А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885




Скачать 192.92 Kb.
НазваниеА. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885
Дата публикации30.12.2013
Размер192.92 Kb.
ТипАвтореферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Автореферат


00 На правах рукописи


Сырова Юлия Николаевна
А.М. Федоров:

жизнь и творчество

в контексте литературной эпохи

конца XIX – начала XX веков

(1885 – 1920)
Специальность 10.01.01– Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Саратов – 2006
Работа выполнена на кафедре общего литературоведения и журналистики факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского



^ Научный руководитель

кандидат филологических наук,

доцент

Игорь Анатольевич Книгин


Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Александр Иванович Ванюков





кандидат филологических наук, доцент Сергей Александрович Бубнов


^ Ведущая организация

Петрозаводский государственный университет




Защита состоится 23 ноября 2006 г. в _ ч. _ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.243.02 в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 83 (XI корпус СГУ).

Отзывы на автореферат можно направлять по адресу:

410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, факультет филологии и журналистики.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета.

Автореферат разослан __ октября 2006 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор Ю.Н. Борисов

^ Общая характеристика исследования

Александр Митрофанович Федоров – поэт, переводчик, журналист, беллетрист и драматург конца XIX – начала XX столетий. В дореволюционной России его имя пользовалось широкой популярностью. Ученик А.Н. Майкова, близкий друг И.А. Бунина, приятель А.П. Чехова и А.И. Куприна, литературный наставник К.И. Чуковского и В.П. Катаева – личность А.М. Федорова объединяла широкий круг имен в провинции и столицах. Его стихи и проза публиковались на страницах популярных журналов и газет, пьесы были поставлены на сценах Александринского, Художественного и некоторых провинциальных театров. Семитомное Собрание сочинений, увидевшее свет в 1911–1913 годах, Императорская Академия наук дважды удостаивала высшей литературной награды – отзыва Пушкинской премии.

В разгар гражданской войны А.М. Федоров был вынужден покинуть свой одесский дом, долгие годы известный в среде литераторов, как знаменитая «Дача Федорова». Жена и сын писателя остались в России. Лидию Карловну расстреляли в 1937. Сын Виктор погиб в лагере после Великой Отечественной войны. Сам Федоров умер в 1949 году в столице Болгарии. Там на Русском кладбище он и похоронен. Вернуться на Родину писателю так и не удалось, хотя до последних дней своих он мечтал только об этом.

В конце 1980-х годов Д.С. Лихачев от имени Советского фонда культуры пригласил в СССР Лиляну Георгиевну Шульц – дочь второй жены писателя Невены Железовой, связавшей с ним свою жизнь в эмиграции. Она привезла с собой архив А.М. Федорова с письмами И.А. Бунина, А.И. Куприна, Е.Н. Чирикова, Б.К. Зайцева, Д.С. Мережковского, Саши Черного, В.И. Немировича-Данченко, И.С. Шмелева и многих других русских литераторов, издателей, журналистов, а также несколько объемистых папок с рассказами и стихотворениями писателя.

Творческое наследие А.М. Федорова было возвращено в Россию. Однако чаще вспоминать о нем стали. Его имя лишь только упоминается в истории литературы конца XIX – начала XX веков в связи с жизнью и деятельностью других известных писателей. В целом же личность и творчество А.М. Федорова по-прежнему остаются забытыми, тогда как на самом деле литературная судьба писателя заслуживает самого серьезного внимания. Многие стороны многогранной и разносторонней деятельности писателя никак нельзя обойти, создавая объективную картину литературной жизни конца XIX – начала XX веков.

Актуальность темы диссертации обусловлена назревшей потребностью воссоздания максимально полной истории русской литературы и особенно тех ее звеньев, которые были сознательно утеряны и забыты наукой в советскую эпоху. Обращение к утраченному художественно-публицистическому наследию популярного когда-то литератора обеспечивает научную новизну работы. В исследовательский оборот впервые вводятся факты биографического характера, а также неизвестные и утерянные сочинения А.М. Федорова, опубликованные в дореволюционной России.

Предметом исследования стали основные неизученные аспекты жизни и творчества А.М. Федорова, становление его эстетико-литературных представлений, своеобразие художественно-публицистской манеры.

Богатая и разносторонняя деятельность писателя рассматривается в работе в контексте литературной эпохи, границы которой строго определены 1885 – 1920 годами. Первая дата относится к началу творческого пути, когда в газете «Саратовский дневник» было напечатано стихотворение «Смерть фабричного»1. Вторая – к окончанию российского периода жизни литератора (Федоров уехал из России 6 января 1920 года).

Объектом исследования в диссертации являются имеющиеся биографические факты, дореволюционные газетные и журнальные публикации произведений А.М. Федорова (в газетах «Саратовский дневник», «Саратовский листок», «Одесские новости», в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Пробуждение», «Мир Божий», «Современный мир», «Образование», «Живописное обозрение», «Жизнь» и др.), отдельные издания его произведений, критические отклики на них, письма, воспоминания, архивные материалы.

Целью диссертационной работы было определить и рассмотреть занимаемое А.М. Федоровым место в истории русской литературной жизни конца XIX – начала XX веков.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • на основе доступных фактических материалов воссоздать биографию писателя;

  • собрать и изучить тексты никогда не переиздававшихся после 1920 года произведений А.М. Федорова;

  • обозначить основные этапы творческой деятельности литератора;

  • рассмотреть рецензии и критические отзывы современников, так или иначе связанных с его творчеством;

  • продемонстрировать особенности творческой манеры А.М. Федорова – поэта, прозаика, публициста и драматурга.

^ Методологической базой диссертации стал комплексный подход, в основу которого были положены принципы биографического, источниковедческого и историко-функционального методов осмысления историко-литературных явлений. Применение этих методов обеспечивает достоверность и обоснованность полученных в ходе исследования результатов.

Диссертационная работа опирается на материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства (г. Москва), в Отделе рукописей и Отделе газет Российской государственной библиотеки (г. Москва), в Отделе редких книг и Отделе периодики Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета, в Отделе редких книг Саратовской областной универсальной научной библиотеки, Государственном архиве Саратовской области.

^ Теоретическая значимость работы прежде всего связана со значительным расширением культурно-исторической картины отечественной словесности. Результаты и выводы исследования создают предпосылки к дальнейшему детальному рассмотрению литературного и журналистского творчества А.М. Федорова, расширяют представление о путях развития русской литературы на рубеже ХIХ – ХХ веков, способствуя постижению особенностей ее функционирования и помогая раскрыть творческое своеобразие литератора, произведения которого привлекали внимание читателей и критиков.

С практической точки зрения результаты данной работы могут найти важное применение при изучении особенностей литературной жизни эпохи в целом и дальнейшем изучении богатого художественно-литературного наследия А.М. Федорова, а также при чтении вузовских курсов по истории русской литературы, в работе спецсеминаров, в преподавании спецкурсов на филологическом и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, в преподавании русской литературы в школе, в краеведении, экскурсионной и методической деятельности литературных музеев, где существуют (Одесский литературный музей) или только должны появиться (Саратовский краеведческий музей, Саратовский музей имени К. Федина) экспозиции, посвященные литератору. Собранная и уже изданная «Избранная библиография произведений А.М. Федорова и литературы о нем» может положить начало библиографической серии о малоизвестных или забытых литераторах.

^ Положения, выносимые на защиту:

  • Существующие биографические факты, произведения, критические отклики, письма, воспоминания дают возможность изучить этапы жизни и творчества А.М. Федорова, без которых трудно представить исчерпывающую картину литературного процесса конца XIX – начала XX веков.

  • Биография А.М. Федорова – важнейший материал, раскрывающий стержневые моменты литературной жизни, а также литературно-общественные связи писателей и журналистов конца XIX – начала XX веков.

  • Дореволюционные поэтические публикации А.М. Федорова в провинциальных и столичных газетах, а также журналах позволяют проследить становление и эволюцию творчества литератора.

  • Корреспондентская деятельность А.М. Федорова является примером проникновения журналистики в литературное творчество, что было характерной приметой в формировании художественного мастерства различных писателей столь необычайной и с точки зрения эстетической, и с точки зрения общественно значимой для России эпохи.

  • Беллетристика А.М. Федорова, в сущности, является документальным свидетельством российской жизни определенного исторического отрезка, потому что всецело затрагивала актуальные темы современности и воссоздавала приметы быта, образы, события, отношения, невзирая на утвержденные каноны.

  • А.М. Федоров среди огромного числа талантливых литераторов рубежа XIX – XX веков по праву может быть отнесен к числу одного из тех авторов, в драматургии которого отразились наиболее значимые искания и тенденции, опирающиеся на достижения А.П. Чехова, а также выдающихся западных драматургов, открывших для зрителей новую русскую драматургию.

^ Апробация научных результатов. Положения защищаемой диссертации отражены в докладах и обсуждениях на Конференциях молодых ученых СГУ (2000; 2006 г.г.), в процессе работы спецсеминара «Судьбы русской литературной критики 1870 – 1900-х годов» под руководством И.А. Книгина. По теме исследования опубликовано 6 статей и издана «Избранная библиография произведений А. М. Федорова и литературы о нем (1885 – 2005)».

^ Структура работы. Диссертация состоит из «Введения», пяти глав, «Заключения», «Библиографии» и «Приложения». Обозначение глав («Жизненный путь писателя», «Поэзия А.М. Федорова», «Публицистика А.М. Федорова», «Проза А.М. Федорова», «Драматургия А.М. Федоров»), расположение их согласно основным ступеням творчества писателя обусловлено результатами состоявшихся разысканий. В библиографический список не включены произведения А.М. Федорова. Этот большой раздел вынесен в приложение к работе под заголовком «Избранная библиография А.М. Федорова». Раздел состоит из четырех частей, включающих список выявленных произведений А.М. Федорова, опубликованных в период с 1885 по 2006 года (390 наименований), список альманахов и сборников (41 наименование), в которых принимал участие автор, роспись рукописного фонда Федорова, хранящегося в Российском государственном архиве литературы и искусства2 (фонд насчитывает 103 единицы хранения), а также библиографическое описание писем А.М. Федорову и его писем к современникам, которые были опубликованы в разное время в некоторых изданиях (всего таких писем 43). Список критических работ о творчестве А.М. Федорова и другая литература о нем вошли в общий библиографический раздел. Он насчитывает 338 наименований.

Объем текста диссертации составил 250 страниц.
^ Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется ее научная новизна, цель и задачи, формулируются основные положения, выносимые на защиту, говорится об апробации научных результатов и их возможном дальнейшем применении, подробно описывается источниковедческая база и пути ее воссоздания.

^ Глава 1. Жизненный путь писателя

До сих пор в литературе не существует полной биографии А.М. Федорова. К изучению его жизни еще никто не обращался. Биографические материалы об этом писателе, воспоминания, статьи в энциклопедиях и справочниках, упоминания в связи с жизнью и творчеством других литераторов, собранные по крупицам, способствовали созданию очерка о судьбе А.М. Федорова, который представлен в первой главе исследования. Впервые богатыми источниками и иллюстрациями жизнеописания литератора явились черновики его «Автобиографии»3, «Автобиография»4, опубликованная в широко известном сборнике Ф.Ф. Фидлера, а также автобиографическая проза (повесть «Что его ждет?» и «Заря жизни», роман «Моя весна», «Школьная драма», рассказы «С матерью», «Слепые» и др.). В главе подробно рассказывается о его детских и юношеских годах, проведенных в Саратове, раскрывается круг общения, дружбы, переписки с литераторами, участие писателя в культурной и общественной жизни дореволюционной России. Вошли в главу и некоторые основные факты, связанные с его эмигрантской судьбой.

Следующие четыре главы диссертации обращены к конкретным видам литературной и журналистской деятельности А.М. Федорова. Круг его творческих интересов очень велик – от газетной заметки до большого романа. Однако обращение писателя к тому или иному из них чаще всего связано с определенным этапом становления его личности и литературного мастерства.

^ Глава 2. Поэзия А.М. Федорова

Основное внимание во второй главе уделено материалу, связанному с ранним творчеством поэта, которое представлено стихотворными публикациями в газетах, журналах и сборниках. Попытка определить круг типичных для его ранней поэзии мыслей и переживаний, рассмотрение первых стихотворных опытов позволяют проследить становление творческих устремлений и формирование мировоззрения Федорова, в чем немалую роль сыграли характерные общественные явления 1880 – начала 1890-х годов. Это было время, когда в России наряду с продолжавшими еще писать «стариками», вошедшими в литературу в другую эпоху, появляется целый ряд новых поэтов, быстро завоевавших себе широкую популярность. «В это время, – отмечает Г.А. Бялый, – возобновили свою деятельность давно, казалось бы, умолкшие поэты, как К. К. Случевский и А. Н. Апухтин; А. А. Фет начал публиковать выпуск за выпуском свои замечательные «Вечерние огни»»5. Исследователь подчеркивает: «В условиях общественной реакции возродилось влияние «чистой поэзии», появились новые приверженцы этой школы, и среди них – поэты, начавшие свою деятельность в русле гражданского направления»6. Молодой поэт Федоров тоже в своих первых стихотворениях опирается на традиции русской демократической лирики, но при этом все больше и больше обращается к темам природы, религии, любви, которые становятся для него главными. Федорову не было свойственно отрицание всего происходящего. «Его пафос – творческая влюбленность в красоту»7, – отмечал один из критиков. Даже русские эмигранты, разбросанные по всему миру, после смерти Федорова будут называть его «поэтом добра и красоты».

Ранние поэтические опыты А.М. Федорова позволяют проследить этапы формирования его творческой личности, на становление которой не могли не повлиять и его происхождение, и провинциальная мещанская среда обитания, в которой он родился, сформировался и через которую сумел пробиться в большую литературу.

^ Глава 3. Публицистика А.М. Федорова

В конце XIX века немало крупных беллетристов активно втягивались в газетную работу. О Федорове же можно сказать, что его литературная деятельность постоянно соприкасалась с газетной практикой. Из нее он не только вынес определенный «федоровский» слог, умение писать быстро, кратко и оперативно, но взял и многие сюжеты для своих прозаических произведений. Материал, вошедший в третью главу диссертации, представляет собой анализ впервые обнаруженных публикаций Федорова-журналиста в период его сотрудничества с газетой «Одесские новости». На ее страницах за подписью Федорова встречаются не только многочисленные стихотворения, рассказы, критические наброски, фельетоны, очерки, но и информационные заметки и корреспонденции. Некоторые из них послужили основой художественных произведений писателя. В главе приводятся примеры совпадений отдельных эпизодов из произведений Федорова с текстами его газетных публикаций, рассматриваются сборники его путевых и военных очерков, объединенных в отдельные издания после появления их в газете8.

Так, например, в 1–ю мировую войну писатель работал военным корреспондентом. В 1915 году в Москве вышел большой сборник его военных очерков и фельетонов. «Трудно требовать художественных достоинств от статей, написанных под грохот орудий, под стоны истекающих кровью, под вопли обездоленных и осиротелых»9, – признается автор в предисловии к книге «С войны». Сборник (как и газетные публикации) не остался незамеченным критикой. «Глубокой правдой, бодрым тоном и истинной гуманностью дышат очерки Федорова»10, – утверждает в статье «Война и литература» К.Б. Бархин. Военные корреспонденции писателя, по мнению автора обзора, стоят на границе художественной литературы и публицистики.

Журналистская деятельность не могла не сказаться на творческой манере писателя. И это отмечали критики. А.В. Амфитеатров в рецензии на роман «Степь сказалась» заметил: «Кроме описаний и удачных лирических настроений, следует отметить в романе ряд очень выразительных мест публицистического характера»11. И далее: «Художник в г. Федорове часто заслоняется журналистом-обличителем, и негодование гражданина приходит на смену вдохновениям поэта»12. Документальную, публицистическую основу имеют практически все произведения Федорова. Эта примета была весьма характерной для не потерявшей и ныне своего литературно-художественного значения беллетристики.

^ Глава 4. Проза А.М. Федорова

Впервые как прозаик А. М. Федоров выступил на литературном поприще в середине 1890-х годов. С этого момента по 1917-й год он написал одиннадцать романов, каждый из которых все время оказывался востребованным читателями. Романы «Природа» и «Камни», например, выдержали четыре переиздания, «Степь сказалась», «Земля», «Бумажное царство» и «Его глаза» – три, «Наследство», «Подвиг», «Моя весна» приходили к читателям по два раза. То же самое относится и к большинству повестей («Весною», «Что его ждет?», «Жатва», «Бадера», «Заря жизни», «Чудо», «Море» и др.) и рассказов Федорова, учитывая тот факт, что все они сначала появлялись и в журналах.

Проза А.М. Федорова описывает повседневную бытовую реальность своего времени, изображает жизненные явления, типы и настроения, возникающие в России в начале XX века. Его произведения наполнены фактическим материалом, они многотемны, населены самыми разными персонажами. В них, пожалуй, нет глубокого анализа и широты обобщений, но они честны, фактографичны и документальны. Романы Федорова – живые литературно-художественные свидетельства эпохи, жизнь в которых, по замечанию одного из критиков, «не течет по одному определенному, заранее намеченному автором руслу», но если вглядеться «в эти обособленные, часто совершенно не встречающиеся друг с другом ручейки отдельных эпизодов, то увидите в них руку истинного художника, сумевшего создать их»13. Герои же этих эпизодов всегда обречены автором на недовольство окружающим миром, на вечные сомнения, искания, переживания.

Жизнь – такая далекая от той, что просят ум и сердце, – вот главный предмет изображения в прозе А.М. Федорова. Своеобразное сочетание возвышенной символики с бытоописательностью, поэтичности с просторечием, которые наблюдаются в его произведениях, было характерно для магистральных движений искусства начала столетия. Богатое развитие получили импрессионистские приемы творчества. Они, по принятому мнению исследователей, ярче всего проявились на почве реализма в прозе и драматургии Чехова. А.М. Федоров поклонялся его творчеству, и многие современники (прежде всего критики) обвиняли его в подражании знаменитому писателю. Но все-таки он был самобытен. Многие моменты его творчества представляют большой интерес для науки. Влияние же А.П. Чехова на Федорова нигде не проявилось с такой силой, как в его драматургии, которой посвящена пятая глава.

^ Глава 5. Драматургия А.М. Федорова

«А.М. Федоров, даровитый поэт, в драме перенял все внешние приемы Чехова»14, – писал о нем К. Чуковский. В пятой главе, посвященной этой стороне творчества литератора, рассматриваются наиболее яркие, показательные, имевшие широкий общественный резонанс пьесы Федорова. Все их можно сравнить с так называемыми «пьесами настроения». Известно, что Александр Митрофанович всегда отправлял свои только что созданные пьесы А.П. Чехову, просил не только читать, но и править их и всегда с радостью и благодарностью принимал замечания. «Ждать буду Вашего письма со страшным нетерпением и потому прошу Вас, прочтите пьесу по возможности скорее. ...Будьте крестным отцом ей»15, – просил Федоров Чехова. Тот всегда подробно и искренне высказывался о произведениях, указывал на недостатки, хлопотал о постановках, чаще всего подбадривал. «Вы талантливый человек, и это уже не должно подлежать ни малейшему сомнению. Нам бы повидаться, чтобы поговорить, в письме же не напишешь всего, да не сумеешь изложить свое мнение вкратце»16, – отвечал Чехов, который действительно в начале 1900-х годов стал для Федорова своего рода «крестным отцом» его драматургических творений.

Впервые успех и признание театральной публики принесла Федорову комедия в пяти действиях «Бурелом». Премьера ее состоялась на сцене Александринского театра в 1901 году (за несколько месяцев до этого, в конце 1900 года, «Бурелом» впервые посмотрели зрители Одессы). Затем свет увидели пьесы «Старый дом», «Стихия», «Обыкновенная женщина»17. Но они уже не имели такого успеха.

«Возвышенным желаниям противостоит жизнь в ее текущем сложении, – писал А.П. Скафтымов о пьесах А.П. Чехова. – …Приход лучшего зависит не от устранения частных помех, а от изменения всех форм существования. И пока такого изменения нет, каждый в отдельности бессилен перед общей судьбой»18. То же можно сказать и о пьесах А.М. Федорова. У всех его героев частные желания, как правило, соединяются с общим устремлением пожить как-то по-другому, и ощущение собственного частного неустройства является лишь поводом к ощущению общей серости и нескладности жизни. Наблюдать эти ощущения можно и в «Буреломе», и в «Старом доме», и в «Стихии». Об «Обыкновенной женщине» критики тоже говорили, что «пьеса написана если не под прямым влиянием, то, во всяком случае, во вкусе Чеховских пьес»19.

В своих пьесах Федоров сумел обнажить внутренний мир человека, «подводное течение» его души, когда и чувства, и мысли скрыты от стороннего наблюдателя привычной суетой повседневности. Можно сказать, что «чеховский» драматический конфликт был воспринят и воссоздан писателем в полной мере. Но именно этот конфликт А. П. Скафтымов назвал «принадлежностью жизни того времени». В эту пору, по выражению ученого, господства интересов личного благополучия, узкого обывательства и мещанской успокоенности Федоров просто пошел по тому же пути. Его ругали, обвиняли в подражаниях, не принимали. Было по-разному. Даже Чехов однажды сказал Александру Митрофановичу о его пьесе, что «кое-где выползает мастерство, а не искусство; так, подделка под декаданс…»20. В другой раз заметил «лишние слова». Но все-таки считал, что тон у его пьес «хороший, федоровский». Как отмечается в основательном современном исследовании по истории русской литературы, «проникновение драмы в «область духа» началось у нас еще с Грибоедова и Пушкина, достигнув высокого уровня в драматургии Тургенева и Островского»21. Далее, уже к концу XIX века, новые художественные задачи, обращение драматургов к новым пластам действительности начали вызывать потребность и в новых драматургических формах. Создавался тип драмы, где развитие действия осуществлялось не логикой поступков действующих лиц, а развитием глубоко спрятанных от внешнего взгляда мыслей и переживаний. Участником этих процессов был и А.М. Федоров. Все основные тенденции, связанные с развитием новейшей отечественной драматургии, нашли в его творчестве яркое выражение. Такая сторона деятельности писателя также, как и все его художественно-публицистическое наследие, позволяет дать объективную оценку жизни и деятельности Александра Митрофановича Федорова и определить его место в литературной жизни эпохи рубежа XIX – XX веков. Эта мысль стала одним из основных выводов, сделанных в ходе исследования.

В Заключении диссертационной работы подводятся ее итоги, определяется теоретическая и практическая значимость, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

«Маленький, но искренний поэт», «поэт даровитый и чуткий», «прирожденный стихотворец», «прекрасный художник», «вдумчивый и опытный писатель» «плодовитый», «талантливый», «видный», «журналист-обличитель», «бытописатель» – по-разному называли А.М. Федорова его современники. И все-таки, вне всяких сомнений, он был писателем, заслуживающим и ныне всеобщего признания своей плодотворной и талантливой деятельности. Его произведения, несомненно, ждут исследователей и издателей. Многие грани разностороннего литературного дарования А.М. Федорова нуждаются в серьезном и глубоком изучении и в связи с жизнью в эмиграции, и в связи с подробным исследованием провинциальной газетной отечественной журналистики, и в связи с историей российского театрального искусства.

^ Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

  1. Сырова Ю.Н. Избранная библиография произведений А.М. Федорова и литературы о нем (1885–2005) / Научный редактор И.А. Книгин. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. 96 с.

  2. Сырова Ю.Н. «И на душе темно и больно, что прошла вся жизнь забитою и для других незримой…»: О судьбе А.М. Федорова // Русская речь. [Саратов]. 1999. Окт. С. 5.

  3. Сырова Ю.Н. «В песнях дышат надеждами звуки»: Поэзия А.М. Федорова 1880–1890-х годов // Саратов литературный. 2000. №7. С. 127-132.

  4. Сырова Ю.Н. Жизнь и творчество Александра Митрофановича Федорова в контексте литературной эпохи конца XIX – начала XX веков // Вопросы филологических наук. [Москва]. 2006. № 3. С. 43–47.

  5. Федоров А.М. Три рассказа («С матерью», «Слепые», «Признание») / Публ., вступ. ст. и примеч. Ю.Н. Сыровой // Волга – XXI век. 2006. № 7–8. С. 148–170.

  6. Сырова Ю.Н. А.М. Федоров на страницах саратовских газет // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2006. № 5. Вып. 3. С. 67–68.

  7. Сырова Ю.Н. О литературном наследии Александра Митрофановича Федорова // Филологические этюды. Саратов, 2006. Вып. 9. Ч. I – II. С. 170–174.




1 Федоров А. М. Смерть фабричного: Стихотворение // Саратовский дневник: Приложение. 1885. 15 июня. С. 148.

2 Федоров Александр Митрофанович (1868-1949), писатель // РГАЛИ. Ф. 519. Ед. хр. 103: 1869-1917.

3 Федоров А. М. Автобиография [Автограф. Машинопись с правкой и подписью] от 6 декабря 1904 – 18 октября 1910 // РГАЛИ. Ф. 519. Федоров. Оп. 1. Ед. хр. 1. 6 л.л.

4 Федоров А. М. Автобиография // Первые литературные шаги: Автобиографии современных русских писателей / Сост. Ф. Ф. Фидлер. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1911. С. 102-106.

5 Бялый Г. А. Поэты 1880-1890-х годов // Поэты 1880-1890-х годов / Вст. ст. и общ. ред. Г. А. Бялого. М.: Советский писатель, 1972. С. 5.

6 Там же. С. 5-6.

7 Ляцкий Е. О стихах А. М. Федорова // Современный мир. 1907. № 12. С. 35. Рец. на кн.: Федоров А. М. Сонеты. Спб., 1907; Федоров А. М. Стихи. Спб., 1908.

8 Федоров А. М. На Восток: Очерки. Спб.: Родник, 1904. 223 с.

9 Федоров А. М. С войны: Очерки. М.: Московск. кн-во, 1915. С. 3-4.

10 Ал. Иновин <Бархин К.> Война и литература: 1914-июль 1916 // Одесские новости. 1916. 21 июл. С. 2.

11 Old gentleman. <Амфитеатров А. В.> Степь сказалась… // Россия. 1900. 26 янв. С. 2. Рец. на кн.: Федоров А. М. Степь сказалась: Роман: В 2 ч. Спб., 1900. 302 с.

12 Там же. С. 3.

13 Вл. Кр. <Кранихфельд В. П.> [Рецензия] // Современный мир. 1907. № 3. С. 48. Рец. на кн.: Федоров А. М. Камни: Роман. Спб.: Мир Божий, 1907. 254 с.; Федоров А. М. Природа: Роман: Роман. М.: Московск. кн-во, 1911. 336 с.


14 Чуковский К. И. Собр. соч.: В 15 т. М.: Терра, 2001. Т. 6. С. 515.

15 Федоров А. М. Чехову А. П. 25 окт. 1901. Одесса // Из писем А. М. Федорова // Федоров А. М. Степь сказалась: Роман и рассказ / Подгот. текста, предисл. и ком. М. Г. Рахимкулова. Уфа: Башкирское книжн. изд-во, 1981. С. 263.

16 Чехов А. П. Федорову А. М. 25 марта 1901. Ялта // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1980. Т. 9. С. 235.

17 Федоров А. М. Обыкновенная женщина; Стихия; Старый дом; Бурелом: Пьесы. Спб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1903. 328 с.

18 Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. Саратов: Саратовск. книжн. изд-во, 1958. С. 334; 336.

19 Б. п. [Рецензия] // Русская мысль. 1903. № 8. С. 266. Рец. на кн.: Федоров А. М. Обыкновенная женщина. Стихия. Старый дом. Бурелом. Спб.: О. Н. Попова, 1903. 328 с.

20 Чехов А. П. Федорову А. М. 20 октября 1902. Москва // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1982. Т. 11. С. 63.

21 Бабичева Ю. В. «Новая драма» в России начала XX века // История русской драматургии: Вторая половина XIX – XX века до 1917 г. Л.: Наука, 1987. С. 486.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconЭкономика России конца XIX начала ХХ веков
В конце XIX начале XX веков мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconМетодические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков»
«История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconЛитература конца XIX начала XX веков. (Общий обзор) Серебряный век. Историческая ситуация
Три революции (1905-07 Февральская, которая привела к безвластию в стране и Октябрьская 1917 года)

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 icon§ I. Вопросы просвещения и просветительства Балкарии и Карачая §...
Проблемы северокавказской действительности рубежа веков и творчество Басията Шаханова

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Знать: о взаимосвязи литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconУрок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков
Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца xviii–начала XIX века; познакомить учащихся...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconМосква Издательство «Потомки Зубовых»
Николай Владимирович Зубов – один из популярнейших композиторов конца XIX – начала XX веков, сочинения которого были утрачены в советское...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconИстория возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной...
Цель данной публикации заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России, а также определении...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст...
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...

А. М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX начала XX веков (1885 iconМузыка сценических танцев французских композиторов XVII начала XVIII...
Охватывает текст целиком, связывая воедино его смысловые точки. В музыке смысловые реле приходятся на сильные доли метра и подобно...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница