Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием»




Скачать 136.94 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Дата публикации27.12.2013
Размер136.94 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по литературе


на тему:


«Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием»


Преподаватель русского языка

и литературы Богданова Ю.А.


  

Цели:

  • образовательные – познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением

  • воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.


Оборудование: аудиозапись “Реквиема” Моцарта,

запись фрагментов из поэмы “Реквием” в исполнении

А. Ахматовой, компьютерная презентация, , раздаточный материал на тему «Особенности поэмы» ,буклеты

^ Методы обучения – метод творческого чтения, эвристический метод.

Тип урока – урок изучения нового материала
Запись на доске:

Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией – от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине «Реквиема».

        К. Паустовский.

                 ^ Словарь (на доске):

Реквием—1.заупокойное католическое богослужение;

2.траурное полифоническое произведение.

                       

Ход урока:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А. Ахматова, 1961г.

1.Организационный момент (подготовить уч-ся к работе на уроке, взаимное приветствие, организация внимания)


План урока
1. Вступление. Слово об Ахматовой

2. Историческая справка (судьба Л.Гумилева)

3. Исторические и литературные параллели.

4. История создания «РЕКВИЕМА»

5. Обоснование выбора названия

6. Чтение начала поэмы.

7. Анализ поэмы (тема, идея, образы, худ. средства)

8. Контроль и самопроверка знаний.

9. Итоги, выводы

2.Вступительное слово учителя.

Анна Ахматова…. Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о «серебряном веке» русской поэзии.

- А какой вы её запомнили? (слайд 2)

(Запомнили её лиричной, несколько экстравагантной,  окутанной загадочной любовной дымкой.

-^ Вспомните, пожалуйста, стихотворение или название сборника, понравившегося вам. («Вечер», «Четки», ;Белая стая», «Подорожник», «Сжала руки под темной вуалью…» и др.)
Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той,  что взяла на себя смелость стать голосом  «стомильонного народа», той, чья материнская скорбь, отлитая в  лаконичные строки, потрясает силой своего страдания    и сегодня.

 ^ Мы будем  читать «РЕКВИЕМ». (слайд 3)

Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль  за судьбу сына.

                                       

В 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:

Рыжий львеночек

С глазами зелеными,

Страшное наследие тебе нести.

Она волновалась не зря…
^ 2. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

Рассказ уч-ся.(слайд 4,5))


В октябре 1935 последовал второй арест. В Ленинграде были арестованы муж Ахматовой Н.Н Пунин и единственный сын Л.Н.Гумилев, студент исторического факультета университета (он родился в 1912 году). Сам Лев Гумилев говорил об этом так: «Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей…В числе арестованных оказался и Н.Н.Пунин, искусствовед, сотрудник Русского Музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину…Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор «преступной группы» - Н.Н.Пунин…Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал»..

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы – Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок  был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.  В 1949 году очередные аресты Н.Н. Пунина и Л,Н, Гумилева. Муж умирает в заключении в 1953 году. Сын-с перерывами на войну и учебу –провел в лагерях пятнадцать лет и вернулся в Ленинград лишь в 1956 году ,уже после смерти Сталина и XX съезда КПСС. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

^ 3. Исторические и литературные параллели

- Вы на уроках истории, безусловно, говорили о  страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937, 38 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.
СООБЩЕНИЕУЧЕНИКА (слайд 6)

 Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте «внутренних эмигрантов», объявленных партией изгоями, числится лишь в «попутчиках», но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд  «Усача» (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста.

Время страха за себя, за своих родных и близких  было для многих временем отчаяния и неверия в  справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе  воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация  многих произведений. Спустя годы появляются «Один День Ивана Денисовича» и «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына, «Софья Петровна» Лидии Чуковской, «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

Рефлексия:

-Над чем ты задумался (сь), прослушав эту информацию?

- Что особенно поразило тебя?
- А сейчас мы приступим к разговору о поэме.

^ 4. История создания «Реквиема»

Сообщение учащегося (слайд 7)

Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце – все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался  «РЕКВИЕМ». Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы – любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в «Реквиеме» поэтом  скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: « Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти». Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать «Реквием», записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: « «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В 1963 году поэма была опубликована за границей, и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

«Реквием» ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: «Да, пришлось этой изящной даме из  «Бродячей Собаки» испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «окаянные дни». Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и  «насмешницей»… Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?»
^ 5. Обоснование выбора названия поэмы (слайд 8)

Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

Беседа.

- Что такое  «реквием»? (в католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: «Вечный покой даруй им, Господи»;  траурное полифоническое произведение).

- Что значит «полифоническое»? (многоголосное). Запомним,  мы еще вернемся к этому термину.

-Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»? (Амадей Моцарт)

-Каких композиторов, написавших «Реквием», вы знаете ещё?

 ( Верди, Берлиоз)
-  Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта – «Лакримозу».

Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
                  ^ ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Беседа.

- Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? ( Это торжественная, грустная, скорбная музыка….)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения).
^ 6. Чтение поэмы

-Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.

        Звучит голос Ахматовой, читающий начало «Реквиема».

(уч-ся читали поэму дома)

^ 7. Анализ произведения

(Слайд 9)

Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Нетрудно подсчитать, что она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына.  Но ведь  предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.

- Как вы думаете, почему? ( Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы)

- Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом  в страшные годы «ежовщины»,  материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти)

- Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? («Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был».) (слайд 10)

- «Вместо предисловия» написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (слайд 11)

   (Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его – это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

- Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

   (Тюремные очереди, «опознал» вместо «узнал», разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

 Термин «полифония» уже прозвучал на уроке. Полифония значит «многоголосие». Многоголосие  «Реквиема» Ахматовой буквально.

 - В чем явно прослеживается многоголосье? ( Во-первых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песни-причитания, некоторые – колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках.)

Во-вторых,  лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.

 ( на доске: )

             лирическая героиня  

           

 ^ Автор   поэмы     Страдающая мать
- Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора.  ( В «Посвящении»  и «Эпилоге»  мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой – матери, безумно страдающей за судьбу сына.)

 - В «Посвящении» Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае «Я» обозначало бы только личное горе, а местоимением «МЫ» поэт подчеркивает общую боль и беду)

-Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (гиперболу: « гнутся горы, не течет великая река»; сравнения: «словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут») (Слайд 12)
Образ матери – центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую.

Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава «Распятие». В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.
^ СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА: (Слайды 13,14,15)

(уч-ся вслух читает 10-ю главу)

Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.

Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой «Requiem» чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме «Requiem» становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини- матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу - упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости. «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

Глава “Распятие”. Эта часть напоминает псалом. Эпиграф взят из церковного песнопения. Это трагедия прощания с Иисусом Христом, но здесь она приобретает символический смысл прощания матери с сыном—будь то Богородица или любая другая женщина, потерявшая ребенка
- Какой показана мать? “Молча стояла...” что страшнее—крики Магдалины или молчание матери? Молчание. Душа матери умерла вместе с сыном, у нее не остается сил ни на что. Смерть души страшнее смерти физической. И с такими умершими душами живут все матери, потерявшие своих детей, пережившие подобные трагедии. Но Богородица знала о грядущем воскресении сына, и все равно страдания ее велики. А у остальных женщин такой надежды не было, поэтому муки их неизмеримо больше.

  • ^ Домашнее задание: Написать мини - сочинение по теме: «Образ матери в поэме А.Ахматовой «Реквием».

Слово учителя :
А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы – теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.

Беседа

-Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (ответы могут быть совершенно разноплановые)

- Память – это важнейшая категория человеческого разума… или души?

-  Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?

- Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда  проваливается в небытие («уже безумие крылом души накрыло половину»), пугается? (она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: «милую прохладу рук», «лип взволнованные тени»)

(слайд16)

- В «Эпилоге» идет явная перекличка с «Памятником» Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: «...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». А где это -  «здесь»? (у тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)

Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал  «РЕКВИЕМ»

А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на -  ней барельеф Ахматовой.( слайд 17, 18)


  • Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Реквием».


  • Придумать и оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием»;


9. Выводы

- А теперь, подводя итоги нашего разговора, назовите особенности поэмы.

(Уч-ся по очереди называют, используя раздаточный материал) (слайд19)
^ Слово учителя:

Арестованный сын – боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

 Для них  соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов…
^ 8.Контроль и самопроверка знаний ( Слайд 20)

Верные – неверные утверждения



Утверждение



Да/ НЕТ

  • ^ Имя сына поэтессы - Николай.







  • Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа.







  • Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора».







  • Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой.







  • Год первой публикации поэмы «Реквием» - 1937.







  • Год первой публикации в России - 1963.







  • Структура «Реквиема» – 10 стихотворений.







.

  • «Реквием» – это заупокойная месса.








Слово учителя:
-Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
9. Итоги урока, выставление оценок

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconКонспект урока по литературе в 11 классе на тему: «Я была тогда с моим народом…»
Цели урока Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconЛирический цикл как идиостилевая константа в творчестве анны ахматовой
Охватывает центральные темы лирики Ахматовой: тему любви, тему родины, тему памяти и тему поэта и поэзии

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Сюжет, композиция, герои...
Цели урока: показать своеобразие сюжета и композиции поэмы М. Ю. Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать...

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconРеферат по литературе на тему: «Философское звучание пейзажной лирики...
Приложение

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconРеквием – горький плач живой моей души по невинно убиенным душам
Реквием – горький плач живой моей души по невинно убиенным душам // Нуров, В. Белокрылые годы мои: избранные стихи, поэмы в двух...

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconУрока
Накомить с жизнью и ранним творчеством А. Ахматовой. Проанализировать раннюю лирику А. Ахматовой из двух сборников «Вечер», «Чётки»,...

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconКонспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе (Программа по литературе под ред. Кутузова) в форме мастерской «Дальнобойное слово «Сказки»...

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconРеферат на тему: «любовная лирика а. Ахматовой»
Первые стихи Анны Ахматовой появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон". Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками...

Конспект урока по литературе на тему: «Трагическое звучание поэмы А. Ахматовой «Реквием» iconКонспект занятия по литературе на тему: «От делать нечего друзья»
Конспект занятия по литературе на тему: «От делать нечего друзья».(Произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница