Любовная лирика А. А. Ахматовой




Скачать 401.41 Kb.
НазваниеЛюбовная лирика А. А. Ахматовой
страница1/3
Дата публикации24.11.2013
Размер401.41 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Тема урока: Любовная лирика А.А. Ахматовой

Цель:

- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: лекция с элементами беседы и анализа стихотворений.

Форма работы: презентация темы.

Приемы: анализ поэтического текста, корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения поэта.

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья –

Ведь все равно я с вами до конца”.

(А. Ахматова. “Многим”. 1922.)
“Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”. М. Цветаева.
О Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное – тебе присягает.- Анна

Ахматова! – Это имя – огромный вздох,

И вглубь он падает, которая безымянна.
В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце своё в придачу.

В то время я гостила на земле:

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году…
Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…
Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.
Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Чтение стихотворения. “Лотова жена”.

Рассказ учителя о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?
Ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела,

На двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится одна из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев.
Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.
^ Из воспоминаний Анны Горенко.
У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.
Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.
^ Из воспоминания Срезневской.
Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.
^ Из воспоминаний Анны Горенко.
Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.
^ 6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"
Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)
- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)
- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)
- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?
(Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).
- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?
(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)
- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?
(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)
А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскалённой до бела,

Оба мы ещё не понимали,

Как земля для двух людей мала.
Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.
В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

"И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"
Анализ стихотворения А. Ахматовой “ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ” (1911)
1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?
Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

2. Какие интонации преобладают в стихотворении? В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности.

Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей.

Найдите в тексте названные детали.
3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.
Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.
4.Сюжет – драма героини. Как реальные детали помогают понять происходящую драму?
^ ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ
Перчатка – Я на правую руку надела //Перчатку с левой руки
Ступени, шаги ––> Показалось, что много ступеней …шаги легки…грудь холодела
5.. Жанр стихотворения – песня, поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда. В основе стихотворения – монолог разлюбленной.
6.Образ природы.

Несмотря на непреодолимое одиночество, героиня находит в себе силы вести диалог с природой (героиня и клен). Какую роль играет природа в стихотворении? Попытка подробного изображения окружающего мира передает стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами. Один клен, “шепот осенний” – отвлеченный образ – властно зовет за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

Диалог с природой – это спасение.
7.. Мотив смерти: разлука с любимым равна смерти. Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несет с собой боль и страдание.
Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, - и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов - “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. - при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

8. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств?
Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.
В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.
Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

9. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?
В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.
10. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”.
Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутреннее состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…
11. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.

- Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.
- О чём это стихотворение?
(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)
Отметим тончайший психологизм стихотворения. Это целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении.

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?
(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)
- Каким стихотворным размером написано стихотворение?
(Трёхсложный размер – дактиль)
- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.
(Мужская – последний слог ударный, точная)
- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?
(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)
- Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?
(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)
- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?
- Да, а что мы называем кульминацией?
(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).
- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconЛюбовная лирика А. Ахматовой
Вступление 1-2 стр

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconРеферат на тему: «любовная лирика а. Ахматовой»
Первые стихи Анны Ахматовой появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон". Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками...

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconРеферат На тему: «Любовная лирика»
России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не включала земную, чувственную...

Любовная лирика А. А. Ахматовой icon«твой милый образ, незабвенный…»
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений «Я помню время золотое» и «Я встретил вас»

Любовная лирика А. А. Ахматовой icon“ Любовная лирика Ф. И. Тютчева” ("Я встретил Вас ") подготовлен учителем
Ф. И. Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconУрок литературы в 10 классе по теме: «Любовная лирика Н. А. Некрасова»
Цели: внести дополнительные сведения в представление обучающихся о личности Н. А. Некрасова

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconУрок литературы по теме «Открытие человека. Владимир Маяковский....
Муниципальное общеобразовательное учреждение тазовская школа-интернат среднего (полного)

Любовная лирика А. А. Ахматовой icon16 февраля 1941 года Б. М. Эйхенбаум дал отзыв о творче­стве Ахматовой...
Б. М. Эйхенбаум писал о том, что в 1912-1922 годах лирика Ахматовой имела огромное значение, поскольку она являлась реализацией крупнейшей...

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconТема урока: «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова»
Цель урока. Показать существенные черты лермонтовской лирики, учить приемам анализа лирического произведения

Любовная лирика А. А. Ахматовой iconТема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница