Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы
страница1/12
Дата публикации28.12.2013
Размер1.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).Ф.14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр)
1.1 Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии
1.3 Пояснительная записка:

Цели освоения дисциплины:

- Дать студентам знание основных закономерностей построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов.

- Подготовить студентов к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики.

- Дать представление о тексте как единстве смысловой и лингвистической структуры.

- Сформировать понятия уровневой организации художественного текста.

- Показать текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней, их роль в передаче содержательно-концептуальной информации текста.

- Вооружить студентов общенаучными, общефилологическими и частными методами и приемами анализа художественного текста.

^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста. Курс «Филологический анализ текста» помогает овладеть методологией филологического и лингвистического анализа текста, способствует повышению общефилологической подготовки студентов и усилению ее профессиональной направленности. Соединяя воедино лингвистические и литературоведческие знания, курс поднимает студента на новый научный и методологический уровень.

Объединяя общетеоретические сведения о тексте и его подсистемах и практические навыки работы с ним, филологический анализ призван научить студентов комплексному анализу текста, рассматривать его как целостное и неразрывное единство формы и содержания. По результатам обучения студенты должны получить представление об основных признаках текста, текстовых категориях, тектообразующих возможностях языковых единиц разных уровней, а также о разнообразии текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям. Важной задачей является индивидуальная работа с текстом речевого произведения, а также сопоставление собственного исследовательского опыта с результатами наблюдений других исследователей. При этом в первую очередь учитывается профессиональная ориентация будущих специалистов, которым предстоит работать с текстами различных типов в учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой и других сферах – официально-деловыми, публицистическими, научными, разговорными, художественными, где последние обладают несомненной спецификой.

Кроме того, курс «Филологический анализ текста» призван закрепить навыки и умения, полученные студентами при изучении основных содержательных положений лингвистики и литературоведения; овладеть различными методиками анализа текста; создать у студентов чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному.

^ Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • принципы организации текста;

  • специфику художественного текста как предмета филологического анализа;

  • методы и приемы лингвистического и литературоведческого анализа текста.

Уметь:

  • определять роль языковых единиц различных уровней в передаче идейно-художественной информации текста;

  • выделять и анализировать текстовые единицы, обеспечивающие связность и целостность текста;

  • выполнять комплексный анализ текста.

Владеть:

- навыками самостоятельного научного анализа литературно-художественного произведения, филологического анализа текстов разных жанров;

- навыками комплексного описания текста как единицы речи: лингвистический, текстоцентрический, прагматический, когнитивный аспекты.
^ 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО направления.

Филологический анализ текста

Понятие текста как объекта лингвистического и литературоведческого анализа. Текстообразующие факторы и основные текстовые категории. Единицы текста. Соотношение текстового фрагмента, абзаца и сверхфразового единства. Целостность и связность текста. Виды текстовой информации. Подтекст. Модальность текста. Тематическая и коммуникативная заданность. Функционально-смысловые типы текстов. Специфика художественного текста как объекта филологического анализа. Монолог и диалог как основные формы социально-речевого общения и их отражение в художественной речи.

Филологический анализ текста в школе и его функции в формировании коммуникативной компетентности.
^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа


1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

4

7

56

28

0

28

-

28

зачет


^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Текст как объект филологического исследования.

1

-

1

-

2
















2.

Основные признаки текста.

1

-

1

-

2
















3.

Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи.

2

-

2

-

2
















4.

Текст как структурно-семантическое образование.

4

-

4

-

6
















5.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

4

-

4

-

4














6.

Типология текстов.

2

-

2

-

1
















7.

Экстралингвистические параметры в анализе текстов

2

-

2

-

1
















8.

Приемы и методы анализа текстов разных жанров.

6

-

6

-

6
















9.

Автор, персонаж и рассказчик как текстовые универсалии

6

-

6

-

4

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Текст как объект филологического исследования. Объект, предмет, цель и задачи курса. Науки, изучающие текст, аспекты изучения текста. Проблематика и задачи филологического анализа текста. Соотношение филологического анализа текста и других видов анализа текста.

Основные признаки текста. Понятие текста. Подходы к определению текста. Общее и различное в понимании текста. Современное состояние теории текста. Текст как система. Единицы текста. Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. Типы членения теста. Свойства текста и признаки: антропоцентричность, социологичность, и др.

Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи. Цельность, связность, образ автора, хронотоп. Различные подходы к выделению основных текстовых категорий. Связность текста на различных уровнях языковой структуры. Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста. Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в тексте.

Текст как структурно-семантическое образование. Форма, содержание, функционирование текста. Информативность текста, типы информации в тексте. Способы организации содержания в тексте. Композиция. Текст, метатекст, гипертекст. Миф. Архетип. Концептуальность текста. Концепты.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Факторы, влияющие на отбор языковых средств. Самоорганизация текста как системное свойство. Язык и стиль. Текстообразующая роль образных средств. Тропы и фигуры.

Типология текстов. Функциональная, жанровая, психолингвистическая. Функционально-смысловые и функционально-стилистические типы текстов.   Тематическая и коммуникативная заданность текста. Способы отражения действительности в тексте. Функционально-стилистические характеристики текста. Функционально-смысловые типы речи и их соотношение с композиционно-смысловыми типами. Монологические и диалогические разновидности текста.

Экстралингвистические параметры в анализе текстов. Анализ и интерпретация. Текст и действительность. Факторы, затрудняющие понимание текста.

Приемы и методы анализа текстов разных жанров. Наблюдение, описание, моделирование, эксперимент. Семантико-стилистический метод. Стилистический эксперимент. Сопоставительные методы анализа. Лингвистический комментарий. Специфика анализа художественного текста. Комплексный филологический анализ текста.

^ Автор, персонаж и рассказчик как текстовые универсалии. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь в художественном тексте.

Понятие идиостиля автора. Индивидуальный стиль писателя и его выражение на разных уровнях текста.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

Дисциплины. Тема

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Текст как объект филологического исследования.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

2

- защита рефератов

- проверка контрольных рабо

2

Основные признаки текста.

- вопросы для самостоятельного изучения

- тестирование

2

выполнение тестов


3

Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы


2

выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


4

Текст как структурно-семантическое образование.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

6

выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


5

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

- вопросы для самостоятельного изучения

- контрольные работы

- тестирование

4

выполнение тестов

- проверка контрольных работ


6

Типология текстов.

- вопросы для самостоятельного изучения

- тестирование

1

выполнение тестов


7

Экстралингвистические параметры в анализе текстов

- вопросы для самостоятельного изучения

- тестирование

1

выполнение тестов


8

Приемы и методы анализа текстов разных жанров.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование

6

выполнение тестов

- защита рефератов


9

Автор, персонаж и рассказчик как текстовые универсалии

- вопросы для самостоятельного изучения

- контрольные работы

- тестирование

4

выполнение тестов

- проверка контрольных работ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconПояснительная записка: Цель – сформировать у студентов систему знаний...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (4 курс, 7 семестр) 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница