Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию




Скачать 419.73 Kb.
НазваниеМинистерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию
страница1/6
Дата публикации30.11.2013
Размер419.73 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО РГТЭУ)

Научно-информационный материал №14.


Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками 10-11 классов по русскому языку.

Москва, 2011 г.





УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.


Олимпиадное задание по русскому языку в 2010-2011 учебном году

для осваивающих программу среднего полного (общего) образования,

I тур
Вариант №1
1. Укажите автора высказывания о русском языке (Н.А. Некрасов, Н.М.Карамзин, М.В. Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! __________________________________________
2. Одной из древнейших приставок в русском языке была приставка су-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

супротив, суперник (совр. соперник), супостат

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или словосочетания:

Альфа и омега – ___________________________________________________

В два счета – ___________________________________________________

Авгиевы конюшни – ___________________________________________________

За двумя зайцами – ___________________________________________________

Филькина грамота – ___________________________________________________
4. ^ Расставьте ударение в словах:

Лифты, туфля, флюорография, нефтепровод, медикамент, каталог, досуг, красивейший, создал, звоним.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

киргизы – _____________________________________________________

болгары – _____________________________________________________

молдаване – _____________________________________________________

солдаты – _____________________________________________________

килограммы – _____________________________________________________

кроссовки – _____________________________________________________

шампиньоны – _____________________________________________________

ананасы – _____________________________________________________

кресла – _____________________________________________________

носки – _____________________________________________________

6. ^ Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:

(кашемировый) пальто __________________________________________________

(настенный) бра __________________________________________________

(лакированный) туф(ель/ля) ______________________________________________

(розовый) фламинго __________________________________________________

(новый) евро __________________________________________________

(вишневый) желе __________________________________________________

(молодежный) театр-студия_______________________________________________

(глубокий) Миссисипи ________________________________________________

молод(ой/ая) лауреат(ка) конкурса им. Шопена скрипач(ка) Васильева __________________________________________________________________________
7. Подчеркните в тексте стихотворения И. Северянина авторские неологизмы. Подумайте, как образованы авторские неологизмы и приведите примеры общеупотребительных слов, образованных по тем же моделям.

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
8. Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов:

в…течение года

на…право от дороги

жить по…старинке

почти…что

ис…под…лобья
9. ^ Определите правописание слов:

апельсин…ый, варен…ый, окован…ый, маринован…ый

разоч..рование, ум…лять значение, неприк..саемый, зар..сли

непр..одолимый, пр…увеличить, не(з/с)гибаемый, пред..нфарктный

обид…т, колыш…щий, вид…мый, наде…вшийся

И в какой стороне я н.. буду, по какой н.. пройду я траве, друга я н..когда н.. забуду, если с ним подружился в Москве.
10. ^ В каких предложениях обороты с союзом КАК не обособляются?

1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

2) Старик заплакал как дитя.

3) Сегодня озеро как море в непогоду.

4) Её голос звенел как самый маленький колокольчик.

5) Его же в каждом селе знают как облупленного.
11. ^ Составьте текст в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе, как Вы понимаете

строки Валерия Брюсова?

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

При составлении текста соблюдайте следующие требования:

  • соответствие теме, четкое формулирование проблемы

  • аргументация собственного мнения по проблеме

  • информативность, содержательность, доказательность

  • смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения

  • правильность, точность и выразительность речи


Председатель методической комиссии

по русскому языку __________________ Т. М. Фадеева






УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.


Олимпиадное задание по русскому языку в 2010-2011 учебном году

для осваивающих программу среднего полного (общего) образования ,

I тур

Вариант №2

1. Укажите автора высказывания о русском языке (А.А. Ахматова, В.Я. Брюсов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.Н. Толстой)

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. ______________________
2. ^ Приставка нано- пришла к нам из Древней Греции. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите значение этой приставки.

наносекунда, нанотехнологии, нанодиапозон

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ^ К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты:

Дамоклов меч – ___________________________________________________

Белая ворона – ___________________________________________________

Ходить на цыпочках – ___________________________________________________

Себе на уме – ___________________________________________________

Потемкинская деревня – _____________________________________________
4. ^ Расставьте ударение в словах:

Пульты, жалюзи, трубопровод, христианин, лоскут, ракушка, столяр, продал, звонишь, блокировать.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

белорусы – _____________________________________________

татары – _____________________________________________

туркмены – _____________________________________________

гусары – _____________________________________________

гектары – _____________________________________________

манжеты – _____________________________________________

мандарины – ____________________________________________

блюдца – _____________________________________________

яблоки – _____________________________________________

валенки – _____________________________________________________

6. ^ Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:

(паровозный) депо _______________________________________

(австралийский) кенгуру _______________________________________

(железнодорожный) рельс(а) _______________________________________

(белый) жалюзи _______________________________________

(сладкий) безе _______________________________________

(асфальтированный) шоссе _______________________________________

(яркий) бикини _______________________________________

талантлив(ый/ая) композитор(ша) А. Пахмутова_________________________

(центральный) выставка-продажа____________________________________

(многомиллионный) Чикаго _______________________________________
7. Подчеркните в тексте стихотворения В.В. Маяковского авторские неологизмы. Подумайте, как образованы авторские неологизмы и приведите примеры общеупотребительных слов, образованных по тем же моделям.

Я,

златоустейший,

чье каждое слово

душу новородит,

именинит тело,

говорю вам:

мельчайшая пылинка живого

ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Слушайте!

Проповедует,

мечась и стеня,

сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов:

в…последствии

без…умолку

не…смотря на предосторожности

всё..таки

разделить по…ровну
9. ^ Определите правописание слов:

проветрен…ый, юн…ый, плетен…ый, старин…ый.

сож..ление, знамена разв…ваются, пл.. вец, бл..стать

пр..старелый, пр…гожий, и(з/с)гиб, пред..стория

дыш…тся, бор…щийся, колебл…мый, познаком…вший

В душе его было такая пустота, точно там н..когда н.. рождалось н.. мыслей, н.. воспоминаний, н.. чувств...

10. ^ В каких предложениях ставится двоеточие?

1) Романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» принесли всемирную славу писателю.

2) Обычай мой такой подписано, так с плеч долой.

3) Иметь верных друзей истинное счастье.

4) Дунул ветер всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

5) Меня любили все члены семьи и мать, и отец, и старшие сестры.


11. ^ Составьте текст в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе, подтверждающий или опровергающий смысл высказывания:

Слово – великое орудие жизни. (В.Г.  Короленко)

При составлении текста соблюдайте следующие требования:

  • соответствие теме, четкое формулирование проблемы

  • аргументация собственного мнения по проблеме

  • информативность, содержательность, доказательность

  • смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения

  • правильность, точность и выразительность речи


Председатель методической комиссии

по русскому языку __________________ Т. М. Фадеева






УТВЕРЖДАЮ

Председатель оргкомитета по

проведению олимпиад, ректор РГТЭУ
____________________ С. Н. Бабурин

"____"_____________ 2010 г.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию icon«Деньги, кредит, банки»
Министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Российский...
Федеральной целевой программы «Русский язык» (2006-2010 гг.) Министерство образования и науки России, Федеральное агентство по образованию,...

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconУчебное пособие Чебоксары 2009 Министерство образования и науки Российской...
Николаева А. Н. Творчество поэтов – билингвов Чувашии (о поэзии г айги, Р. Сарби, С. Азамат, М. Карягиной): Учебное пособие. Чебоксары:...

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
А. А. Медведев. История отечественной литературы 2/2 ХIХ века. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
На тему – Выбор оптимального управленческого решения на основе метода средней взвешенной на примере Flash плееров

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Министерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
В31 Психология эмоций: учеб пособие / Г. Г. Вербина; Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2008. 308 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница