Тема. Литературные сказки




Скачать 56.05 Kb.
НазваниеТема. Литературные сказки
Дата публикации10.12.2013
Размер56.05 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Литературное чтение

3-а класс

10.12.08.

Учитель: Афонина Н.В.

Тема. Литературные сказки.

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Цели. 1. Познакомить со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

2.Вспомнить три вида сказок.

3.Научить отличать литературную сказку от народной сказки.

4.Формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности,

творческие инициативы и активность.

5.Развивать речь детей, словарный запас.

6.1.Поставить учебную задачу на умение отличать литературную сказку от народной ;

6.2.на изучение структуры каждого вида сказок.

Планируемые достижения учащихся на уроке: увидеть многообразие русских народных сказок и сказок литературных;

  • Иметь представления об отличительных особенностях трех видов сказок : волшебных, бытовых, о животных;

  • Научить отличать литературную сказку от народной сказки.




  1. Организационный момент.

Ребята, наш урок литературного чтения я назвала « Праздником читательских удовольствий»

Что вы делаете с удовольствием?

А что значит читать с удовольствием . (С желанием , интересом).

Что вы читаете с удовольствием?

  1. Действительно, вчера на уроке мы перелистнули последнюю страницу поэтической тетради. Давайте вспомним , кто автор следующих произведений?

«Мой садик» А.Н. Плещеев

«Детство» И.З.Суриков

«В крестьянской семье» С.Д. Дрожжин

«Полно степь моя спать беспробудно» И.С. Никитин

Кто из этих авторов родился в Тверской губернии? (С.Д.Дрожжин)

Что вы о нем знаете?

-Родился в семье крепостного крестьянина. Учился « две неполных зимы» А потом много работал. Когда стал известным поэтом , вернулся в родную деревню и целиком посвятил себя любимому занятию- литературе. Он писал стихи о деревне , о природе, о жизни народа. Эго стихи легко запоминаются. Многие стали песнями.

И сейчас я предлагаю вам прочитать наизусть полюбившиеся вам строки из стихов.

  1. ^ Сообщение темы.

А сегодня… (Звучит музыка)

-О чем- то скрипит половица…

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка!

-Сегодня , ребята, нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки.

Сказка!

Кажется , само это слово светится и звенит.

Звенит серебряным , волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

4.Эмоциональная окраска слова «сказка»

Форма работы – парная.

- Я предлагаю вам интересное задание. Попробуйте произнести слово сказка с разной

интонацией.

  1. Изобразите восторг!

  2. Удивление!

  3. Произнесите грустно.

Молодцы! У вас это получилось. Действительно, сказка дарит нам и восторг, и удивление, а иногда заставляет погрустить.

5.Вы, наверное, очень любите сказки? Назовите любимые.

Давайте посмотрим иллюстрации к вашим любимым сказкам.

( Мультимедийная детская энциклопедия. Иллюстрации к русским народным сказкам)

Многие замечательные художники не раз обращались к сказкам. Один из лучших иллюстраторов сказок- И.Я. Билибин.

-Ребята, мало сказки любить, их надо знать и помнить.

-Послушайте отрывок из сказки. Угадайте ее.

«Лиса и заяц»

«Каша из топора»

«Морозко»

  1. ^ Деление сказок на бытовые, волшебные, о животных.

-Ребята, на доске три домика (рисунки). В каждом из этих домиков живут сказочные герои.

Подумайте, в какой домик можно поселить героев этих сказок?

Почему же все наши герои сказочные, а живут в разных домиках?

Три вида сказок: волшебные, бытовые, о животных.

  1. ^ Минута отдыха.

  2. Я еще раз возвращаюсь к иллюстрациям сказок.

А.С. Пушкин.Он сказал:»Что за прелесть эти сказки…»

–Какую сказку А.С. Пушкина мы с вами читали?

Просмотр иллюстраций к сказке («Сказка о царе Салтане…) Какая это сказка?

Кто догадается , чем эта сказа отличается от тех, которые рассказали нам ребята?

(Русские народные сказки и литературная сказка )

  1. ^ Постановка учебной задачи на умение отличать народную сказку от литературной.

(Чем отличается литературная сказка от русской народной сказки? –табличка.)

-Что вы , ребята, думаете об этом? ( У литературной сказки есть конкретный автор, а русские народные сказки создали неизвестные сказочники. ) Чем еще отличается русская народная сказка от литературной, мы выясним, работая над сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

^ 10. Об авторе.

Один из литературных критиков написал о В.Ф. Одоевском :«Какой чудесный старик!»

А старика-то на самом деле не было. В.Ф. Одоевскому, автору книги «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» еще не было и 40 лет. Он был необыкновенным человеком : знал философию, математику, физику, химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Сам изобретал музыкальные инструменты. А еще он очень любил детей и хотел передать им свои знания .В.Ф. рассказывает в своих произведениях об устройстве различных вещей. Показывает взаимоотношения между людьми . Размышляет об отношении человека к животным. При этом он не говорит назидательно , делайте так. Он просто рассказывает историю или сказку и заканчивает ее словами: (зачитываю концовку из сказки «Мороз Иванович»). Вам знакомы эти строки? Да , этими словами заканчивается сказка «Мороз Иванович». Вы ее прочитали дома. Ваши впечатления ! Не показалась ли вам эта сказка знакомой? Какую или какие сказки она вам напомнила? (« Морозко» , «Гуси- лебеди».

Давайте попытаемся сравнить русскую народную сказку «Морозко» и литературную сказку «Мороз Иванович»

- Вспомните главных героев сказки «Морозко» . (Любимая родная дочь и подчерица) Родная дочь – грубая. Падчерица , которую обижают – добрая , ласковая, послушная.

-Как наградил Морозко падчерицу за труд, терпение и страдания.

-А что сделал с жадной, грубой и ленивой девочкой?

-Обратимся к сказке В.Ф.Одоевского.

-Прочитайте начало сказки. Тоже две девочки, но уже не падчерица и родная дочь, а Рукодельница и Ленивица. При них нянюшка.

-Как вы думаете, по их именам можно определить отношение автора к своим героиням? (Одоевский дает своим героям не обычные имена , а имена , похожие на прозвища, сразу говорит читателю о своем отношении к ним.)

Поисковое чтение. – Прочитайте, как начинала свой день Рукодельница?

-А Ленивица?

- А еще о чем рассказывает своим читателям В.Ф. Одоевский?

(Читатель узнает , как можно очистить воду. Мороз Иванович ,как учитель, открывает доброй девочке тайны природных явлений.) Он добрый , мудрый. Возможно, этим можно объяснить уважительное отношение автора к нему.

Поисковое чтение. – Как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу? Ваши чувства? ( Рады. Почему ? ) Добро вознаграждено.

-А теперь давайте проследим , как ведет себя Ленивица?

-Какую работу ей предложил Мороз Иванович?

-Как она выполняла? Как реагировал на это старик?

-А теперь давайте прочитаем, как отблагодарил Мороз Иванович Ленивицу?

- Вы согласны с ним?

-Что произошло с пребольшим серебряным слитком и пребольшим брильянтом?

-Прочитайте эпиграф. Эпиграф- это пословица , которую автор поместил после заглавия.

При помощи эпиграфа автор может выразить свое отношение к героям или пояснить замысел произведения.

- О чем же рассказал нам в сказке В.Ф. Одоевский? Какая это сказка? (Волшебная)

_А теперь, ребята, вернемся к главному вопросу нашего урока.

-Литературная сказка тесно связана с народной. Пишется чаще всего на основе народной сказки. Но это , ребята, другая сказка.

Итог!

Сказка «Мороз Иванович» входит в цикл «Сказки дедушки Иринея» Сказитель в ней дает детям наставления посредством сказочного персонажа Мороза Ивановича завершает повествование житейскими советами: «Да и то смекните , что не за всякий труд и добро награда бывает; а бывает награда ненароком, потому что труд и добро сами по себе хороши и ко всякому делу пригодны: так уж богом устроено. Сами только чужого добра да и труда без награды не оставляйте, а покамест от вас награда- ученье да послушанье «.

^ Творческое задание.

Работа в группах. Задания: распределить роли для постановки спектакля «Мороз Иванович».

2- сочинить сказку по плану:- вид сказки;

название;

герои сказки;

содержание

Почему сказка не получилась?

Поставить учебную задачу на изучение структуры каждого вида сказок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро складывается!

Д.З.- подготовить инсценирование отрывка сказки.

Звучит музыка. Получился ли у нас праздник?

Сказка делает нас добрее, великодушнее!

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Литературные сказки iconУрок 104. Тема раздела: «Сказка ложь, да в ней намёк »
Тема: Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки. (Проводится после чтения раздела V.)

Тема. Литературные сказки iconСказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconУрок литературы Тема урока «cказки XX века: В. Писарев и его герои»
Урок является заключительным в теме «Литературные сказки ХХ века». Особый интерес представляет обращение к творчеству непрофессионального...

Тема. Литературные сказки iconРабочая программа попредмету математик а
Охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни и драматические произведения

Тема. Литературные сказки iconСписок литературы для чтения в летние месяцы
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconСписок литературы на лето для учеников 2-х классов
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconРассказы о природе М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Б. Житков, В. Бианки
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconРассказы о природе М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Б. Житков, В. Бианки
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconРассказы о природе М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Б. Житков, В. Бианки
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

Тема. Литературные сказки iconРассказы о природе М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Б. Житков, В. Бианки
Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница