Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год




НазваниеРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
страница1/6
Дата публикации15.11.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


«Рассмотрено на заседании МО «Согласовано». «Утверждаю».

и рекомендовано к утверждению.» Заместитель директора по УВР Директор школы

Председатель МО Еремина Т.В. Новикова Е.В. Макаров Р.В.

___________________________ ____________________________ _________________
Рабочая программа по литературе для 6 класса

учителя Ереминой Т.В. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Основная задача обучения в 6 классе — познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5—6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)); жанры литературы (начальные представления), баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

^ Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; определять тональность повествования, роль

рассказчика в системе художественного произведения;

сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.); отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Место предмета на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 1 час.

Устное народное творчество — 3 часа. Древнерусская литература — 1 час. Произведения русских писателей XVIII века — 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века — 30 часов.

Произведения русских писателей XX века — 19 часов.

Из зарубежной литературы — 9 часов.

Итоговые уроки — 2 часа.






^ Поурочное планирование




уро

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1
К1.1


Книги,

которые

хочется

перечитать

Урок-

беседа

Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина

Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении

Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)

Задание 4 (с. 5), со- общение об обрядовых праздниках

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)

2
К1.2

Обря-

довый

фольклор

Урок

вне-

класс-

ного

чте-

ния

Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение

Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.

Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 11-12)

Вопросы и задания 1—8 (с. 10-11)

3
К1.2

Пословицы и поговорки

Урок

Изуче-

ния

но-

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды.

Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

Вопросы и задания 1—4 (с. 16), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений

4

Фольк

лорный

праздник

«Осенние

посидел

ки»

Урок

раз

вития

речи

Выражение народного духа в фольклорных жанрах. Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений. Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам

Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни.

Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство

Исполнение календарно-об- рядовых песен, викторина, задание 5(с. 17)

Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Ми- хельсон о древнерусской литературе







1

2

3

4

5

6

7



















(с. 18-23), вопросы и задания 1—3 (с. 23)

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)

5
К2

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

Урок

изуче-

ния

ново-

го

мате

риала,

урок-

беседа

Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-лето- писец» (первый форзац учебника)

Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

Пересказ

статьи

Д.С. Лихачева и Т.Н. Михель- сон, вопросы и задания (с. 25), вопросы и задания рубрик «Развивайте дар слова»

(с. 23, 26), «Фонохрестоматия» (с. 26)

Повторение темы «Басни»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (3 часа)

6
К1.7

Русская

басня

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Повторение изученного о басне. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28-30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание

Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!».

Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания 1—2, 5 (с. 31-32)

Вопросы и задания 3—4 (с. 31-32), чтение вступительной статьи об И.А. Крылове

(с. 32-36)

7
К1.12

И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—4 (с. 36), 2 (с. 45), 1 -3 (с. 46, рубрика «Фонохрестоматия»), описание иллюстрации

Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова




** Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.


1

2

3

4

5

6

7

8
К1.12

Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням

Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы 1, 3-4 (с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия»

(с. 46-47)

Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3 (с. 55)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕИ XIX ВЕКА (30 часов)

9
К4.4

1.14

А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Лицейские годы А.С. Пушкина. Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.

Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Вопросы и задания 1—5 (с. 54), 1,4 (с. 55), 1-3 (с. 56)

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 60), выразительное чтение стихотворения «Узник» наизусть

10
К4.4

1.14

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении

Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 57), вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 60)

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

11
К4.4

1.12

1.14

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62)

Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.

Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха

Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-3 (с. 59),

1 (с. 59-60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-4 (с. 61)

Задания 4 (с. 59), 2 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный...
Г. Н. Никольская, С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С русина. – Спб.: Филиал издательства «Просвещение»,...

Рабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница