Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В.




Скачать 348.79 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В.
страница1/3
Дата публикации24.12.2013
Размер348.79 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основная задача обучения в 6 классе - позна­комить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систе­матическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, ме­тодика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оцен­ки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных

пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к ра­боте с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;



  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Данная рабочая программа является адаптированной.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

*авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

*основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литерату­ры (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (началь­ные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произве­дения; автобиогра­фичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

*сопоставлять элементы художественных си­стем разных авторов и определять их художе­ственное своеобразие;

*сопоставлять сюжеты и характеры героев раз­ных авторов и определять их художественное своеобразие;

*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

*видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного про­изведения;

*сопоставлять эпизод книги с его интерпрета­цией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

*сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с из­менением лица рассказчика и др.);

*писать творческие работы, связанные с ана­лизом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

*отличать стихи от прозы, пользуясь сведения­ми о стихосложении.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

^ Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Устное народное творчество - 3 часа.

Древнерусская литература - 1 час.

Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 30 часов.

Произведения русских писателей XX века -19 часов.

Из зарубежной литературы - 9 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.




п\п

Тема

урока

Кол-во

часов

УУД

Контроль

усвоения

Домашнее задание

Календарные сроки





















I

Введение

1













1

В дорогу зовущие, или литература открывает мир

1

^ Знать о роли книги в жизни человека; уметь использовать читательский опыт

Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос

Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни»




II

Устное народное творчество

3













2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

^ Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; уметь различать фольклорные произведения

Вопросы

Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях




3

«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки

1

^ Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности; уметь различать «малые формы фольклора»

Подобрать синонимы к пословицам

С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок




4

РР В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник

1

ИКТ

Уметь использовать высказывания УНТ в своей речи

Конкурс рисунков и рассказов







III

Древнерусская литература

1













5

Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»

1

^ Знать определение понятий; уметь понимать значение летописи в формировании всей русской литературы

Выразительное чтение отрывка; письменный ответ на вопрос

С.22-24 выразительно читать, вопрос 3




IV

Произведения русских писателей XVIII века

2













6

Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха»

1

^ Знать жанр басни; творчество И.И.Дмитриева; уметь использовать знания о басне

Выразительное чтение; вопросы

С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать




7

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

1

ИКТ

^ Знать творчество И.А.Крылова; историю и сюжет басен; уметь выразительно читать

Выразительное чтение, вопросы

С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ




V

Произведения русских писателей XIX века

10













8

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

1

Знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвящённого лицейскому другу, его художественные особенности; уметь анализировать

Вопросы, выразительное чтение

С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть




9

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

^ Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; уметь понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения

Вопросы, выразительное чтение

С.54 – наизусть




10

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе

1

ИКТ

^ Знать, какие художественные средства использует поэт; уметь находить в тексте

Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения

С.56 – наизусть ; с.57 вопр. 2 определение выучить




11

Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

1

ИКТ

^ Знать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в стихотворении

Вопросы, выразительное чтение

Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения…». Дать ответ на этот вопрос




12

РР Двусложные размеры стиха

1

ИКТ

^ Знать определение понятий: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»;

Уметь определять размер

Задания

Найти примеры стихотворений (по одному), написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора.

Прочитать 1 – 4 главы романа «Дубровский».

Индивидуально: подготовить рассказ об истории создания романа




13

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров

1

ИКТ

^ Знать историю создания романа;

Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев

Анализ текста

Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском»




14

Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

ИКТ

^ Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, уметь объяснять его роль в романе

Вопросы; анализ текста

Прочитать главы 12 – 19

Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование




15

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

ИКТ

^ Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя

Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту

Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»




16

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

ИКТ

^ Знать определение понятий «сюжет», «композиция»; уметь использовать

Вопросы

Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского




17

РР Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский»)

1

^ Знать содержание романа, уметь последовательно раскрыть темы

Сочинение – сравнительная характеристика

Дописать сочинение; подготовиться к вн. чтению: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка»)




























Произведения русских писателей XIX века

14













1(18)

Внеклассное чтение

А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка»)

1

ИКТ

^ Знать сюжет и героев повести А.С.Пушкина; уметь сопоставлять

Вопросы, анализ текста, пересказ эпизодов

Инд.: подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове




2(19)

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

1

ИКТ

^ Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи»; уметь анализировать материал

Вопросы, выразительное чтение

С.153-157 – чит., вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть;




3(20)

Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

^ Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет

Вопросы, выразительное чтение

С.159-160 – чит.; с.160-162 – выр.чит.; вопросы 1-4




4(21)

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс»

1

^ Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.;

Понимать настроение стихотворений

Анализ стихотворений

Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5;

С.165-166, вопр.1





5(22)

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

ИКТ

^ Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника»; уметь составлять литературный портрет

Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков

Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»




6(23)

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

1

^ Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; уметь анализировать текст

Анализ текста

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:

  1. «Был прекрасный июльский день…» до «…затеплится на нём вечерняя звезда»



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной...
Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе в 11 классе Количество часов 3 часа в неделю (102 часа)
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена на основе федерального...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена на основе федерального...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29....
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. iconРабочая программа по литературе 6 класса к учебнику В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной и др



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница