Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой»




Скачать 95.19 Kb.
НазваниеТема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой»
Дата публикации27.12.2013
Размер95.19 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

МОУ „Ардатовская средняя общеобразовательная школа”

Проектная работа по литературе

Тема: «Тема Родины в творчестве

А. Ахматовой».


Выполнил ученик

11 «А» класса

Исаев Владимир

Руководитель Скалкова Т.Е.

Ардатов 2008г.


ПЛАН:

1…..Вступление. Русские поэты о Родине.

2…..Основная часть. Эволюция темы Родины в

поэзии А.Ахматовой:

а) Сборник „Белая стая” выражает „ощущение

личной жизни как жизни национальной,

исторический…”;

б) Сборник „Подорожник”. Исторические

события: война, революция – осмыслены в нем

не в историческо-филосовском, а в лично-

поэтическом плане;

в) Поэма „Requiem”. Ахматова полностью

сливается с русским народом;

г) В годы Великой Отечественной войны

стихотворения наполнены тревогой за судьбу

Родины.

3…..Заключительная часть. „Я верна

осталась/Печальной родине моей”


Тема Родины в творчестве русских поэтов – особая тема. Образ России в «Медном всаднике» Пушкина – двойственный. «Печаль» и «гнев» Некрасова как бы продолжают лермонтовское «там стонет человек» …. А вот и такая Россия:

В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймена;

Безбожной лести, лжи тлетворной,

И лени мертвой и позорной,

И всякой мерзости полна!

(А.Хомяков, «Россия»)
Через несколько десятилетий А. Блок откликнется:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.
Ахматова «Гостила на земле» в трагическую эпоху, трагическую прежде всего для

России. Блок в своих мужественных строках как бы утешает Родину – возлюбленную:

О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

(«Осенний день»)
Родина в творчестве русских поэтов – возлюбленная, жена, мать. А.Ахматова воспринимает судьбу России, как свою. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе.

Последним эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников – «Вечера» и «Четок» – написаны на любовную тему. В 1917 году выходит в свет сборник «Белая стая», в который вошли стихотворения, написанные в 1912-1916гг., в период больших потрясений и испытаний для России.

Первая Мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Гумилев уходит на фронт. Ахматова тяжело больна туберкулезом. Личная драма объединяется в создание поэта с национальной. В третьем сборнике, «Белой стае», появляется тема Родины. Исследователь творчества Ахматовой Б. Эйхенбаум говорит, что в стихотворениях этого сборника выражено «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической… Вот откуда и сила памяти, и страшная борьба с нею… и чувство истории, и силы нового пути». В поэтическом осмыслении войны мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину:

И ранней смерти так ужасен вид,

Что не могу на Божий мир глядеть я.

Во мне печаль, которой царь Давид

По-царски одарил тысячелетья.

(«Майский снег»)

Ещё Лев Толстой считал, что самый верный вид на войну и политику – у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Княжна Мария в «Войне и мире» пишет о войне в письме: «… Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем.… Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви…» И в библейской печали Ахматовой чувствуется близость катастрофы, предчувствие трагичных событий в жизни России. Библейский контекст стихотворения Ахматовой, чувство единства с величественными и скорбными образами Библии и мифологии (печаль поэта – это печаль псалмопевца Давида) придают высокий вневременный смысл большинству стихотворений. Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой. Она может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: «Мне с Морозовою класть поклоны.… С Жанной на костер опять…» Это она напишет в 1962 году в стихотворении «Последняя роза».

Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше. Лирическая героиня стихотворения Ахматовой все готова отдать, «чтобы туча над темной Россией/Стала облаком в славе лучей». («Молитва»). А в том, что собиралась туча, сомнений у нее не было:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего;

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем, -

Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве.
Это стихотворение открывает «Белую стаю». Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Сравнения, метафоры почти не встречаются, да и те связаны с Библией. Аскетизм во всем – вплоть до порой как-то траурно звучащего ритмического рисунка верлибра или дольника. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас. Следующий сборник,«Подорожник», выходит в 1921году. Исторические события: война, революция – осмыслены в нем не в историческо-филосовском, а в лично-поэтическом плане. Русские поэты ХХ века либо принимают революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был…» далеки от понятия революции, но далеки и от политической ненависти. Они вообще вне политики. По-христиански решает Ахматова проблему нравственного выбора, не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.

Стихотворение «Ты – отступник» адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Бориса Анрена. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, свои иконы. Он губит свою «православную душу», как бы отдавая ее дьяволу, ибо « не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать». Иноземная свобода противопоставляется «благодати», недаром стихотворение открывается обличием «ты – отступник». Так говорят о тех, кто предал веру. И спасти их души может лишь молитва праведника («оттого-то во время молитвы/ Попросил ты тебя поминать»). Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны.

Стихотворение « Мне голос был…» как бы напоминает ситуацию библейского «исхода» праведников из грешной земли. Голос может быть « голосом свыше». Но он может быть и бесовским соблазном. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимает её судьбу, как крестный путь.

В Библии говорится, что Господь лишает разума того, кого хочет погубить. Вот и ахматовский «отступник» выслушивает её полный горечи вопрос:
Для чего, ты, лихой ярославец,

Коль ещё не лишился ума,

Загляделся на рыжих красавиц

И на пышные их дома?
Ярославец – Б.Анреп, «пышные дома» - Англия. Но ведь в «Мне голос был…» лишенные разума и чести выглядит родная страна:
Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто дерет её…
Так начиналось стихотворение в первоначальной редакции.

В другом стихотворении сборника «Подорожник» «Запад» противопоставлен тому, что делается «здесь»:
А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

Ахматова тогда ещё не знала, конечно, что впереди – ужасы войны, блокады и «Requiem».А если бы знала? Нет, все-таки и тогда голос, звавший оставить Россию, «глухой и грешный» край, она назвала бы «речью недостойной». Из чувства патриотизма? Я думаю, из христианского чувства. Недостойность «бросить землю» в годину чумы и бежать от испытаний. Христос шел к блудницам и прокаженным, к тем, от кого все отвернулись. Не отрекается от своего народа и Ахматова. Она предчувствует, что её ждет, и её стихотворения этого периода – своего рода «моления о чаше», завершающимся решением «Да будет воля Твоя!». Это подчеркнуто повтором: «Не оскорбился скорбный дух». В стихотворении 1922 года, вошедший в сборник «Anno Domini», Ахматова отделяет себя от всех иммигрантов, от всех, кто «бросил землю». Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула «А здесь…» и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:
А здесь, в глухом чаду пожара…
Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», т.е. по-христиански. Поэтому они выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту тему, снова «крылатая свобода» противопоставляется «городу своему». Появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь, как всегда, приходят образы вечной книги (стихотворение «Лотова жена» из цикла «Библейские стихи»):
Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет «родной», отнесенный к Содому, душераздирающе точен. А «красные башни» уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?

Сохраняя целостность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова видит свет чуда (свет, например, должен воссиять в самом несчастным евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и «нищих духом», т.е. смиренных):

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Requiem», посвященной страданиям всей репрессированной страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини – арест сына. Но голос её сливается с голосами тысяч женщин-сестёр, вдов репрессированных – это второй план – расширение личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому как Пушкин в стихотворении «Какая ночь! Мороз трескучий…» в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплакивая гибель декабристов. Евангельский сюжет «Распятия» расширяет рамку поэмы до общечеловеческого масштаба.

Поэма построена по образу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. «Requiem» - не только самое лучное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народна и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как честь народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающей России. Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой – мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.

Заключительным аккордом к теме «Родины» звучит стихотворение «Родная земля». В нем представлены разные значения слова «земля». Это грунт («грязь»), пыль («хрустит на зубах»), но это и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в неё и становимся её»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и всё, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие России менялось в её поэзии. Сначала родиной было Царское село, где прошли её детские и юношеские годы. Потом родиной становится Петербург. В годы народного бедствия Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни. Ещё раз повторим: она всё приняла с христианским смирением.
Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(«Requiem»).

«Я не перестала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных», - скажет она потом.

Когда-то «сероглазый король» Николай Гумилёв верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое «не от мира сего». «Я верна осталась/Печальной родине моей», - писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она «нам покаянные рубахи», предписала «нам со свечей нам идти и выть» («Зачем вы отравили воду…»). Известно, какая судьба ждет пророка в его отечестве, участь блудного сына куда завиднее. Но звание Поэта обязывает…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconТема.: Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля, осмыслить внутренний мир

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconЛирический цикл как идиостилевая константа в творчестве анны ахматовой
Охватывает центральные темы лирики Ахматовой: тему любви, тему родины, тему памяти и тему поэта и поэзии

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» icon«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)
Тема урока: «Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconРодины в творчестве Н. В. Карташевой
Родина одна из сквозных тем в русской поэзии. Она сохраняет актуальность для поэтов, независимо от смены стилей и направлений. Но...

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconТема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина
Развивающая – развивать логическое мышление школьников и их творческие способности

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconТема Родины в творчестве Ю. Ю. Шевчука Котовчихина Н. Д
Кошурникова Т. В. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях В. Н. Крупина

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconКонспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием»
А. Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается...

Тема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой» iconРазработка урока по раннему творчеству А. А. Ахматовой. Тема: Раннее...
Тема: Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница