Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк»




Скачать 52.69 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк»
Дата публикации24.11.2013
Размер52.69 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
План – конспект урока литературы в 10 классе.

Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

Цели: 1.методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

2. развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера

3. Нравственное и духовное воспитание.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с видеофрагментами.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Проверка домашнего задания:

- В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и поэзии?»

^ 2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1).

Слово учителя:

–Прежде чем обратиться к чтению и анализу данных стихотворений, давайте определим значение слова пророк. Итак, пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок. (Слайд 2)

И Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич дали такое название своему стихотворению. Но образ пророка у них разный. Проследим, в чем сходство и различия двух пророков? (Слайд3)

^ 3. Работа над стихотворением Пушкина.

А) «Пророк» написан в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем. В основе стихотворения библейский сюжет из «Книги пророка Исайи», А. Пушкин почти текстуально следует за теми главами , где Исайя рассказывает , как обыкновенный человек превращается в пророка. Готовность к жертве служит поэту примером. (Слайд 4)

Б). Прослушивание стихотворения в исполнении И. Смоктуновского. (Слайд5)

В). Беседа:

- Какие архаизмы и церковнославянизмы использует автор и для чего? (зеницы, перста, уста, десница, глас, виждь, внемли, глаголом. Их использование придает торжественность высказыванию)

-Почему герой оказывается в пустыне, что она символизирует?(Лирический герой «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» , таким образом, пустыня – это символ бездуховности общества, в котором прозябает поэт)

- Как изменяется мироощущение человека?(Появляется шестикрылый Серафим, и свершается превращение. Изменяется восприятие мира пророком, причём во всех проявлениях, и мир наполняется сиянием и звучанием, которые ранее были недоступны. Язык, «празднословный и лукавый», заменён «жалом мудрыя змеи». Даже трепетного человеческого сердца не остаётся у пророка: …угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…

-Каков образ поэта –пророка, его предназначение в жизни? ( он надел сверхъестественным даром, его миссия «глаголом жечь сердца людей»)

^ 4. Работа над стихотворением Лермонтова.

А). Слово учителя: Лермонтов написал свое стихотворение в 1841 году. В основе также лежит библейский сюжет.(Слайд 6) Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Уже самим названием и начальными строками подсказывает читателю, что является фактическим продолжением «Пророка» пушкинского. С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Лермонтов как бы перешагивает точку, которую поставил в конце своего стихотворения Пушкин, и задается вопросом: а что же дальше? А дальше – непонимание, неприятие пророка людьми, издевательства и насмешки. Дальше – каменья и язвительная речь старцев, поучающих детей. Послушаем…

Б).Звучит стихотворение. Фрагмент из фильма «Лермонтов» (Слайд 7)

В).Беседа:

- Каков язык стихотворения? ( Современный язык лишает торжественности)

- Каким мы видим образ поэта –пророка? ( Пророка видят со стороны, дается его портрет, который вызывает сочувствие « угрюм, худ, бледен,.. наг и беден»)

- Как общество относится к нему? (« В меня все ближние мои… Бросали бешено каменья.», «…презирают все его»)

- Где находит душевное спокойствие поэт? ( В пустыне – символ одиночества, только природа откликается на зов поэта , «тварь покорна там земная, и звезды слушают меня»)

^ 5. Сравнительный анализ двух стихотворений.

  • Вопросы: ( Слайд 8)

  • Что объединяет эти стихотворения? (одно название, тема поэта и поэзии, библейские источники, образ пустыни)

  • Сравните лексический строй:

  • В каком стихотворении больше церковнославянизмов, архаизмов и почему?( В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском- церковно-славянская лексика уступает место современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.)

  • Какими мы видим образы поэтов-пророков?( Пушкинский прок преображается духовно. У Лермонтова есть портрет пророка. Пушкинский- торжественен. Лермонтовский – суров.)

  • Что открылось поэту –пророку?(Гармония мира открылась лирическому герою Пушкина, у другого автора – « страницы злобы и порока.»)

  • Почему они оказались в пустыне? (пустыня- это противостояние поэта и общества – извечный конфликт)

  • Что символизирует образ пустыни?( У Пушкина- бездуховность, у Лермонтова- одиночество)

  • Какие отличия стихотворений вы можете назвать?

Вывод: (Слайд 9) Пророк Пушкина – это сильная личность, во рту вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнем». К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова совершенно иного рода. Это жалкий нищий, его презирают и забрасывают камнями. Он «худ и бледен», «наг и беден».

^ 6. Составление таблицы (Слайды 10)

Сходства в стихотворениях:

1. Тема поэта и поэзии.

2. Образ поэта, наделенного сверхъестественным даром

3.Основа : библейские источники.

4. Образ пустыни.

Различия:

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

1 Становление пророка

Жизнь поэта, ставшего пророком

2. Архаичная лексика придает торжественный тон

Современный язык лишает торжественности

3. Пророк преображается духовно

Портрет пророка, его видят со стороны

4.Пророк торжественен, увидел гармонию мира

Пророк суров, видит «страницы злобы и обмана»

5.Образ пустыни- символ бездуховности

Символ одиночества

^ 7. Подведение итогов урока: перечитываем записи в тетради, письменно оформляем вывод .

Домашнее задание: (Слайд 11) Ответить на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», использую стихотворение «Пророк»

Используемые материалы:

  1. http://youtu.be/FW16uvmQ9_E

  2. http://youtu.be/UF_tP4MgeYM

  3. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. «Поурочные разработки по литературе.10 класс.» Москва, «ВАКО» 2011г.

  4. http://www.hrono.ru

  5. http://www.russdom.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» icon«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconУрок литературы в 5-ом (6-ом) классе. Тема : Сравнительный анализ...
Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина учителем или специально подготовленным учеником

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconКонспект урока литературы в 6 классе. Тема: «Сопоставительный анализ...
Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений А. Н майкова «Летний дождь» и «Под дождём»

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconТема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”
Конспект урока: Урок литературы «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На севере диком…»

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconМатериал к уроку литературы для 9 10 классов
Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconТема урока вн чтение
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconТема одиночества в творчестве Лермонтова
Я памятник себе воздвиг нерукотворный ” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание...

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconC опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» iconСопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница