Критическое исследование литературы




НазваниеКритическое исследование литературы
Дата публикации20.06.2013
Размер105 Kb.
ТипИсследование
www.lit-yaz.ru > Литература > Исследование
Критическое исследование литературы

1Общие положения:

  • Если бы медицина не развивалась, тогда не была бы необходимость в критическом взгляде.

  • Но:

  • -количество медицинских газет:>200 000, трудно оценить вследствие их исчезновения/появления, более 36 600 включительно PubMed; более 7000 ISI

  • -количество медицинских статьей, растет еще быстрее

  • PubMed is a service of the U.S. National Library of Medicine that includes over 18 million citations from MEDLINE and other life science journals for biomedical articles back to 1948.

Фармацевт должен постоянно развиваться, получать новые знания – «обновляться»

  • Знания:

    • противоречия для определенного отрезка времени/избыток информации,

    • поиск по ключевым словам в определенной области:

Пример: Рак простаты – 78298 ст.янв.2009/ по сравнению с 64342 в 2008 / 82966 до 30.11.09

Prostate cancer therapy (терапия рака простаты) – 42189 ст. янв.2009 / по сравнению с 35562 в 2008

  • Типы публикаций:

    • журналы с peer review (оценка эксперта),

    • публицистические журналы – пр., Revue du practicien, Concours medical(статьи заказанные и оплаченные),

    • информационные журналы Quotidien du médecin, Impact médecin (в интересах только высокий уровень продаж (тираж) журнала и подвержен влиянию его владельцев, спонсоров)

  • Отсутствие знаний об основных принципах критического быстрого чтения (мышления) находится в прямой зависимости от типа журналов, которые чаще появляются в сети интернет

  • Расширение границ критического чтения:

    • Пример, во Франции: введение экзамена критического мышления в 2000 в государственные экзамены (приравнивается резиденциату)

    • На основе метода, предложенного Университетом ^ McMaster (Users guide to the medical literature, A manual for evidence –based clinical practice, JAMA Press 2002)

Цель критического мышления (чтения): «Сформировать фармацевта, врачей, пациентов, способных объективно и критически воспринимать специализированную литературу, которая является научным результатом, что им позволит разумно использовать эти результаты в своей фармацевтической и медицинской практике»

Принципы:

  1. постановка некоторых вопросов, на которые исследование может дать ответы,

  2. поиск доказательств в медицинской литературе,

  3. анализ критической литературы,

  4. практическое применение полученных результатов для пользы пациента

2. Фармацевт должен обладать и применять критическое мышление (чтение): «пользователи»:

  1. члены комитета (журналы peer review ),

  2. читатели: вы, я – фармацевт или врач практикант, исследователь, студент на фармацевтическом или медицинском факультете

Задачи общие/ раздельные.

  • Общие:

    • быстро прочитать, чтоб потратить меньше времени,

    • выбрать самое важное.

  • Раздельные:

  • Чтение углубленное (А)/ чтение быстрое (поверхностное)- (В)

  • А: для проверки оригинальности (является ли первоисточником) и достоверности данных

3 peer review (критическое чтение с точки зрения редактора журнала, в которой публикуем)

PEER REVIEW пример:

Работа содержит новые оригинальные идеи, элементы?

Предоставляет необходимую информацию по вышеперечисленному предмету?

Существуют ли похожие работы, опубликованные за последние 5 лет?

НАЗВАНИЕ должно отражать содержание работы

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – являются ли точными и адекватными?

РЕЗЮМЕ - соответствует ли стандартной структуре, является ли кратким и ясным?

МАТЕРИАЛЫ/МЕТОДЫ – представлены и объяснены в тексте?

РЕЗУЛЬТАТЫ – являются ли точными и адекватно обработанными статистически? Подтверждают ли сформулированную гипотезу?

ОБСУЖДЕНИЯ – результаты обсуждаются в соответствующем порядке, в соответствии с опубликованными работами других авторов?

ВЫВОДЫ – подтверждаются ли полученными данными?

Библиографические ссылки являются правильными, точными, современными?

Работа является слишком объемной или маленькой?

Работа является понятной и систематизированной?

Редактирование работы является точным и правильным?

Является ли иконография уместной, понятной и зависит ли от смысла в текста?

Учитываются ли этические нормы, исследование соблюдает правила этического комитета?

4.Критическое чтение (мышление) с точки зрения читателя:

  • Цели

  • Правила

  • Вопросы

  • Чтение критическое по заглавиям:

    • ^ ЧТЕНИЕ БЫСТРОЕ

    • ЧТЕНИЕ ДЕТАЛЬНОЕ

ЦЕЛИ:

Цели критического чтения для читателя:

  • техническое обучение быстрому чтению

    • Не читать то, что не является полезным для вашей деятельности или то, что содержит неправильную методологию

    • Научиться искать нужную информацию в статье

  • Критическое чтение основывается на фундаментальных знаниях методологии:

    • рандомизация, статистические методы, показатели дисперсии

  • Использование данных для решения клинических случаев

  • Сопоставление врачом/ исследователем/ студентом большого количества идей и ответов для определенной исследовательской проблемы. Принятие решения в сомнительных ситуациях.

  • Объяснение идеи пациенту

ПРАВИЛА: Критическое чтение медицинской статьи основывается на 6 правилах:

  1. Знать, что хочешь/ и что надо читать

  2. Не будь ослеплен известностью и его престижностью журнала

  3. Не будь ослеплен известностью и престижностью автора

  4. Помнить об основных правилах быстрого чтения, чтоб отбросить ненужное

  5. Умение применить сеточное (решеточное) чтение

  6. Иметь представление о клинической эпидемиологии

ВОПРОСЫ: 5 вопросов, которые надо поставить (практическое значение):

  1. Существует ли статья, которая уже опубликовала оригинальное исследование или review?

  2. Что является целью и вопросом исследования (рабочая гипотеза)

  3. Проверена ли методология?

  4. Каковы результаты?

  5. Какую пользу можно извлечь из полученных результатов для пациентов?

Критическое чтение по заглавиям:

  1. ^ ЧТЕНИЕ БЫСТРОЕ

  2. ЧТЕНИЕ ДЕТАЛЬНОЕ

ОПРЕДЕЛИТЬ:

  1. Цель медицинской статьи: оценка препарата, диагностических процессов, лечения, оценка прогноза, эпидемиологическое анкетирование

  2. «Вопрос», на который авторы предлагают ответ (рабочая гипотеза)

^ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ (МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ)

  1. Определить характеристики (параметры) изучаемой популяции (генеральной совокупности) и популяции, к которой могут быть применены выводы данного исследования.

  2. Анализировать способы отбора пациентов, методов анализа, критериев включения и исключения.

  3. Определить технику рандомизации и установить связь.

  4. Оценить возможности сравнения двух серий (веществ), предназначенных для исследования (серия для сравнения/ исследуемая серия).

  5. Обсудить изучаемую разработку групп пациентов в зависимости от числа включенных пациентов.

b)Методы.

  1. Убедитесь, что выбранный метод является последовательным, логичным, соответствует цели работы и может ответить на вопрос, поставленный в начале исследования.

  2. Определить, являются ли методы статистического анализа приемлемыми и достаточными для данного исследования и данного числа групп людей, участвующих в исследовании.

  3. Проверить соблюдение правил медицинской этики

^ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Анализировать презентацию, точность и ясность используемых таблиц и рисунков, их согласованность с текстом, последовательность и значимость.

  2. Статистический анализ: проверка наличия параметров дисперсии, которая позволяет оценить вариабильность (изменчивость) данных

^ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБСУЖДЕНИЙ И ВЫВОДОВ

  1. Природа и точность судейских критериев для оценки результатов.

  2. Критерии переменные, представленные в работе, и которые еще могут быть добавлены.

  3. Логика изложения и уровень структурирования. Определить какую роль сыграли литературные данные на результаты исследования. Каково личное мнение автора.

  4. Статистическая значимость результатов.

  5. Клиническая важность результатов.

  6. Насколько результаты подтверждают первоначальную гипотезу.

  7. Насколько выводы подтверждены полученными результатами.



  1. Критическое чтение в зависимости от типа статьи:

    • Статьи оригинальные

    • Статьи смешанные

    • Издательские, мнение, переписка



  1. Основные правила критического чтения для оригинальной статьи

Структура оригинальной статьи :

  • Введение

  • Материалы и методы

  • Результаты

  • Обсуждения

  • Библиография (литература)

Название – является кратким, ясным, описывает главную тему статьи

  • Изучаемый фактор (что было изучено)

  • Судейские критерии оценки

  • Экспериментальная часть

  • Изучаемая популяция

Пример:

Опубликованная версия: «Стратегия обнаружения вируса гепатита С в семейной медицине: результаты двуцентрового рандомизированного исследования »

Предлагаемая версия: «Распространение гепатита С: рандомизированное исследование по данным от 184 семейных врачей из Доубс и Иль – де - Франс»

Резюме:

  • Цели и объект:

    • Вступительное слово о теме исследования

    • Цель научного исследования

  • Материалы и методы:

  • План эксперимента

  • Место

  • Популяция

  • Вмешательство

  • Критерии оценки

  • Результаты

  • Выводы

Пример:

Penicillin for acute sore throat in children: Randomised, double blind trial

The Journal of Pediatrics, Volume 145, Issue 1, Pages 136-137
P. Little

OBJECTIVE: To assess the effectiveness of penicillin for three days and treatment for seven days compared with placebo in resolving symptoms in children with sore throat. DESIGN: Randomised, double blind, placebo controlled trial. SETTING: 43 family practices in the Netherlands. PARTICIPANTS: 156 children aged 4-15 who had a sore throat for less than seven days and at least two of the four Centor criteria (history of fever, absence of cough, swollen tender anterior cervical lymph nodes, and tonsillar exudate). Interventions Patients were randomly assigned to penicillin for seven days, penicillin for three days followed by placebo for four days, or placebo for seven days. MAIN OUTCOME MEASURES: Duration of symptoms, mean consumption of analgesics, number of days of absence from school, occurrence of streptococcal sequelae, eradication of the initial pathogen, and recurrences of sore throat after six months. RESULTS: Penicillin treatment was not more beneficial than placebo in resolving symptoms of sore throat, neither in the total group nor in the 96 children with group A streptococci. In the groups randomised to seven days of penicillin, three days of penicillin, or placebo, one, two, and eight children, respectively, experienced a streptococcal sequela. CONCLUSION: Penicillin treatment had no beneficial effect in children with sore throat on the average duration of symptoms. Penicillin may, however, reduce streptococcal sequelae.

Вводная часть:

  • Изучаемая проблема и ее актуальность

  • Рабочая гипотеза

  • Объект и цель исследования

Объект, цель, экспериментальная часть:

  • Что является объектом исследования? Четко ли это указано?

  • Что является целью исследования? Четко ли это указано?

  • Из чего состоит экспериментальная часть?

Определить:

  1. Вмешательство или исследование факторов влияния (тест, препарат, лечение…)

  2. Критерии оценки (клинические случаи, диагностируемая болезнь)

  3. Экспериментальная часть

  4. Популяция людей

Материалы и метод:

  • Популяция (включение, исключение)

  • Место исследования

  • Рандомизация

  • Используемая аппаратура

  • Экспериментальная схема

  • Критерий оценки

  • Методология статистического анализа

  • Этические аспекты

  • Являются ли критерии включения достоверными?

  • Является ли достоверная информация о типах пациентов?

  • Проверить численность пациентов (указанной в этой статье?)

Результаты:

  • Учитываются ли критерии оценки при презентации результатов

  • Использованы ли статистические тесты? Являются ли они достаточными?

  • Таблицы, графики и рисунки являются ли точными, относятся ли к данному тексту и являются ли «доказательством в свернутом виде» ?

Статистический анализ:

  • Выбранный тест отражает все типы анализированных данных?

  • Выбранный тест является наиболее подходящим (адекватным) для анализа переменных данных?

  • Были ли результаты проанализированы по вышеуказанному протоколу?

  • Если автор использовал менее известные статистические тесты, то оправдан ли его выбор?

 диагностические тесты - чувствительность, специфичность,

 исследований случай-контроль - Odds Ratio (OR), разность

Глава "обсуждения":

  • Были ли обсуждены основные результаты?

  • Были ли обсуждены "сильные" и « слабые» стороны исследования?

  • Были ли обсуждено место исследования путем сравнения его результатов с результатами других авторов?

  • Били ли обсуждены клинические последствия и влияние на здоровье нации?

  • Были ли обсуждены дальнейшие направления исследований на будущее?

Изменчивость (вариабильность) результатов:

  • Были ли обсуждены основные причины изменчивости результатов?

  • Были ли они учтены?

  • Как вы считаете могли бы существовать и другие причины изменчивости (вариабильности) ?

  • Возможно, что эти причины изменчивости (вариабильности) не повлияли на результаты?

Критический анализ литературных источников

  • форма:

  • стиль "Ванкувер»

  • литературные ссылки, представленные в последовательности упоминания в тексте

  • названия журналов сокращенно согласно классическим установленные сокращения

  • могут быть цитируемые только те документы, которые опубликованы или доступны в интернете



  • содержания:

  • при использовании научных фактов и данных из других работ необходимо указать источник данной информации (библиографические ссылки)

Библиография

  1. Dudley H. The presentation of original work in medicine and biology. Churchill Livingstone, 1977.

  2. Jolly D, Ankri J, Chapuis F, Czernichow P, Guillemin F, Lecture critique d’articles médicaux. Masson, Paris, 2005.

  3. Murrell G, Huang C, Ellis H, Research in medicine. A guide to writing a thesis in the medical sciences. Cambridge University Press, 1990.

  4. Gagnon R. Évaluation méthodologique des essais cliniques: utilisation de grilles. Le médecin du Québec, 1993, 28(1): 33-47.

  5. Greenhalgh, Trisha. How to read a paper : the basics of evidence based medicine. BMJ Publishing Group London, 2006,

  6. Salmi LR. Lecture critique et rédaction médicale scientifique : comment lire, rédiger et publier une étude clinique ou épidémiologique. Elsevier, Paris, 2002.

  7. Malinovski JM, Pain L, Juvin P, Langeron O, Riou B, Martin C. Aidé a la lecture d’une étude scientifique. Comité des référentiels cliniques de la Société française d'anesthésie et de réanimation. Annales françaises d'anesthésie et de réanimation, 2000, 19(3):209-16.

  8. Casteel CP, Mortillaro NA, Taylor AE. Teaching effectiveness analysis plan applied to lectures in medical physiology. Advan Physiol Edu 1989, 256: 3S-8S.

  9. www.spim.jussieu.fr

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Критическое исследование литературы iconЧто такое критическое мышление
Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров умений, видов деятельности, ценностей он в себя...

Критическое исследование литературы iconЧтение и письмо для развития критического мышления
Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление это отправная...

Критическое исследование литературы iconВ истории литературы еще недостаточно разграничены две области исследования: исследование
В истории литературы еще недостаточно разграничены две области исследования: исследование генезиса и исследование традиций литературных...

Критическое исследование литературы iconНаучно-критическое
Это издание снабжено обширным научным аппаратом примечаниями и указателями составитель В

Критическое исследование литературы iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...

Критическое исследование литературы iconИсследование источников и литературы по конкретной теме
Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

Критическое исследование литературы iconИсследование выполнено при поддержке Программы «Научный фонд»
Некоторые аспекты восприятия и интерпретации произведений литературы иностранными читателями

Критическое исследование литературы iconУрок литературы Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество»
Методы обучения: наглядные (использование икт), словесные, исследование языкового материала, практические

Критическое исследование литературы iconТест Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе
У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей...

Критическое исследование литературы iconВ. В. Бартель Педагогический институт Саратовского государственного университета
В конце 60-х годов XX века новый импульс к развитию получило исследование многообразных связей литературы, культуры и общества



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница