Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.




НазваниеРабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
страница1/6
Дата публикации15.11.2013
Размер1.21 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Основная задача обучения в 9 классе — углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • обшую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление

представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

^ Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Древнерусская литература — 3 часа. Русская литература XVIII века - 9 часов. Шедевры русской литературы XIX века — 54 часа. Литература XX века — 25 часов. Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков - 2 часа.

Из зарубежной литературы — 6 часов. Итоговые уроки — 2 часа.
^ Поурочное планирование

урока

Тема урока

^ Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

^ Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

^ ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Литература в духовной жизни

человека

Урок-беседа, урок-практикум

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5—8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки

Тест

Чтение статьи «Древнерусская литература» (с 4-8), «Слова о полку Игореве»

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)

2

«Слово о полку Игореве»

Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа

Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). Периоды развития древнерусской литературы. Составление плана статьи «Древнерусская литература». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из истории рукописи» (с. 8—11). Проблема авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...». Тема, идея, жанр произведения. Чтение фрагментов на древнерусском языке, в переводе Д.С. Лихачева. Комментированное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа

Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.

Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Составление плана статьи, вопросы и задания 1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 1 (с. 33)

Вопросы и задания 2-7 (с. 34), сообщения о князьях — героях «Слова...»

з,

4

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

Уроки-практикумы

Исторические справки о князьях — героях «Слова...» (сообщения учащихся). Специфика жанра и особенности композиции «Слова...». Роль «Золотого слова Святослава» в раскрытии идеи произведения. Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.). Символика в произведении. Фольк-

лорные мотивы произведения. Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В.Г. Белинский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке

Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...». Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Сообщения, вопросы и задания 2—7 (с. 34)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с. 35-39), вопросы и задания 1—4 (с. 40)



^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 часов)

5

Общая характеристика русской литературы XVIII века

Урок изучения нового материала (лекция)

Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты. Идея гражданского служения. Иерархия жанров классицизма. Развитие культуры в России XVIII века. Пафос государственного строительства и преобразований. Задача социального и нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй половине XVIII века. Обновление принципов классицизма Г.Р. Державиным. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Карамзина. Значение русской литературы XVIII века

Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.

Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы ^ XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской литературы. Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления

Вопросы и задания 1—8 (с. 40-41)

Чтение вступительной статьи о М.В. Ломоносове (с. 42-49), вопросы и задания 9 (с. 41), 1-5 (с. 49-50)

6

М.В.Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

Урок изучения нового материала (лекция), урок-практикум

М.В. Ломоносов — поэт, ученый, гражданин. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхищение «Божием Величеством», творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора. Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Пересказ вступительной статьи о М.В.Ломоносове, выразительное чтение, вопросы и задания 1 —5 (с. 49-50)

Чтение «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова, вопросы и задания 1—5 (с. 58)

7

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Урок-беседа

Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года». Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов и восклицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года». Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа

Знать: содержание «Оды... 1747 года». Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-5 (с. 58), 1-2 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»)

Задания 3—4 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Г.Р. Державине (с. 59-63), вопросы и задания 1—2 (с 67)

8

Г.Р.Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»

Урок-беседа, урок-практикум

Слово о поэте-философе Г.Р. Державине. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властителям и судиям». Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, высокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник». Обращение к античной поэзии. Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа. Чтение раздела «В творческой лаборатории Г.Р. Державина» (с. 65-67)

Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р.Державина.

Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений. Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразительное чтение, вопросы и задания 1-6 (с. 67), 1 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»)

Вопросы и задания 2 (с. 67, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-4 (с. 65-66), чтение вступительной статьи об А.Н. Радищеве (с. 68-74), «Путешествия из Петербурга в Москву»

9

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)

Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа

Слово об А.Н. Радищеве — философе, писателе, гражданине. Политические убеждения писателя. Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность». Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».

Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора. Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, вопросы 1—5

(с 74)

Задание 6 (с. 74)

10

Художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Урок-практикум

Особенности повествования «Путешествия...». Особенности жанра путешествия у А.Н. Радищева. Радикальный характер сентиментализма у писателя. Сочувствие к крестьянам, резкая критика крепостничества. Анализ глав (по выбору). Художественные средства создания образов. Риторические приемы. Дидактико-патетический стиль «Путешествия...». Нравственная ценность творчества писателя. Словарная работа

Знать: особенности жанра путешествия в произведении Н.А. Радищева. Понимать: гражданский, обличительный пафос «Путешествия...»; эмоциональность автора; роль риторических приемов в раскрытии идеи произведения; значение творчества А.Н. Радищева. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выборочный

пересказ, анализ текста, вопросы и задания 6-9 (с. 74)

Чтение

статей о Н.М. Карамзине (с. 75-84), повести «Бедная Лиза»
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 клас­са...
Рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена на основе федерального...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена на основе федерального...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
«Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (В. Я. Коровина, В. П. Полухина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин;...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа по литературе для основной общеобразовательной...
Федерального базисного учебного плана под редакцией авторов-составителей Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, Москва-2008 «Дрофа», применима...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconРабочая программа По литературе
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...

Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы. iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе Учитель Боясова Л. П
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровин составлена на основе федерального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница