1. Вступление




Скачать 370.39 Kb.
Название1. Вступление
страница1/5
Дата публикации06.11.2013
Размер370.39 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5




1. Вступление 3

2. А. С. Пушкин в музыке 4

2.1 Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина 4

2.2 Романсы 6

2.2.1 Жанр романса, наиболее известные романсы 6

2.2.2 Анализ пушкинских стихотворений 7

2.2.3. Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». 9

2.3 Оперы 11

2.3.1 Жанр оперы 11

2.3.2 Воплощение произведений Пушкина в операх 12

2.4 Музыка в кинофильмах 18

2.5 Фольклор – основа пушкинских произведений 19

3. Заключение 26

4.Список литературы 27




1. Вступление



Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.

Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Огромная заслуга Пушкина-лирика и в том, что он окончательно утвердил в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения и убедительно продемонстрировал его богатейшие ритмические возможности.

Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку: «Роза» М. И. Глинки, «Пробуждение» («Мечты, мечты») А. А. Алябьева, «Веселый пир» К. П. Вильбоа. И с тех пор этот процесс не прекращается. Высокий настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви в его лирике получили такой отзвук в русском вокальном творчестве, какой можно сравнить разве что с многократным горным эхом.

Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова

(«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).

Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).

Оперные композиторы послепушкинской эпохи – периода расцвета русского симфонизма и реалистической оперы – продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича, в которых наряду с яркой драматической коллизией присутствовали реалистически решенные характеры героев. Так возникли «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.

Почему же именно произведения А. С. Пушкина оказали столь сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? Мы выдвинули гипотезу, что близость пушкинский произведений к музыке заложена в истоках его творчества.

В работе была поставлена цель: доказать единство произведений А. С. Пушкина и музыки русских композиторов.

Цель реализовывалась через ряд поставленных задач:

  1. выяснить, творчество каких композиторов связано с именем А. С. Пушкина;

  2. найти и проанализировать тексты и музыку романсов, написанных на стихи Пушкина;

  3. изучить истории создания опер по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке;

  4. исследовать характер музыки к кинофильмам по произведениям А. С. Пушкина;

  5. найти истоки музыкальности творений Пушкина.



^

2. А. С. Пушкин в музыке

2.1 Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина



Многие композиторы оказались вдохновленными произведениями А. С. Пушкина. Среди них такие известные имена, как


  1. Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – великий русский композитор. Мы с полным правом говорим о Пушкине как выразителе своего времени и создателе основ современного русского языка. С таким же правом мы можем говорить и о Глинке как создателе русской классической музыки. Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре. И на этой прочной основе – народной и профессиональной – создал новую музыку. Творчество Глинки явилось для русской музыки вершиной ее расцвета и вместе с тем – основой, почвой, на которой развивалось творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени.




  1. ^ Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного ему общества. И в том – его историческая заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка», впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки. «Русалка» - опера новая по своей направленности, ибо в ней проявился демократизм композитора, интерес к людям простым, не «знатного звания».




  1. ^ Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор. Огромную самобытность Мусоргского определила одаренность в сочетании с широтой интересов и той подлинной народностью, которая стала основной чертой его творческой натуры. Он явился наиболее убежденным, наиболее последовательным выразителем нового демократического направления в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности, подчинить ее насущным интересам общества, сделать ее необходимой народу.




  1. ^ Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева, примкнул к творческому содружеству Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано 15 опер. В атмосфере революционно-освободительных настроений русского общества на рубеже ХХ века оперы-сказки Римского-Корсакова приобрели новую идейную направленность. В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя («Сказка о царе Салтане»), острая сатира на самодержавие («Золотой петушок»).




  1. ^ Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, педагог. Расцвет его творчества ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».




  1. ^ Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998). Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — цикл лирических романсов на слова Пушкина. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Пока музыка Свиридова оставалась малоузнаваема на Западе, в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, лирические мелодии и народный характер.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного распева, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.



  1. ^ Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик. Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), и др.




  1. ^ Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр, основатель первой русской консерватории (1862), брат пианиста Рубинштейна. Среди произведений Рубинштейна 4 духовных оперы (оратории): «Потерянный рай», «Вавилонская башня», «Моисей», «Христос» и одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь», а также 13 опер, в том числе «Дмитрий Донской», «Демон», «Купец Калашников», «Нерон», «Попугай», «Сибирские охотники», «Хаджи-Абрек» и др., несколько симфоний (наиболее известна вторая с программным названием «Океан»), концерты для фортепиано, виолончели, скрипки с оркестром, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.1


Все перечисленные композиторы в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Основные жанры, в которых они работали с произведениями Пушкина – оперы и романсы, о которых и пойдет речь дальше.

Мы проанализировали наиболее известные романсы, сравнив стихотворения Пушкина и музыку, написанную на них, и изучили историю создания и выражение чувств героев через музыку в некоторых операх.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Вступление iconБиблиографам Севастопольской Морской библиотек и им адмирала М. П....
Прелюдия – это вступление к какому-то музыкальному произведению. Вот я и решила использовать музыкальный термин как вступление к...

1. Вступление iconСценарий общешкольного мероприятия, посвященного 64-ой годовщине...
Вступление: в эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что мы имеем...

1. Вступление iconВступление

1. Вступление iconУроков по теме «Лексикология»
Вступление

1. Вступление iconЛюбовная лирика А. Ахматовой
Вступление 1-2 стр

1. Вступление iconКлассный час «подвиг доблести и чести» (внеклассное мероприятие для...
Начинается классный час под вступление (барабанная дробь) песни на стихи Д. Давыдова «Я люблю кровавый бой»

1. Вступление iconВступление
Восприятие дигитальных маркетинговых стратегий, и их применение международными компаниями

1. Вступление iconВступление
Общая характеристика преступлений, посягающих на нравственное и физическое развитие несовершеннолетних

1. Вступление iconУчебник по психиатрии Р. Шейдера Вступление Глава Введение
Диссосативниые, соматоформные и параноидные расстройства

1. Вступление iconСтатья состоит из семи глав. Но разделены они по принципу хронологической...
Но разделены они по принципу хронологической последовательности жизни и творчества Мольера. Кроме того, к статье есть вступление,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница