Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный»




Скачать 269.25 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный»
страница1/2
Дата публикации27.12.2013
Размер269.25 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра русской литературы



ПРАКТИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050300.62 Филологическое образование


Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный»


Красноярск 2011

УМКД составлен к.ф.н., доцентом А. Ю. Колпаковым

Обсужден на заседании кафедры русской литературы

«____»__ ___________20___ г.
Заведующий кафедрой Н. В. Уминова

к.п.н., доцент каф. русской литературы
Одобрено научно-методическим советом специальности «Филологическое образование»
«___»____________20___ г.

Председатель НМСС
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ПРАКТИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» с другими дисциплинами специальности 050300.62 Филологическое образование

на 20___/____ учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

История русской литературы XIX

Русской литературы







История русской литературы XX век

Русской литературы







Теория литературы

Зарубежной литературы









лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. Скорректирована карта литературного обеспечения.

  2. Добавлены контрольно-измерительные материалы.


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры русской литературы "___"___ 20___г.
Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой
Декан
"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

  3. Введение

  4. Содержание теоретического курса дисциплины

  5. Тематический план

  6. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

  7. Карта литературного обеспечения

  8. Технологическая карта рейтинга

  9. Банк контрольных заданий.


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Практика анализа художественного произведения» для студентов-бакалавров по специальности 050300.62 «Филологическое образование» состоит из следующих элементов:


  1. Рабочая программа по модулю «Практика анализа художественного произведения».

  2. Банк контрольных заданий по модулю «Практика анализа художественного произведения».



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Практика анализа художественного произведения»
Выписка из стандарта
История русской литературы
Виды литературоведческого анализа художественного текста. Литературное произведение (уровни целостности). Ритмическая организация текста. Стиховые системы, их эволюционный характер. Проблема "стих и язык". Стиховые системы, их эволюция и взаимосвязь. Словесная образность Слово и литературное произведение. Художественный мир литературного произведения, аспекты его изучения. Литературные типологии: род и жанр. Литературный процесс. Генезис литературного творчества и проблемы его изучения. Читатель – интерпретация – оценка. Исторические типы художественного сознания (категории поэтики в смене литературных эпох). Традиционалистское художественное сознание (поэтика стиля и жанра).Анализ произведения и проблема поэтического языка эпохи. Анализ художественного текста в школе.

Введение.

Опыт преподавания в вузе показывает, что наиболее трудным и одновременно необходимым моментом работы над произведением является его анализ. В общих курсах лекций и семинарских занятий отработать навыки анализа художественного текста довольно сложно. Главным препятствиям этому служит репродуктивная форма работы, всё ещё доминирующая в вузовской системе преподавания. При всех своих плюсах репродуктивный способ обучения не решает ряда актуальных для студентов-филологов проблем. Прежде всего, он неизбежно ведёт к подмене авторитета самого произведения авторитетом исследователя, лектора или учебника. Отсюда возникает психологическая проблема боязни самостоятельного суждения о тексте. В итоге даже прекрасно владеющий теоретическим материалом студент может оставаться неспособным к самостоятельной исследовательской деятельности. Вдвойне эти проблемы важны для будущего учителя-словесника. Привычка воспроизводить чужие мысли переносится и на ученическую аудиторию. Как и в сознании учителя, книга для учеников становится вторичным источником, о котором есть некие правильные и ошибочные точки зрения. Так урок литературы становится уроком «без литературы».

Этим комплексом проблем обусловлена актуальность данного спецкурса. В основе курса лежит компетентностный подход. Отсюда главной целью является развитие профессиональных компетенций филологов-бакалавров на основе литературоведческого анализа художественного текста.

Задачи курса:

  1. Закрепить и развить знания по теории литературы студентов-бакалавров.

  2. Углубить представления о художественном произведении как идейно-художественном целом.

  3. Развить практические навыки анализа художественного произведения.

Курс направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:

  1. владение основными навыками литературоведческого анализа и методикой анализа художественного произведения;

  2. знание системы европейского стихосложения; владение методиками стиховедческого анализа;

  3. владение методами историко-литературного, структурного, историко-функционального анализа литературного текста;

  4. владение навыками написания литературно-критических статей в разных жанрах;

  5. владение навыками самостоятельной научной разработки актуальной литературоведческой темы, редактирования результатов научной работы, реферирования и библиографирования научных источников; владение терминологическим аппаратом отечественного литературоведения.



Курс рассчитан на студентов-бакалавров 4-го года обучения. Читается в 7 семестре. Состоит из 30 часов лекций, 44 часов самостоятельной работы. Итоговая форма контроля – зачет.

^ Содержание теоретического курса
Соответственно цели и задачам материал курса членится на два взаимосвязанных блока: теоретический и практический. В теоретическом блоке студенты обращаются к базовым единицам художественного текста. Задачами данной части курса является: определить содержание основных понятий и категорий литературоведения и рассмотреть варианты анализа элементов художественного текста в работах ученых-филологов. Таким образом, достигается соединение теории и практики при изучении теоретического материала. Выбор материала для данной части курса ограничен несколькими базовыми элементами текста. К сожалению, ограниченность во времени не позволяет расширить их круг. Однако мы и не преследуем цель пройти весь курс теории литературы. Важно показать студенту необходимость обращения к теории художественного текста как инструментарию в его работе с литературой.

Второй блок имеет явно выраженный практический характер. Здесь студенты практикуются в анализе художественного произведения, опираясь на материал, освоенный в теоретической части.
^ Теоретический блок.

Развитие компетенций: владение навыками самостоятельной научной разработки актуальной литературоведческой темы, редактирования результатов научной работы, реферирования и библиографирования научных источников; владение терминологическим аппаратом отечественного литературоведения; владение основными навыками литературоведческого анализа и методикой анализа художественного произведения; знание системы европейского стихосложения; владение методиками стиховедческого анализа.
Темы.

1. Роль сюжета в художественном произведении. Понятие сюжета. Сюжет и фабула.

Сюжет – система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении.

Сюжет – это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения лежит противоречие, являющееся двигателем развития. Есть такой двигатель и у сюжета – это конфликт – художественно значимое противоречие. Конфликт – одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения. Когда мы говорили о тематике, проблематике и идейном мире, мы тоже пользовались этим термином.

Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Следует обратить особое внимание на то, что выделение этих элементов целесообразно только в связи с конфликтом.

Понятия сюжета, фабулы и композиции.

Анализ работ:

• Выготский Л.С. «Легкое дыханье» Бунина / Л.С. Выготский. Психология искусства. М.:Искусство, 1968).

• Жолковский А.К. "Легкое дыхание" Бунина-Выготского - семьдесят спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука – Восточная литература, 1994.
^ 2. Композиция художественного произведения. Понятие композиции.

Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения»[70] всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста. Его объектом могут служить разные аспекты композиции:

1) архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;

2) система образов персонажей художественного произведения;

3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции»; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;

4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;

5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:

— выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы;

— выявлять семантические переклички в частях текста;

— выделять языковые сигналы, маркирующие композиционные части произведения;

— соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных композиционных единиц в составе целого;

— устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией [12].
Анализ работ:

• Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.,1972. С.23-88.

• Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2003. — 352 с.

• Лотман Ю. М.. Идейная структура "Капитанской дочки" // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Москва. Изд.: «Просвещение». 1988.
3. Пространственная организация произведения.

Понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для филологического анализа художественного текста, так как и время, и пространство служат конструктивными принципами организации литературного произведения. Художественное время — форма бытия эстетической действительности, особый способ познания мира.

В узком смысле пространство применительно к художественному тексту — это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения и система пространственных образов текста.

Анализ пространственных отношений в художественном произведении предполагает:

1) определение пространственной позиции автора (повествователя) и тех персонажей, чья точка зрения представлена в тексте;

2) выявление характера этих позиций (динамическая — статичная; сверху—снизу, с «птичьего полета» и пр.) в их связи с временной точкой зрения;

3) определение основных пространственных характеристики произведения (место действия и его изменение, перемещение персонажа, тип пространства и др.);

4) рассмотрение основных пространственных образов произведения;

5) характеристика речевых средств, выражающих пространственные отношения. Последнее, естественно, соответствует всевозможным этапам анализа, отмеченным выше, и составляет и основу [12].

Анализ работ:

• Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.

• Лотман Ю. М. Художественное пространство прозы Гоголя.

• Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.
^ 4. Роль художественной детали. Пейзаж и портрет.

Анализ работ:

• Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. — М.: Советский писатель, 1962

• Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л.: Советский писатель, 1981

• Белкин А. А., Чудесный зонтик, в его кн.: Читая Достоевского и Чехова, М., 1973

• Галанов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь.

• Щеглов М. Верность деталей, в его кн.: Литературно-критич. статьи, 2 изд., М., 1965

• Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные работы по теории литературы. М., 1963.

• Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1966.
5. Приемы анализа стихотворения.

1. Имманентный анализ стихотворного текста.

2. Структурный анализ.

Анализ работ:

• Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001.

• Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000. (Приложение для учителя).
^ Практика анализа.

Практика анализа сопровождает теоретическую часть курса. После каждой темы следуют занятия по разбору произведения. Выбор произведения зависит от того, насколько существенную роль играет в нём изучаемый элемент текста.

Соответственно темам для самостоятельного анализа рекомендовались следующие произведения:

1. Роль сюжета в художественном произведении. Понятие сюжета. Сюжет и фабула.

Рассказ А. П. Чехова «Студент».

2. Композиция художественного произведения. Понятие композиции.

Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».

3. Пространственная организация произведения.

Рассказ на выбор студента.

4. Роль художественной детали. Пейзаж и портрет.

Рассказ на выбор студента.

5. Приемы анализа стихотворения.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Завершает курс аудиторный анализ рассказа И. А. Бунина «Грамматика любви». Выбор рассказа обусловлен тем, что в нем активно «работают» практически все элементы художественного произведения, изучаемые в курсе.

^ Тематический план

изучения дисциплины «Практика анализа художественного произведения» по специальности 050300.62 «Филологическое образование»



№ п/п


Название модулей и тем





Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лаб-ые

Самостоятельная работа студента

1.

Роль сюжета в художественном произведении.

11

6

6







5

2.

Композиция художественного произведения. Понятие композиции.

11

6

6







5

3.

Пространственная организация произведения

11

6

6







5

4.

Роль художественной детали. Пейзаж и портрет.

11

6

6







5

5.

Приемы анализа стихотворения.

11

6

6







5

6.

Анализ рассказа.

6













10

7.

Анализ стихотворения.

6













9

9.

Зачет



















10.

Итого

74




30







44










































































учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________Практика анализа художественного произведения____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

Специальность: 050300.62 Филологическое образование

(наименование, шифр)

по очной форме обучения


Модуль




№№ раздела,

темы



Лекционный курс

Практические занятия (номер)




Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Трудоемкость в часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

Лабораторно-практические

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы




Базовый модуль № 1




I. Роль сюжета в художественном произведении.

Понятие сюжета. Сюжет и фабула. Конфликт. Стадии развития конфликта.


6









Анализ статей.

Выготский Л.С. «Легкое дыханье» Бунина / Л.С. Выготский. Психология искусства. М.:Искусство, 1968). Жолковский А.К. "Легкое дыхание" Бунина-Выготского - семьдесят спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука – Восточная литература, 1994.
Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент».

5

Проверка конспектов и заданий.







II. Композиция художественного произведения. Понятие композиции.

Понятие композиции. Виды композиции. Роль композиции в произведении.

6







Анализ работы: Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2003. — 352 с.
Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».


5

Проверка конспектов и заданий.








III. Пространственная организация произведения.


Понятие пространственно-временного континуума в художественном произведении. Анализ художественной организации пространства.

6










Анализ работ:

• Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.

• Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.
Анализ рассказа (на выбор студента).


5

Проверка конспектов и заданий.








IV. Роль художественной детали. Пейзаж и портрет.


Понятие детали, пейзажа и портрета. Роль детали в художественном произведении. Анализ пейзажа и портрета.

6











Анализ рассказа (на выбор студента).

5

Проверка заданий.








V. Приемы анализа стихотворения.

Проза и поэзия: специфика поэтической речи.

Имманентный анализ стихотворного текста. Структурный анализ.

6










Анализ работ:

• Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. - М., 2001.

• Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000. (Приложение для учителя).
Анализ стихотворения (на выбор).

5

Проверка конспектов и заданий.

Итог. модуль






































































Письменный анализ художественного произведения



















19

Проверка заданий.







Зачет






















Зачет


































Всего часов










30













44

74


КАРТА литературного обеспечения дисциплины

Практика анализа художественного произведения

для студентов образовательной профессиональной программы

Специальность: 050300.62 Русский язык и литература

(наименование, шифр)

по очной форме обучения




п/п

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)

Потребность

Примечания




^ Обязательная литература













Модуль №1













Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учеб.пособие. М., 1998.













Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.













Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 2002.













Колпаков А. Ю. Практика анализа художественного произведения. Красноярск, 2007.

4

10







Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000.













^ Дополнительная литература.













Анализ одного стихотворения. Л., 1985

1

3







Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». (Любое издание)

5

5







Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1995.

1

2







Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: «Азбука», 2001. С. 27 – 42.

1

3







Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л.: Советский писатель, 1981.













Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

0

3

В Краевой библиотеке




Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М. – Л., 1972.

1

3







Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

1

3







Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2003. — 352 с.









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (античность)» с другими

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 Филологическое образование Профиль «Иностранный язык и русский как иностранный» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница