«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке




Скачать 139.95 Kb.
Название«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке
Дата публикации17.12.2013
Размер139.95 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы


Дидактические материалы для проверки сформированности базового уровня результатов обученности для учащихся 2-9 классов (для подготовки учащихся к итоговой аттестации)

предметная область: русский язык

автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4»

Филипповой И.А.

Введение.

Данные дидактические материалы позволяют построить работу при обобщении изученного по теме «Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке.

Синонимические конструкции (синтаксические синонимы) - конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня (синонимичны между собой словосочетания, члены предложения, придаточные предложения).

^ Параллельные синтаксические конструкции - конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами. Обычно параллельные синтаксические конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего — обособленными оборотами.

Учащиеся, овладев основными понятиями синтаксиса, должны по окончании 9 класса уметь преобразовывать одни конструкции в другие. Сформированность данных умений проверяется как на ГИА, так и на ЕГЭ.

^ 1. Синтаксические синонимы

Предмет диагностики – знания типов подчинительной связи и умение без ошибок преобразовывать словосочетания одного типа в другой.

Задания.

1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.

А. с предлогом:

1. бессонная ночь –

2. подземный переход –

3. алгебраическая задача –

4. школьный портфель –

5. плюшевый медвежонок –

6. приморский парк –

7. клетчатый шарф –
Б. без предлога:

1. полковое знамя –

2. солнечная энергия –

3. лесной запах –

4. учительский стол –

5. конское ржание –

6. работа ученика –

7. горная вершина –
2. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

1. каша из гречки –

2. снаряд для спортсменов –

3. тропинка в гору –

4. человек без совести –

5. вопрос по литературе –

6. гостиница при вокзале –

7. костюм в полоску –

8. кусты сирени –

9. совет отца –

10. ком снега –

11. судьба матери –

12.занятия музыкой –

13.собака с гладкой шерстью –

14.ружьё с двумя стволами –

15.парень с рыжими волосами –
3. Замените словосочетания, построенные на основе ПРИМЫКАНия, синонимичными словосочетаниями со связью УПРАВЛЕНие.

1. жалостно посмотрел –

2. смело спрыгнул –

3. устало шагал –

4. осторожно слез –

5. спокойно делал –

6. беззаботно жил –

7. бесшумно едет –

8. бесстрашно бросился –

9. бездушно пел –

10. увлечённо выполнял –
4. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью ПРИМЫКАние.

1. говорил с тревогой –

2. ждал с напряжением –

3. охранял с заботой –

4. глядел со смущением –

5. уезжал со спокойствием –

6. отзывался с гордостью –

7. сделал с аккуратностью –

8. плакал без звука –

9. поступил без жалости –

10. посмотрел с удивлением –
Ответы:

Задание № 1.

А. с предлогом:

1. бессонная ночь – ночь без сна

2. подземный переход – переход под землёй

3. алгебраическая задача – задача по алгебре

4. школьный портфель – портфель для школы

5. плюшевый медвежонок – медвежонок из плюша

6. приморский парк – парк при море

7. клетчатый шарф – шарф в клетку

Б. без предлога:

1. полковое знамя – знамя полка

2. солнечная энергия – энергия солнца

3. лесной запах – запах леса

4. учительский стол – стол учителя

5. конское ржание – ржание коня

6. ученическая работа – работа ученика

7. горная вершина – вершина гор
Задание № 2.

1. каша из гречки – гречневая каша

2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

3. тропинка в гору – горная тропинка

4. человек без совести – бессовестный человек

5. вопрос по литературе – литературный вопрос

6. гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

7. костюм в полоску – полосатый костюм

8. кусты сирени – сиреневые кусты

9. совет отца – отцовский совет

10. ком снега – снежный ком

11. судьба матери – материнская судьба

12.занятия музыкой – музыкальные занятия

13.собака с гладкой шерстью – гладкошёрстная собака

14.ружьё с двумя стволами – двуствольное ружьё

15.парень с рыжими волосами – рыжеволосый парень
Задание № 3.

1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью

2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью

3. устало шагал – шагал с усталостью

4. осторожно слез – слез с осторожностью

5. спокойно делал – делал со спокойствием

6. беззаботно жил – жил без забот

7. бесшумно едет – едет без шума

8. бесстрашно бросился – бросился без страха

9. бездушно пел – пел без души

10 увлечённо выполнял – выполнял с увлечением
Задание № 4.

1. говорил с тревогой – тревожно говорил

2. ждал с напряжением – напряжённо ждал

3. охранял с заботой – заботливо охранял

4. глядел со смущением – смущённо глядел

5. уезжал со спокойствием – спокойно уезжал

6. отзывался с гордостью – гордо отзывался

7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал

8. плакал без звука – беззвучно плакал

9. поступил без жалости – безжалостно поступил

10. посмотрел с удивлением – удивлённо посмотрел

^ 2. Параллельные синтаксические конструкции.
Сложное предложение и обособленное определение.

Предмет диагностики – сформированность умения преобразовывать придаточные определительные в причастный оборот.

Задание.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1.

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Тополя, которые когда-то посадили на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который покрывала высокая и густая трава, и быстро перебрались на противоположную сторону реки
2.

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.
3.

1) У этого художника был любимый и часто варьируемый сюжет – стада овец, которые мирно пасутся в степи.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.
4.

1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

2) По закону, который приняли в прошлом году, результаты экзамена действительны в течение нескольких лет.

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

5.

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на моряков неописуемое впечатление.

2) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

3) Снег, который сыпался густой крупой, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

4) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

6.

1) Романы, которые создаёт этот писатель, всегда нравятся читателям.

2) Тёмные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов.

3) Олимпиада, которая пройдёт в Сочи, снова будет праздником силы, красоты, мужества.

4) При барской усадьбе был пруд, который когда-то вырыли крепостные крестьяне.

7.

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и люди, и животные.

2) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который прекратили несколько лет назад.

3) Те воспоминания, которые по ночам тревожили отца, отступали днём во время работы.

4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое.

Ответы:



1

2

3

4

5

6

7

ответ

1

2

4

1

4

3

3

.

^ 2. Параллельные синтаксические конструкции.

Сложные предложения и обособленные определения.
Предмет диагностики – знание правил преобразования придаточных определительных в причастные обороты, поиск и устранение грамматических ошибок.
Задание.

Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.

4. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

5. Ученики, которые прочитали бы все тексты до экзаменов, получат положительные отметки.

6. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.

7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.

8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.

9. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.

11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.

12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.

13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
Ответы:


^ Типичная ошибка

предложений

Недопустимо образование причастий от глаголов будущего времени

1,6,

Недопустимо образование причастий от глаголов условного наклонения

5,8,11

Нельзя образовать причастный оборот, если к определяемому слову не относится сказуемое придаточного предложения

3,4,9,10,13

Нельзя образовать причастный оборот в предложении, если к определяемому слову относится указательное местоимение

2,7,12


^ 2. Параллельные синтаксические конструкции.

Сложные предложения и обособленные обстоятельства.

Предмет диагностики – знание правил преобразования придаточных предложений в деепричастный оборот и сформированность умения без ошибок образовывать параллельные синтаксические конструкции.

Задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить деепричастным оборотом? Укажите причину невозможности замены.

1.

1) Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2) Когда мы вернулись домой, уже стемнело.

3) Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.

4) Когда детишки наелись досыта, они крепко уснули.
2.

1) После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.

2) Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.

3) Андрей отошёл в сторону, потому что не желал участвовать в споре.

4) Если будешь болтать со мной, роман не дочитаешь.
3.

1) Если решишь уехать насегда, не забудь сообщить об этом матери.

2) Когда начался буран, ямщики потеряли друг друга в кромешном снегу.

3) Редколлегия не рекомендовала рукопись к печати, так как получила отрицательные отзывы рецензентов.

4) Путники переглянулись и замолчали, потому что растерялись от такой наглости.
4.

1) Как поклонишься святому образу, не забудь подать милостыню убогим и нищим.

2) Пока учёные пытались разгадать эту загадку, прошло немало времени.

3) После того как решите эту задачу, сверьтесь с ответом.

4) Моряки, хотя и знали о приближающемся шторме, не могли более оставаться в этом порту.
5.

1) Все разошлись, хотя и не успели закончить работу.

2) Когда выучишь стихотворение, нужно прочитать его выразительно.

3) Ты подвергнешь себя смертельной опасности, если потревожишь медведя, залёгшего в берлогу.

4) Когда думаешь о прожитых годах, невольно грустишь.
6.

1) Вы не сможете добиться результатов на переговорах, если не пойдёте на компромисс.

2) Когда посеете рожь, принимайтесь за гречиху.

3) Как только поезд остановился, встречающие бросились к вагонам.

4) Елена подошла к окну и, когда услышала знакомый переливчатый свист иволги, тихо засмеялась от счастья.
Ответы:




1

2

3

4

5

6

ответ

2

1

2

2

2

3



^ 2. Параллельные синтаксические конструкции.

Сложные союзные и бессоюзные предложения.

Задания.

Грамматический конструктор.
1. Соберите 5 сложных предложений в соответствии с содержанием схем и в порядке их следования, чтобы получился связный текст.

2. Измените прежние схемы так, чтобы каждое предложение стало бессоюзным из трёх самостоятельных частей. Запишите новый текст.
1. [ ], и [ ], (так как).

2. [ ], (так что), и [ ].

3. [ ], но [ ], (потому что).

4. (Если), [ ], и [ ].

5. (Когда), [ ], (потому что).
Вечер настал задолго до положенного срока.

В воздухе запахло влагой.

Подул резкий северный ветер.

Дождя не придётся долго ждать.

Пешеходы раскрыли зонтики и поспешили домой.

Вот где-то пророкотал гром.

Целый день томила жара.

Одно за другим закрылись окна домов.

Небо нависло над землёй.

Вдруг сразу похолодало.

Молний ещё не было видно.

Первые капли зашуршали в листве.

Гроза была ещё далеко.

Пришлось зажечь свет.

Неуютно на улице в такую погоду.

Ответы:
1. Целый день томила жара, и вдруг сразу похолодало, так как подул резкий северный ветер.

2. Небо нависло над землёй, так что вечер настал задолго до положенного срока, и пришлось зажечь свет.

3. Вот где-то пророкотал гром, но молний ещё не было видно, потому что гроза была ещё далеко.

4. В воздухе запахло влагой, дождя не придётся долго ждать, одно за другим закрылись окна домов.

5. Когда первые капли зашуршали в листве, пешеходы раскрыли зонтики и поспешили домой, потому что неуютно на улице в такую погоду.
1. [ ], и [ ] : [ ]

2. [ ] - [ ], и [ ].

3. [ ], но [ ] : [ ]

4. [ ] - [ ], и [ ].

5. [ ] - [ ] : [ ].



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconУрок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности...
Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами (на материале рассказа Л. Н. Толстого «После...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconПодготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию...
Уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconЛитература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»
Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы....

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconКонспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…»
Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в русском литературном языке

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconФилология
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconДиректор школы
Учреждения на русском языке: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconЗакон о русском языке. Иные приказы и постановления о русском языке
Минобрнауки России. Приказ n 195 от 08 июня 2009 г. Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconПлан проведения недели 29. 11. 2010- линейка: сбор пословиц, поговорок,...
Более активно проявили свои творческие способности – 2 «а» Ускова Ксения, 3 «а» Кибисова Влада, Дубатова Лена. Хочется поблагодарить...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке iconАнглийский язык. Грамматика. Урок – изучение новой темы
Учитель: Давайте вспомним и сравним грамматические категории имен прилагательных в русском и английском языках. Вопрос первый. Есть...

«Синтаксис», показывают богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке icon1. Связь грамматики и лексики в русском языке
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница