Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы




Скачать 333.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы
страница1/2
Дата публикации17.12.2013
Размер333.51 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Косицынская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждаю

к утверждению на заседании Зам. директора по УВР Директор школы

МО начальных классов Т.Н.Ахрамович ______ С.М.Шапран_________

Протокол № ____ от ______ «____» _________2013г приказ № __от____ 2013г

Руководитель МО

Ткаченко Е.В. _______
Рабочая программа

по литературному чтению

на 2013 – 2015 годы

Уровень образования:

начальное общее

Программа составлена

Ткаченко Е.В.

учителем начальных классов

МБОУ Косицынской Сош

с. Косицино

2013 год

Рабочая программа

по литературному чтению

Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение"разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение", в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:

• освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

• воспитание этического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

формирование нравственных ценностей и этического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

^ Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, поникать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или слышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским; текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из низ для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
^ Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

^ Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов заимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу, умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Компоненты УМК:


^ Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 -й класс. "Обучение грамоте и развитие речи"

Подготовительный этап

42

Букварный (основной)период

134

Послебукварный период

17

Итого

193

1-й класс."Литературное чтение"

"Жили-были буквы"

б

"Сказки, загадки, небылицы"

5

"Апрель, апрель! Звенит капель..."

4

"И в шутку и всерьез"

5

"Я и мои друзья"

7

"О братьях наших меньших"

7

Внеклассное чтение

9

Итого

43

2-й класс

"Самое великое чудо на свете"

1

"Устное народное творчество"

12

"Люблю природу русскую. Осень"

7

"Русские писатели"

12

"О братьях наших меньших"

7

"Из детских журналов"

4

"Люблю природу русскую. Зима"

со

"Писатели - детям"

16

"Я и мои друзья"

10

"Люблю природу русскую. Весна"

со

"И в шутку и всерьез"

9

"Литература зарубежных стран"

8

Внеклассное чтение

34

Итого

136

3-й класс

"Самое великое чудо на свете"

2

"Устное народное творчество"

6

"Поэтическая тетрадь 1"

8

"Великие русские писатели"

17

"Поэтическая тетрадь 2"

6

"Литературные сказки"

9

"Были-небылицы"

7

"Поэтическая тетрадь 3"

7

"Люби живое"

15

"Поэтическая тетрадь 4"

6

"Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

со

«По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Веселые картинки"»

5

"Зарубежная литература"

6

Внеклассное чтение

34

Итого

136

4-й класс

"Летописи. Былины. Жития"

7

"Чудесный мир классики"

15

"Поэтическая тетрадь 1"

10

"Литературные сказки"

12

"Делу время - потехе час"

6

"Страна детства"

6

"Поэтическая тетрадь 2"

6

"Природа и мы"

9

"Поэтическая тетрадь 3"

7

"Родина"

6

«Страна "Фантазия"»

4

"Зарубежная литература"

14

Внеклассное чтение

34

Итого

136
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconПрограмма по технологии пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению
...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2013-2014 учебный год
...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе сборника программ, созданного на основе образовательной системы «Начальная...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы iconРабочая программа по литературному чтению, 4 класс учителя начальных...
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница