М. Ю. Лермонтов. «Бородино»




Скачать 49.91 Kb.
НазваниеМ. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Дата публикации25.12.2013
Размер49.91 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Цели урока: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования.

Ход урока.

Информации для учителя.

Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, зашиты Отечества, связи поколений волнуют современных подростков.

Развязка в стихотворении очевидна. Кого стали считать бойцы? Уцелевших? Погибших? В некоторых классах по этому поводу возникают споры. Главное, чтобы ученикам стало ясно, что погибших было много, и что герои победы тоже были достаточно многочисленны. Учителю приносит удовлетворение то, что у учеников уже сформировалась способность чувствовать финал яркого лироэпического произведения.

В композиции этого произведения есть моменты, на которые обратим внимание. Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата почти полностью повторяются? Что в них изменено? Как это объяснить?

— Да, были люди в наше время, ^ Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля... Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя,

Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Кроме выделенных строк можно обратить внимание и на то, что в пятой строке первой строфы — многоточие, в последней — точка. Особенно важно и противопоставление поколений: нынешнее и могучее, лихое племя. Сам Лермонтов — именно из «нынешнего» поколения. Подумаем, почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: «Богатыри — не вы!»

Однако учеников больше интересуют «схватки боевые», о которых тактично рассказал старый солдат

^ 1. Вступительная беседа.

Цель ее - приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их мания к восприятию содержания изучаемого произведения.

Как вы думаете, чем может гордиться человек?

А бывает ли, ни ваш взгляд, когда что-то является
поводом для гордости всего народа?

Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях.

Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой урока Бородинском сражении 1812 том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.

^ II. Знакомство с автором

Организуя этот этап урока, учитель должен помочь учащимся понять, почему волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается к этому событию. Говоря в доступной форме о трагедии лермонтовского поколения, учитель подведёт к пониманию дальнейшем чтении стихотворения) строк: «Да, были люди в наше не то, что нынешнее племя...»

^ III. Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Рос сию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французские войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Моей громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии и считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Рус солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Мне из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раз роли друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе дали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой МО вон, втаскивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском...»

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранило ко более? тыс. человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек). Победить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный... год, в который ... поразили вы лютого и сильного врага ... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».

^ IV. Словарная работа.

Большинство военных терминов первой четверти XIX века (редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны) объяснены в учебных хрестоматиях. Можно некоторые из них соотнести со зрительными впечатлениями, с помощью подготовленных к уроку репродукций.

^ V. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

^ VI. Особенности организации текста стихотворения.

  • В чём особенность построения стихотворения?
    (Диалог и монолог).

  • Кто участвует в разговоре?

  • Напомним понятие строфы, как сочетания стихотворных строк, образующих единство. ~ Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? ~ Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать?

  • Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

  • Какова тема прочитанного нами стихотворения ?

  • Что заставляет старого солдата обратиться воспоминаниям?

Перечитывая слова молодого человека, заметим, что они как одно вопросительное и два восклицательных предложения. Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, была сдана Москва. Непросто выслушивать этот скрытый упрёк ветерана

- ^ С чего начинает солдат свой ответ ?

Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, и сравнивает их с «нынешнем племенем», подтвердить свой ответ, обращается к картинам прошлого...

^ V. Герои стихотворения - герои Бородина.

Беседа по вопросам.

  • Хотя Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика,

  • как вы себе его представляете?

  • От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

  • Что мы узнаём об однополчанах старого артиллериста? Как
    они проявляют себя до и во время боя ?

  • Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах
    (см. 2 и!4) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок стихотворения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» icon5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Цели: познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”, обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные...

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconМихаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский поэт. Автор романтической драмы "Маскарад", знаменитых стихотворений "Бородино", "Смерть...

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» iconУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница