Главного начальника военно-учебных заведений просвещенного и гуманного великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р.) повлекло за собой коренной переворот в деле военного воспитания, которое отныне должно было основываться на внимании к личности каждого кадета и юнкера, индивидуальном подходе к ним, учете их склонностей и интересов. Борясь с дурными нравами воспитанников, посвящавших свой досуг далеко не невинным шалостям, великий князь поставил своей целью направить их энергию в правильное русло. Одним из средств достижения этой цели поэт К.Р. избрал организацию литературного творчества и учреждение для этого «официальных» кадетских и юнкерских журналов.

Благодаря покровительству К.Р., двоюродного дяди императора, в течение нескольких лет почти все военно-учебные заведения обзавелись собственными журналами. Чтобы начать издание журнала, директору корпуса или начальнику училища необходимо было обратиться с рапортом в ГУВУЗ. В рапорте должны были быть названы: цель и характер предполагаемого издания, его основные разделы, состав редколлегии, круг будущих авторов, периодичность издания и цена годовой подписки. Так, в октябре 1909 г. начальник Одесского пехотного юнкерского училища полковник Голеевский подал в ГУВУЗ рапорт, в котором просил разрешить издание в училище журнала «Юнкерские досуги» «…с целью дать возможность юнкерам обмениваться своими мыслями и пополнять свои сведения, а также с целью ознакомления их с различными отраслями знаний, вне рамок училищных программ… Характер журнала будет военно-научный и литературный. В журнале, издаваемом под редакцией штатного преподавателя училища подполковника Горлецкого, будут принимать участие, кроме юнкеров, гг. офицеры и преподаватели училища. Состав журнала будет следующий: статьи военного характера, повести, рассказы и сценки, стихотворения, новости военного дела – у нас и за границей, открытия и изобретения, смесь, вопросы и ответы, отдел развлечений – анекдоты, шарады, задачи и проч. Журнал предполагается ежемесячный. Цена годовой подписки и отдельного номера определится по выходе в свет первого номера» [7].

Интересно отметить, что развитие воспитанников далеко не всегда было главной целью учреждения журнала. В ноябре 1906 г. директор Вольской военной школы – военно-учебного заведения, в которое из всех корпусов переводились неисправимые хулиганы – ходатайствовал перед ГУВУЗ об учреждении журнала «Волец», доход от продажи которого поступал бы в фонд взаимопомощи бывшим воспитанникам школы [8].

Каково же было содержание журналов военно-учебных заведений? Главное внимание уделялось литературным опытам воспитанников. Это отражалось и в названиях: так, издававшаяся в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе «Кадетская мысль» именовалась «литературным журналом», на обложке выходившего в 3-м Московском императора Александра II кадетском корпусе «Кадета» значилось: «литературно-научный журнал», а печатный орган кадет старейшего в России Второго кадетского корпуса – «Кадет-михайловец» – назывался «литературным популярно-научным журналом». Помимо стихотворений, повестей и рассказов на страницах журналов печатались воспоминания бывших кадет, хроники жизни заведений, а в «научных» журналах – еще и краткие рефераты или переводы статей по физике, химии и другим наукам.

«Кадетская мысль», по мнению ее редакторов-кадет, должна была служить «звеном органической связи между всеми кадетами как своего, так и других корпусов, обладающих одним из наилучших своих богатств – кадетским журналом» [9]. Журнал состоял из трех разделов: беллетристики, общественного (печатались статьи по всем отраслям знания, кроме политики) и хроники кадетской жизни. Произведения кадет, помещаемые в отделе беллетристики, свидетельствуют о большом влиянии на них Лермонтова, Надсона, Апухтина – преобладают мотивы грусти, тоски, одиночества, непонятости, отчужденности от враждебного внешнего мира. Таков, например, юношески-наивный рассказ «Медальон», повествующий о несчастной любви. Характерен псевдоним автора, кадета VI кл., – В. Печальный. Образцом кадетской «декадентской» поэзии является стихотворение кадета VI кл. Непонятого «Был тихий вечер…» Кадеты средних классов посвящали свои сочинения более «нейтральным» темам. Так, кадет V кл. Элька (это, разумеется, тоже псевдоним) описал экскурсию в село Курцево. В общественном отделе наше внимание не может не привлечь статья шестиклассника В.Р. «Старшие кадеты в младшей роте», содержащая очень интересные наблюдения относительно практики назначения «дядек» в младших ротах. Наконец, в разделе хроники корпуса основную ценность представляют описания визитов начальствующих лиц, торжественных церемоний и праздников.

Журнал 3-го Московского кадетского корпуса «Кадет» в своей литературной части мало чем отличается от «Кадетской мысли». Сентиментальные стихотворения «Что мне толпа», «Разбитая кукла», «Слезы текут», драма «Граф» – типичные образчики творчества романтически настроенных юношей. Рассказ Инкогнито «Фантазия» содержит любопытные сведения о «внутренней» жизни корпуса, взаимоотношениях между кадетами. Обращает на себя внимание наличие серьезных научных статей – «Исследование Архангельского края» Г.О., «Спектральный анализ» В. Пржздзецкого, «Растворы и сплавы» Nemo. Чрезвычайно важной является и заметка редактора, в которой говорится о роли журнала в жизни корпуса: он пробудил мысль («…во всех ротах заскрипели перья, и кадеты энергично засели за более целесообразную работу, нежели шалости, чтение Пинкертоновской литературы и т.п. Мысль, словно река, разорвавшая ледяные оковы во время половодья, забурлила и зарокотала в невзрачных, но дорогих для нас четырех стенах корпуса…» [10]

Журнал «Кадет-Михайловец» интересен тем, что в каждом его номере печатались ранее не публиковавшиеся стихотворения С.Я. Надсона – кумир молодежи начала XX в. в свое время окончил 2-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию. Большую ценность представляют опубликованные в «Кадете-Михайловце» мемуары Н.П. Звездкина, в которых подробно описана внутренняя жизнь заведения в эпоху «Великих реформ», а также насыщенные яркими бытовыми зарисовками воспоминания военного гимназиста 70-х гг. XIX в. Н. Лыкошина.

Традиция литературного творчества воспитанников военной школы сохранилась и в Русском Зарубежье.

Так, в Донском корпусе в 1920-21 гг. с разрешения директора силами кадет 7 класса продолжал издаваться литературно-художественный журнал «Донец», название которого было изменено на «Донец на чужбине». В журнале помещались стихотворения и рассказы, в которых воспевалась далекая Родина, Дон (стихотворения «На чужбине» кадета 7 класса И.Г. и «Утро на Дону» кадета 5 класса М.П.), говорилось о муках неразделенной любви (рассказ «Климка», стихотворение «Дева-мечта» кадета 7 класса Анатолия), описывались события Гражданской войны. Как и до революции, в основе почти всех произведений лежали такие мотивы, как грусть, уныние, одиночество, страдания, вполне соответствовавшие романтическим настроениям юношей. Интерес представляет описание эвакуации корпуса в Египет на пароходе «Саратов»: «Тяжело вздохнули и начали размещаться; мест нет, бедным кадетам приходилось у трубы, в кочегарке моститься – везде, где только можно укрыться от ночной сырости и холода. Скоро начали появляться больные, их положение было еще ужаснее. В четвертом трюме, где в большинстве лежали больные, каждый день ворчанье публики, которая принуждена жить с больными; ухода и помощи нет» [11].

В сентябре 1924 г. группа кадет Крымского корпуса, располагавшегося в Югославии в г. Белая Церковь, учредила журнал «Лодырь» (название, по признанию «главного редактора» журнала С. Якимовича, «соответствовало настроениям, распространенным в начале учебного года» [12]). Идея родилась спонтанно: кадеты, работавшие летом на строительстве шоссе, делились своими впечатлениями, и одному из них пришла в голову мысль: «…почему бы нам не сделать собственный журнал? Материалов для него – хоть отбавляй, сотрудники найдутся, и типография есть – шапирограф в карцере, на котором печатают увольнительные записки» [13]. Уже на следующее утро была образована редакция, придумано название, а вскоре появился и первый номер. Он был отпечатан в количестве 20 экземпляров на шапирографе в карцере, а главный художник Н. Тищенко оформил обложку, на которой изобразил спящего за партой кадета, и сделал иллюстрации.

В первом номере журнала было 8 страниц. Номер включал в себя передовую статью, раздел «Знатные гости в редакции «Лодыря»» – карикатуры на преподавателей, дававших уроки в тот день, первую часть поэмы «Путешествие на Луну», фельетон, периодический роман «Любовь не картошка, или Приключения Пьера Долгоносикова» и, наконец, отдел хроники и объявлений.

Тираж журнала был распространен среди кадет 7 и 8 классов; «Лодырь» имел большой успех. Редакция решила поставить дело «на широкую ногу» и объявила новые условия подписки на журнал: 5 листов бумаги, 1 динар на расходы по печатанию и 2 папиросы для сотрудников. Второй номер вышел тиражом в 60 экземпляров – это было максимальное количество, которое можно было изготовить на шапирографе. В дальнейшем журнал выходил еженедельно по субботам.

Вскоре о существовании «Лодыря» узнал директор корпуса – генерал-лейтенант В.В. Римский-Корсаков. «Дед», как его называли между собой кадеты, всегда с пониманием относившийся к своим подопечным, проявил деликатность и в этом вопросе: негласно подписался на журнал. Таким образом «Лодырь» получил полуофициальное признание и право на существование. В других кадетских корпусах Русского Зарубежья организация журнала грозила карцером и даже увольнением редакции и авторов, однако «Дед» смотрел на вещи проще: он понимал, что мало кому из вверенных ему кадет придется служить в армии, и поэтому поощрял занятия любым делом, могущим дать кусок хлеба в будущем. Кроме того, ему, как руководителю заведения, небезынтересна была жесткая, но справедливая критика корпусных порядков, исходившая «снизу». В журнале публиковались статьи и карикатуры, критиковавшие персонал корпуса, но они никогда не переходили границ, близких к оскорблению. Например, в одном из номеров была помещена следующая карикатура: строй четвертой роты обходит ее командир полковник князь Шаховской, имевший привычку говорить провинившимся кадетам: «Я тебе голову сорррву!» Половина роты стоит уже без голов, а командир протягивает руки к голове очередного кадета. Основной мишенью, впрочем, были сами воспитанники. Так, в романе «Любовь не картошка» высмеивались выражения, попавшие в корпус после революции – «шпана», «народ», «шамать» и т.п. Римский-Корсаков, читавший все номера «Лодыря», советовал Якимовичу продолжать эту линию: «Авось кого-нибудь проймет» [14]. К самому «Деду» авторы «Лодыря» не скрывали симпатии; в одном из номеров было помещено стихотворение на мотив «Казачьей колыбельной песни» Лермонтова, в котором говорилось о директоре, понимавшем кадетскую натуру [15].

К сожалению, тринадцатый номер «Лодыря» оказался последним. Из-за интриг Римский-Корсаков был смещен с директорского поста; было ясно, что в корпусе вскоре наступят новые порядки, и сотрудники журнала решили прекратить издание журнала, не дожидаясь официального запрета и неминуемых репрессий. Но первый издательский опыт не пропал даром. По свидетельству С. Якимовича, многие сотрудники «Лодыря» впоследствии подвизались на литературной ниве, а его главный художник Н. Тищенко стал известным белградским карикатуристом.

Для кадет и юнкеров журналы были возможностью поделиться с читателями своими мыслями и наблюдениями. Начальство рассматривало издания как эффективное средство заполнить досуг воспитанников, развить их литературные таланты, поделиться результатами научных изысканий. Для историков же эти тоненькие, отпечатанные на бумаге далеко не первого сорта и нехитро оформленные тетради представляют собой бесценный источник информации об интересах, чувствах и переживаниях русской военной молодежи.

___________________________

  1. Соколовский М. Кадетский журнал полвека назад. Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, как повременное издание. 1836-1863. Историко-библиографический очерк. СПб., 1904. С. 86.

  2. Там же. С. 118-119.

  3. По представлению директора Александровского кадетского корпуса о разрешении воспитанникам издавать журнал под названием «Кадетский вестник» // РГВИА. Ф. 725. Оп. 22. Д. 295. Л. 1 – 1 об.

  4. Там же. Л. 4.

  5. Там же.

  6. Там же. Л. 5 – 5 об.

7. Об издании в Одесском пехотном юнкерском училище журнала «Юнкерские досуги» // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 725. Оп. 46. Д. 441. Л. 1 – 1 об.

8. Об издании в Вольской военной школе журнала «Волец» // РГВИА. Ф. 725. Оп. 44. Д. 327. Л. 1.

9. От редакции // Кадетская мысль. Литературный журнал Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса. 1907. № 1. С. 3.

10. «Кадет». Литературно-научный журнал Третьего Московского императора Александра II кадетского корпуса. № 2. Март 1909 г. С. 4.

11. Алимов В. Хроника 2 и 3 сотен Донского корпуса // Донец на чужбине. № 3. С. 17.

12. Якимович С. Из прошлых дней // Кадетское письмо. № 16. С. 15.

13. Там же. С. 14.

14. Там же.

15. Там же. С. 16.

Управление общественными и экономическими системами 2013 № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconУчебно-методический комплекс по специальности 020400 (030301. 65)...
Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconТематическая игра «Российскому военно-морскому флоту – 316 лет!»
Ответ: Зарождение русского вмф связано с борьбой восточных славян (4—6 вв.) против Византийской империи

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconУчебник ■ «Физкультура и Спорт»
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебника для студентов...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconРекламная деятельность
В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., перераб и доп. М.: Издательско-торговая корпорация...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconЧетырнадцатая международная выставка учебных заведений
В рамках Четырнадцатой международной выставки учебных заведений «Современное образование в Украине 2011» будет проводиться конкурс...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconПравительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. №123 положени...
Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconРуководителям городских и районных органов управления образованием,...
Исьмом Министерства образования и науки Украины от 20. 05. 2013 №1/9-349 «Об учебных планах общеобразовательных учебных заведений...

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconПоложение о поэтическом конкурсе студентов средних специальных учебных...
Приобщение студенческой молодёжи средних специальных учебных заведений к многогранному миру искусства

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconМинистерство финансов Российской империи в
Министерство финансов Российской империи в 1858 1903 гг организация и функционирование

Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников военно-учебных заведений российской империи и русского зарубежья iconА. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница