Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)




Скачать 189.63 Kb.
НазваниеФестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)
Дата публикации27.12.2013
Размер189.63 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Реферат
Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» - 2012

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

Мифологема круга

в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки»

Бычкова Олеся, 17 лет

Алтайский край

г.Барнаул

Россия

Руководитель Умрилова Людмила Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №78» г.Барнаула

Барнаул-2012

Содержание

  1. Введение …….2

  2. Роль символов в нашей жизни: ……………………………………………4

  3. Образ круга в мировой символике .5

  4. Мифологема круга в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки» 7

  5. Мифологема круга в стихотворении Анны Ахматовой «Вечером»…...10

6. Трансформация круга в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки»………………………………………………………………………16

  1. Заключение …….………………………………………………………….19

  2. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20




  1. Введение

Вся наша жизнь представлена цепью случайностей и закономерностей. Часто мы получаем знаки свыше, но не придаем им никакого значения. А вот наши предки свято верили в магическую силу окружающего нас мира. Многое из мировоззрения древности живет и в наши дни в виде примет, обычаев, просто в языке (пословицы, поговорки, фразеологизмы), и порой мы, подсознательно, интуитивно чувствуя эту духовную связь с Прошлым, обращаем внимание на символы в нашей жизни.

Изначально данная работа носила другое название: «Образ кошки в ранней лирике Анны Ахматовой». Но оказалось, что кошка, являясь священным животным во всех культурах мира, тесно связана со многими символами: жизни и смерти, охотника и жертвы, магии, добра и зла…

И сама она – воплощение Вечности: кошка, свернувшаяся клубком, представляет собой круг. А круг, как известно, символ Вечности. Поэтому мы решили остановиться на мифологеме круга. Это многозначный символ, известный с древнейших времен.

Гипотеза: начиная данную работу, мы предположили, что в стихотворениях Анны Ахматовой образ круга может толковаться традиционно, но вместе с этим должны быть другие, авторские толкования образа, а значит, новые смыслы.

Цель: проанализировав стихотворения цикла «Четки», выявить, какими смыслами наполнен образ круга в раннем творчестве Анны Ахматовой.

Задачи:

  • Выявить значение мифологемы круга в мировой культуре;

  • Определить, какими смыслами наполнен этот символ в цикле стихотворений Анны Ахматовой "Четки»;

  • Определить, меняется ли этот образ на протяжении цикла.

Объект исследования: цикл стихотворений Анны Ахматовой «Четки».

Предмет исследования: мифологема круга.

Практическая значимость работы: данное исследование может

использоваться на уроках литературы при изучении творчества Анны Ахматовой, в работе литературного кружка.

  1. ^ Роль символов в нашей жизни

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья распластанная шкурка.

Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело

Растает в марте, хрупкая Снегурка!

Эти строки не стихи поэта-символиста. Точное воспроизведение

действительности, любовь к называнию вещей манифестировало другое поэтическое течение начала ХХ-го века - акмеизм, к цеху поэтов которого принадлежала Анна Ахматова, автор этих строк. Но ЧТО можно прочитать в них, зная язык символов? Облака, летящие в небе - символ быстротечного времени. Легкие облака исчезают незаметно, тают так же, как и время. Белка ­воплощение земного мира в его трехчастном строении: высший (небо) - ­срединный (земля) - низший (преисподняя) миры. Она олицетворение живого, живущего. Распластанная шкурка здесь – знак страдания и жертвы. Снегуркой названа лирическая героиня стихотворения. В фольклорной сказке Снегурочка умирает, полюбив, став земной, настоящей (белка - живой мир). Она приносит себя в жертву глубокому, живому чувству.

Символы очень живучи, верим мы в это или нет. Православный философ Павел Флоренский говорил, что «символика – язык всех народов». Язык символов породил священный язык обрядов, а многие из них живы по сей день. Например, применяя различные орудия труда или оружие, человек наделял их своим нравом, характером. Предмет становился знаком человека, владеющего им, отождествлялся с желаемыми качествами или действиями. Желая сказать о твердости человека, говорили: «Тверд, как кремень». О спорой хозяйке говорили «Вертится, как веретено». Плуг становился символом пахаря, щит знаком обороны ...

Вещи украшались орнаментами и надписями. Это не ради высокого искусства: узор нёс информацию, усиливал свойства предмета, отгонял злых духов, защищал хозяина вещи от возможного вредного влияния.

Символы появились как результат размышления человечества о природе, об устройстве Вселенной, в них заключена тайна бытия. В закодированном виде они несут многие знания, которых нам так не хватает сейчас. Посвященному в тайны символики открыты многие тайны мироздания: ведь ничто в природе не случается просто так. Символы могут пробуждать, направлять и обуздывать могучие эмоции: страх, ненависть, любовь ... Огромную роль играют символы в современной политике и литературе: произведения современных авторов и риторика политических деятелей многое заимствует из ритуальной символики. Символ - это знак, имеющий бесконечное множество значений, так как число контекстов для любого выражения бесконечно.

  1. ^ Образ круга в мировой символике

в "Словаре символов" Н.Жюльен читаем: «Круг - непрерывное развитие мировоззрения. Символика круга имеет тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало. Так же это "ноль" нашей нумерации, обозначающий потенциальные возможности. Круг, как средство защиты, обладает магическим значением и символизирует неопределяемое пространство»1.

Круг - символ вечности. Иногда круг изображается в виде змеи, кусающей себя за хвост. Эта деталь сближает образ круга с образом кольца, которое во всех культурах тоже рассматривалось как символ совершенства и бессмертия. Круг – ­первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства, воплощение гармонии и порядка Космоса.

Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.

Центром круга является точка, которая есть начало всего сущего. Круг - это расширение во всех смыслах, цикличное повторение времен года, жизни и смерти, дня и ночи ... В мировой символике круг представляет небо в противоположность квадрату, воплощающему землю.

В астрологии круг - это символ Солнца, олицетворение его порождающей силы. Идея круга выражается в замкнутых кольцеобразных шествиях (хоровод), ритуалах поклонения Солнцу. Существует поверье, что душа человека является кусочком Солнца и после смерти, если человек жил праведно, возвращается к нему. Солнце также воспринималось как центр мира.

В древней философии гаданий Таро существовала такая схема

построения Вселенной.



Квадрат в этой схеме - четыре стороны света, осязаемый мир, земля. Треугольник - Бог, небо. Точка - душа человека.

С давних времен считается, что каждый человек - Вселенная в миниатюре. Человек способен вместить в свою душу весь мир, познав Бога.

Любой круг начинается из точки, и при уменьшении ею заканчивается. По форме и по значению с кругом соотносятся колесо и кольцо.

В свою очередь кольцо обеспечивает связь между телом и душой, связь, необходимую для выживания человека. Со смертью человека кольца снимались, чтобы дать душе возможность вознестись на небо.

В сказках не случаен образ волшебного кольца, которое защищает героев от опасных влияний, являясь, таким образом, волшебным амулетом. Эту же роль исполняли в жизни людей браслеты, цепочки. В Китае до сих пор распространен обычай дарить новорожденным на 19-й день второго лунного месяца висячие замки счастья в виде обруча из золота или серебра. Такой амулет снабжен застежкой долгой жизни, означающей, что дух долголетия и счастья находится в безопасности.

Во всех культурах был распространен обычай очерчивать святые круги, которые выполняли защитную функцию, оберегая того, кто находится внутри круга.

Круг – символ совершенства, выражающий идею отсутствия начала и конца, символ Вечности. В стихотворениях Анны Ахматовой нашли отражение многие значения этого символа.

  1. ^ Мифологема круга в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки»

Что такое чётки? В Толковом словаре даётся следующее определение: шнурок с бусинами или узелками для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв. Обычно бусины имеют круглую форму, так же, как и узелки, таким образом, можно говорить о том, что образ круга заявлен уже в самом названии цикла.

В цикле «Чётки» этот образ находит своё выражение в следующих образах: солнце, луна, глаза (очи).

В стихотворении «Смятение» уже в самом начале эти образы смешиваются воедино:

^ Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи

Для лирической героини глаза возлюбленного становятся солнцем, без которого нет тепла и света. Весь смысл жизни сконцентрирован для неё в этих взглядах. Вот только свет этот - «жгучий», т. е. «такой, который жжёт, вызывает ощущение жжения». Героиня остро переживает присутствие рядом любимого (но не любящего) человека, потому и испытывает смятение ­«паническую растерянность, тревогу», потому ей «душно», она задыхается в замкнутом пространстве (круг - это замкнутое пространство), из которого нет выхода. Слово «душно» или близкие ему по значению встречается и в других стихотворениях цикла.

^ Он предал тебя тоске и удушью

Отравительницы-любви. («Отрывок»)
Не гони меня туда,

Где под душным сводом моста

Стынет грязная вода. (« Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь ... »)
Томилось сердце, не зная даже

^ Причины горя своего. («Прогулка»)

Солнце комнату наполнило

Пылью желтой и сквозной. («8 ноября 1913 года»)

Вот уж сердце моё осторожней

Замирает, и больно вздохнуть. (« Вижу выцветший флаг над таможней...»)

Таким образом, образ круга напрямую связан с чувством безответной любви, которое испытывает героиня. Любовь, словно петля (тоже круг), образ которой появится в нескольких стихотворениях:

^ И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице. (« Смятение»)

Я не знала, как хрупко горло

Под синим воротником. («Высокие своды костёла ... »)

Как уже говорилось, круг - символ вечности. Любовь помогает человеку прикоснуться к тайнам Вселенной, стать сопричастным Вечности:

^ И загадочных древних ликов

На меня поглядели очи ... («Смятение»)

Все времена соединились: нет ни прошлого, ни будущего, всё сейчас существует в настоящем, героиня вне Истории, она посвящена в тайны бытия. В этот миг для неё соединились «десять лет замираний и криков, все ... бессонные ночи». А для её возлюбленного это только правила этикета: он и подошёл-то к ней, потому что так «велит простая учтивость». Он всё делает «полуласково, полулениво».

Число десять в этом стихотворении возникает совсем не случайно. В учении пифагорейцев каждое число обладает определенными свойствами. 10 рассматривалось как источник четырёх стихий: огонь, земля, вода и воздух. Они олицетворяли собой созидательные силы Вселенной. 10 - это декада. Образующий декаду ряд цифр – это не просто числовая последовательность. Сумма каждой триады в этом ряду равна 6: 1+2+3=6; 4+5+6=15 (1+5)=6; 7+8+9=24 (2+4)=6; 10 завершает ряд и воплощает всё в себе:6+6+6+10=28 (2+8)=10. Если сложить все числа ряда, мы опять получаем 10: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55; (5+5)=10. Таким образом, 10 - это совершенное число, совершеннейшее из всех. Если сложить составляющие 10 (1+0), мы получим 1 - первотолчок, первопричину, главное число в Едином. Итак, как видно, в десятилетии для героини воплотилась не только вся ее жизнь, в нем ­вся Вечность, которую она «вложила в тихое слово и сказала его – напрасно». Вроде бы, обычная, ничем не примечательная ситуация, но для молодой женщины – это катастрофа, крушение её мира, её прежней жизни, после которого - пустота:

^ Отошёл ты, и стало снова

На душе и пусто, и ясно.

Последнее слово даёт надежду на новое сотворение мира, поэтому, думается, что о полном трагизме говорить всё же не следует. Ведь Вселенная вечна, и круг – символ этой Вечности.

  1. ^ Мифологема круга в стихотворении Анны Ахматовой «Вечером»

В стихотворении Анны Ахматовой "Вечером" образ круга можно назвать одним из первостепенных. Он помогает осознать и понять содержание стихотворения. Само произведение имеет кольцевую композицию и представляет собой замкнутый круг:

^ ... Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем
А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом ...

Достаточно посмотреть на первые и последние строки стихотворения, чтобы понять, что музыка, выражающая противоречивые чувства лирической героини, словно очерчивает магический круг, создавая особый мир, в котором живут только Он, Она и скрипки. Инструмент выбран не случайно: скрипка в мировой мифологии - символ женского голоса, души. Плач скрипки выражает всю бурю эмоций, царствующих в душе героини стихотворения, эмоций, которых словами не выразить: радость, надежду, счастье, и вместе с тем скорбь, трагедию, чувство потери, безответной любви.

Не случайно выбрано и место действия - сад. Это ограниченное пространство, хотя и не обязательно круглой формы. Садовая ограда, выделяя его в пространстве, делает его «миром в мире». Сад - символ творческой свободы духа, образ иного, символического бытия. Включая в себя всю полноту природы, он представляет согласие природы и человека. Примечательно, что согласно китайской философии, в саду происходит «прозрение великого через созерцание малого». Именно это и происходит с лирической героиней стихотворения, она уже знает, что счастливой любви не будет, и скорбит об этом. Поэтому и музыка звучит «таким невыразимым горем».

Образ круга встречается почти в каждой строке стихотворения:

^ Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду ...

Наиболее интересным мне кажется слово "остро". Достаточно посмотреть на его строение, чтобы понять, что оно само представляет круг, начинаясь и оканчиваясь округлой буквой. Судите сами: О - круг, С - полукруг, Т - крест (священный знак Солнца), Р - круг, О - круг. С незапамятных времён знаком Солнца был крест, заключённый в круг:

В "Толковом словаре" оно разъясняется так:

1. ^ Имеющий хорошо колющий или хорошо режущий конец - лирическая героиня боится уколоться о свою любовь, ей уже больно, потому что человек, который ей дорог, не скрывает своего равнодушия.

2. ^ Хорошо изощренный - наверное, это значение можно отнести к герою стихотворения: возлюбленный героини знает, как вести себя с женщиной. Обольстив ее, он сам при этом словно остается в стороне. Для него это не более, чем приключение, увлечение.

3. ^ Сильно действующий на органы чувств - устрица – афродизиак. Это блюдо выбрано не случайно. Оно создает романтическую обстановку, показывает, как важна для лирической героини эта встреча. Но «устрицы во льду» - лед словно символ сердечного состояния героя, его равнодушия. Ему не понять ту бурю, что царит в душе героини. Устрицы пахнут морем. Море - символ стихии, не подвластной человеку. Лирическая героиня ничего не может сделать с нахлынувшими на нее чувствами, ей остается только подчиниться и принять то, что ее ожидает.

4. ^ С большим количеством пряностей - каждая специя имеет свое значение. Она может помочь в определенной ситуации. И здесь героиня хочет чем - то заглушить запах устриц, но не может найти "пряность" для своей ситуации.

5. ^ Суживающийся к концу - как тут не вспомнить философию Таро:

сейчас героиня воспринимает окружающий мир сквозь призму своего чувства.



И здесь квадрат - окружающий мир; точка - душа героини, но вот Богом для нее становится Любовь. Именно через любовь лирическая героиня сейчас воспринимает Вселенную.

6. Напряжённо - лирическая героиня не знает, как ей поступить в её случае, и поэтому она сильно напряжена. Близкими по значению этому слову являются "острый", "остриё". Употребив только одно лишь слово, Анна Ахматова открыла нам всю гамму чувств и переживаний лирической героини.

В этой строке так же встречаем слово "свежо".

В "Толковом словаре" оно разъяснено так:

1. ^ Недавно или только что полученный - героиня влюблена, и для неё это чувство ново, потому что когда человек влюбляется, для него это всегда «как в первый раз».

2. ^ Чистый, ничем не загрязнённый - героиня ещё молода, ее чувство свежо, и поэтому так же чиста и свежа её душа. К тому же любовь не зря называют чувством, очищающим сердце и разум, возвышающим человека над суетными реалиями быта и бытия.

3. ^ Холодный, прохладный - возлюбленный относится к литературной героине холодно, и как будто не испытывает к ней сильных чувств.

4. Не потерявший силы - как бы ни была сильна боль лирической героини, её любовь по-прежнему сильна.

5. ^ Не использованный - ещё расцветающий, не увядший образ героини.

В этой же строфе мы так же встречаем образ блюда. В народных сказках, чтобы узнать судьбу, персонажи пускают по блюду яблоко. Яблоко - предмет, очерчивающий защитный круг (кстати, само оно тоже круг). В этом произведении «на блюде устрицы во льду»: вечность для лирической героини заключена сейчас в ее любви. Прошлое, настоящее, будущее - все слилось в одном событии - свидании с любимым. Но Он коснулся ее платья и возникло ощущение женской трагедии:

^ Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

В произведении ярко выражена неразрывная связь двух

совершенно противоположных друг другу образов. Также чувствуется бесконечное, жизненное движение героев друг к другу. Друг без друга они ничего не значат. Они - две половинки одного целого - круга. Она не представляет своей жизни без Него. Можно сказать, что для героини закончится жизнь, если от неё уйдёт любимый.

Объятия - кольцо, священное для лирической героини, но трагедия в том, что круг разорван. Нет гармонии, нет единого целого: Он сам по себе.

^ .. . Лишь смех в глазах его спокойых

Под лёгким золотом ресниц

Глаза – зеркало души. В Его душе - лишь смех. Смотреть прямо в глаза – ­символ чистосердечности и открытости, но также и символ испытания. Герой словно испытывает героиню, тем самым мучая ее. Глаза, обрамлённые золотыми ресницами, словно символизируют солнце. Солнце – символ вечной жизни. Оно - символ тепла, света, без которых невозможна жизнь. Солнце порождает всё живое на земле. В мифологии наших предков бог Солнца, Ярило, - был одним из главных божеств. Для героини стихотворения божеством становится любимый, но он не согреет ее светом своей любви, в нем этого чувства нет.

^ Так гладят кошек или nтиц,

Так на наездниц смотрят стройных ...

Глаза кошки, в которых отображается жертва, так же имеют форму крута. По своей природе кот - ХИЩНИК, охотник. Издревле он считается независимым, мудрым, ловким и находчивым животным. Некоторые приписывают ему магические силы. В волшебных сказках кот олицетворяет сметливость, используя ложь и притворство.

Здесь "хищник"(кот) - он, а "жертва"(птица) - она. "Жертва" понимает, что она в руках возлюбленного, она в его власти и он может причинить ей боль, выпустив из бархатных подушечек на лапках свои когти. В мифологии древних славян мы встречаемся с образом Кота Баюна (от глагола баять - «говорить», «рассказывать»). Этот персонаж был силен тем, что его сказки, наделенные магической силой, могли насмерть поражать его врагов.

Возлюбленный героини, подобно этому мифическому персонажу, завлекает ее в свои сети, "хищник" играет со своей "жертвой", как кот с мышью (птицей), перед тем как съесть. Со стороны возлюбленного чувствуется только игра. Он не способен на серьёзные чувства, но вопреки всему, она ждёт и верит, что в нём "проснётся" любовь. Потому и слышит в скорбных голосах скрипок: «Благослови же небеса, ты первый раз одна с любимым». Вот только голоса эти «поют за стелющимся дымом». Откуда этот дым?

С одной стороны, это завеса тайны над будущим, ведь ничто не может быть известно наперед, чудеса иногда случаются. И надежда жива. С другой стороны, дым - пелена, которая отделяет двоих от всего остального мира. А может, это просто слезы, застилающие глаза молодой женщины? Композитор А. Серов сказал: "Если бы все, что происходит в душе человека, можно было выразить словами, музыки не было бы на свете». Плач скрипки нашел отражение в плаче души лирической героини стихотворения, переполненной величайшим счастьем и величайшей трагедией. В нескольких строфах своего стихотворения Анна Ахматова сумела показать целую жизнь своей героини.

В лирике Анны Ахматовой меня, прежде всего, привлекает ее необычное умение из простого и обыденного создать прекрасное. Обыкновенная бытовая деталь обрастает многими смыслами, сама становится символом. В данном стихотворении таким символом стали «на блюде устрицы во льду». Всего одна строчка, одно слово «остро» (пахли устрицы) сумели передать основное переживание стихотворения, трагедию лирической героини.

Это стихотворение, как и многие в лирике поэтессы, напоминает незаконченный роман. Нам показан всего один фрагмент, но исходя из него, мы можем догадаться о том, что уже было, и о том, что еще только должно произойти. Я в этом стихотворении почувствовала великую мудрость жизненной философии: нужно уметь ценить каждый прожитый миг, наслаждаться тем, что жизнь преподносит нам сейчас, сию минуту. Пусть голоса скрипок «скорбные», лирическая героиня сумела услышать главное: «Благослови же небеса: Ты первый раз одна с любимым». И не важно, что случится потом, главное - это здесь и сейчас. Наверное, стоит прислушаться и уметь принимать с достоинством то, что дано.

  1. ^ Трансформация образа круга в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки»

Символика круга имеет тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало. В стихотворениях Анны Ахматовой круг имеет то же значение. Круговорот жизни - состояние человека, которое переживает лирическая героиня в цикле стихотворений Анны Ахматовой "Чётки". Временной цикл - чувства, которые переживает героиня на протяжении своей жизни, наполненной разочарованиями в любви. Божественное начало - состояние природы, передающее чувства и состояние человека, потому что от состояния окружающей природы зависит душевное состояние лирической героини.

В древней философии гаданий Таро существовала такая схема построения Вселенной:

  • квадрат - четыре стороны света, земля;

  • треугольник - Бог, небо;

  • точка - душа человека.

В стихотворениях Анны Ахматовой эта схема, как нам кажется, обретает иное значение:

  • квадрат - ограниченное пространство, которое не позволяет лирической героине обрести покой и забыть о своих проблемах;

  • треугольник: его грани – лирическая героиня, любимый, но не любящий ее мужчина, и Мечта, которой Она живёт;

  • точка - душа лирической героини.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в цикле стихотворений Анны Ахматовой "Чётки" образ круга трансформируется, приобретая разнообразные формы. Например:

^ 1) Безветрен вечер и грустью скован

Под сводом облачных небес ... («Прогулка»)
Не гони меня туда,

Где под душным сводом моста

Стынет грязная вода ... («Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь ... »)
Высокие своды костела

Синей, чем небесная твердь... (<<Высокие своды костела ... »)
Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда ... («Стихи о Петербурге»)
В камине гаснет пламя,

Томя, трещит сверчок... («И на ступеньки встретить ... »)
В этих стихотворениях круг приобретает форму свода.

2) ^ Навсегда забиты окошки:

Что там, изморозь или гроза? («Все мы бражники здесь, блудницы ... »)
Не поцелуемся мы утром рано,

А к вечеру не поглядим в окно ... («Не будем пить из одного стакана ... »)
От подушки приподняться нету силы,

А на окнах частые решетки… (« Ты пришёл меня утешить, милый ... »)
Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,

^ Раскрывши окно, сказал:

"Голос знакомый, а слов не пойму" ... (« Углём наметил на левом боку ... »)
18

Во дворце горят окошки,

Тишиной удалены ... («Знаю, знаю - снова лыжи ... »)
И густо плющ темно-зеленый

Завил широкое окно... («Потертый коврик под иконой ... »)
И у окна белеют пяльцы... («Потертый коврик под иконой ... »)
Все как раньше: в окна столовой

Бьется мелкий метельный снег... («Гость»)
Тихий дом мой пусть и неприветлив,

Он на лес глядит одним окном... («Здесь все то же, то же, что и

прежде ... »)
Как будто завтра нужны будут косы,

В окно гляжу я, больше не грустя ... («Вечерние часы перед столом ... »)
Тихо в комнате просторной.

^ А за окнами мороз ... («Александру Блоку»)
Оттого и оснеженная

Даль за окнами тепла ... («8 ноября 1913 года»)
Мне не надо ожиданий

У постылого окна ... («Стихи о Петербурге»)

В этих стихотворения цикла "Чётки" круг, трансформируясь, превращается в окно, которое имеет форму прямоугольника.
Конечно, это заявление может показаться странным и спорным, но, на наш взгляд, все эти образы, представляя собой замкнутое пространство, сближены семантикой и вполне вписываются в существующую схему: точка, представляя собой круг и являясь воплощением души лирической героини, способна менять форму и размер, разрастаясь до масштабов Вселенной. Ведь для лирической героини ранней Ахматовой Вселенная – это Любовь.

  1. Заключение

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы можем говорить о том, что круг является основным структурно образующим компонентом всего цикла стихотворений. Этот образ очень многозначен, более того он способен менять форму переходя из одного стихотворения в другое, таким образом приобретая новые значения.

Анна Ахматова в своей трактовке образа круга обращается как к привычным, принятым в мировой культуре значениям этого символа, так и вносит своё, авторское, понимание в этот образ.

Каждое стихотворение цикла - это молитва (вспомним о названии цикла), с которой героиня обращается к высшим силам или возлюбленному. Ведь любовь для неё - это Бог, это сама жизнь, которая не может закончиться. Весь цикл, несмотря на трагичность, наполнен мотивами жизнелюбия.

На наш взгляд, особняком стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...», наполненное философским осмыслением жизни. Смысл жизни можно найти в том, чтобы просто «смотреть на небо и молиться Богу», благодаря мироздание за каждый прожитый миг. Ведь жизнь «тленная и прекрасная», и она так коротка.

Список литературы

1. Ахматова А. Избранное. М., Просвещение, 1993

2. Жюльен Н. Словарь символов. Урал. Л.Т.Д.,2000

3. Мирошниченко О. Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007

4. Толковый словарь русского языка в 4-х т.т. 1988-1992

5. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., Издательство «Торсинг», 2001

1 Жюльен Н. Словарь символов. Урал. Л.Т.Д.,2000 с.172



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)
Посвящается Серебряковой Инне Васильевне (1923-2001). Ветерану вов, Заслуженному врачу масср

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Поэзия (от 14 до 16 лет)

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» Поэзия (от 7 до 9 лет) Стихотворение

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звёзды Нового Века» 2012 Художественная...
В сверкающем разноцветными огоньками зале, звучала весёлая музыка, слышался звонкий, детский смех и от этого снеговику становилось...

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Публицистика (14 16 лет)
Гурьевска. С николаем Никифоровичем мы много путешествовали. Бывали на встречах во Дворце культуры г. Калининграда, на открытии калининградского...

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Математика и поэзия сестры. Может быть, это даже две ветви одной науки. И в поэзии есть неподкупная точность «хладного циркуля»,...

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) iconФестиваль «Минута славы!»
...

Фестиваль детского творчества «Звезды нашего века» 2012 Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет) icon26 апреля в районном доме культуры с. Засопка прошел районный фестиваль...
Засопка прошел районный фестиваль детского творчества «Радуга талантов». Свои таланты продемонстрировали более 400 детей в возрасте...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница