Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения»




Скачать 314.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения»
страница1/3
Дата публикации06.11.2013
Размер314.56 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики к.ф.н. Мирошниченко О.С.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.

^ Пояснительная записка

Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» читается в первом семестре второго курса. Данная дисциплина наследует базовому курсу «Введение с литературоведение» и посвящена специфике стихотворных произведений.

Главная целью курса является получение систематической стиховедческой подготовки студентами-филологами; углубление, расширение и конкретизация начальных знаний о стихе, получаемых в курсе «Введение в литературоведение». Будущим учителям-словесникам, ученым-литературоведам необходимо свободно ориентироваться в стиховой культуре. Основные задачи курса: формирование системных представлений о понятиях и терминологии стиховедения, овладение принципами построения стихотворных произведений, их изобразительно-выразительной спецификой. Сверхзадача курса – овладение специфическим стиховедческим аппаратом анализа поэтических произведений.

Стиховедческие знания в процессе знакомства с курсом должны быть применены прежде всего при освоении методики целостного анализа лирического произведения, а затем применяться в процессе изучения поэтических произведений в историко-литературных курсах. Студенту-филологу необходимо рассматривать стихотворение как «сложно построенный смысл» (Ю.Лотман). Это предполагает учет смыслообразующих функций стихотворных форм: метрики, ритмики, строфики, рифм, звуковой организации стиха. Поэтому логика построения курса состоит в последовательном освоении различных аспектов организации стиха – от метрики до мелодики с последующим выходом на связь факторов стихотворной речи с особенностями мира и композиции лирического произведения.

Закономерности ритмической структуры стихотворных произведений изучаются в рамках данного курса как в общетеоретическом, так и в историческом (а также сравнительно-историческом) аспектах.

Курс читается в форме лекций. Однако теоретические знания, получаемые студентами, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. С самого начала студенты отбирают по 20 оригинальных стихотворений, которые анализируются ими по каждому параметру стиха по мере изучения основных тем курса. Кроме этого, в финальной части курса в процессе овладения методикой анализа лирического стихотворения студенты должны выполнить два целостных анализа стихотворных произведений. Зачет выставляется по результатам практических письменных работ студентов, а также собеседования по теоретическим аспектам стиховедения.
^ Рабочая программа дисциплины «Поэтика литературного произведения: основы стиховедения»

Введение

Стиховедение как наука о стихе, его специфических свойствах.

Основные этапы развития отечественного стиховедения. Связь стиховедения с другими литературоведческими и филологическими дисциплинами.

Разнообразие методов современного стиховедения.

Состав стиховедения: четыре основных раздела (учения) в стиховедении (метрика, ритмика, строфика и фоника), изучение в науке о стихе функций и приемов графики и интонационно-мелодических особенностей стихотворных произведений.

Акцент современного стиховедения на содержательности стиха в целом, а также - на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации.
^ 1 Поэзия и проза. Проблема специфики стихотворной речи

Понятия «поэзия», «стих» и проза. Значения слова «поэзия» в русском языке. Стих и проза - две составляющие оппозиционную пару разновидности поэтической речи.

Стихотворная речь, ее специфика и отличие от речи прозаической. Происхождение поэзии и историческая последовательность возникновения поэзии и прозы в трактовке А. Н. Веселовского и А. А. Потебни.

Стихотворная речь - речь ритмически организованная. Понятие ритма. Специфика ритма в стихе, его отличие от ритма музыкального. Многообразие ритмообразующих факторов. Понятие о «ритмической системе».

Стих (ряд, versus) как основная единица ритма в поэзии. Метр и размер. Метрический ритм как знак определенной традиции.

Проблема семантических ореолов метров в современном стиховедении.

Рифма и стихотворная речь.

Графическая сегментация как установка на стих.

Укорененность поэтического слова в стиховой традиции.

^ 2 Метрика и ритмика

Метрика как учение о чередовании сильных и слабых мест в стихе. Противопоставление в стиховедении 20 века метрики и ритмики.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Проблема связи системы стихосложения с особенностями национального языка и культурной традицией.

Основные исторически определившиеся «родовые» метрические системы.

^ Метрическая (античная) система стихосложения

Понятия моры, стопы (подии), колона, периода (стиха), стопы.

Значение античных стоп для последующих систем стихосложения.. Жанровые и стилевые традиции, закрепившиеся за этими античными размерами.

Понятие логаэда. Античные логаэды.

^ Силлабическое стихосложение

Равносложность как основной метрический фактор силлабики. Ритмические факторы силлабического стиха.

Романская силлабика. Основные размеры французской силлабики .

Становление русской силлабики. Основные размеры русской силлабической поэзии 17-18 века.

Эволюция русской силлабики.


^ Силлабо-тоническая система стихосложения

Реформа русского стихосложения в 18 веке. В. Тредиаковский как инициатор реформы. Реформа М. Ломоносова.

Европейский и русский силлабо-тонический стих как наиболее урегулированная система стихосложения.

Классический русский стих. Основные метры и размеры русской силлабо-тоники.

Метрические определители силлабо-тонического стиха.

Перенос акцента на изучение ритма силлабо-тонических стихов как упорядоченностей отступления от метра.

Стиховедческие теории А. Белого.

Ритмика русских силлабо-тонических размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Длина стиха и размер, цезура, клаузулы и каталектика, вариации анакрузы, анжабаман .

Верлибризация русской классической силлаботоники в 19 веке.

Смыслообразующая роль низших элементов структуры стиха.

Ритмическая противоположность двусложников и трехсложников.

Специфика русского силлабо-тонического стихосложения, отличие его от немецкого и английского вариантов силлаботоники .

^ Тоническое стихосложение

Основные метрические и ритмические признаки тонического стиха. Историко-культурные и типологические различия между исконными формами тонического стиха и позднейшим акцентным стихом.

Формирование русского тонического стихосложения как системы в конце 19 - 20 веке. Предпосылки его в теории и поэтической практике 18-1-й половины 19 веков.

Общая формула тонического стиха, предложенная В. М. Жирмунским.

Дольники как наиболее урегулированная форма тонического стихосложения. Основные ритмообразующие факторы дольников.

Основные разновидности русских дольников. Русские логаэды.

Тактовики. А. Квятковский и М. Гаспаров о тактовике.

Акцентный (чисто тонический) стих, основные факторы ритма.

Полиметрические композиции.

Верлибр. Полемика о верлибре в современном стиховедении. Происхождение верлибра и его значение для поэзии 20 века.
3 Фоника

Звуки стихотворной речи. Ассонанс и диссонанс, аллитерация. Звукопись и звукоподражание.

Понятие рифмы, ее полифункциональность в стихе.

Возникновение и развитие рифмы: рифма в русском досиллабическом и силлабическом стихе. Эволюция рифмы в европейской поэзии.

Понятие точной рифмы. Орфография и произношение. Разновидности точной рифмы. Разновидности приблизительных рифм. Неточные рифмы в 20 веке.

Разновидности неточных рифм.

Зависимость рифмы от стиховой традиции.

Безрифменный стих и белый стих.

Смысловая роль рифмы.

4 Строфика

Объединение стихов в повторяющиеся группы по различным признакам. Объединение стихов рифмами. Основные способы рифмовки. Возникновение и развитие различных типов рифмовки (М. Л. Гаспаров). Основные правила рифмовки.

Нарушение правил рифмовки в различных экспериментах со стиховой традицией.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Строфические и астрофические стихи. Понятие строфоида. Основные признаки строфы.

Основные виды строф.

Твердые и сложные строфические формы в европейской и русской поэзии. Строфические эксперименты с традицией и стилизации твердых форм в поэзии 19-20 века.

^ 5 Интонационно-мелодическая организация стиха и графические приемы

Понятие стиховой интонации, роль интонирования в стиховой организации. Основные типы стиховой интонации. Мелодика русского лирического стиха в теории Б. Эйхенбаума и В. Жирмунского. Основные мелодические типы. Напевный стих, его разновидности и основные признаки. Говорной стих, его разновидности и основные признаки. Функции переноса (анжабамана), параллелизма и других факторов в мелодической организации стиха. Смешанные и переходные интонационно-мелодические формы.

Роль графики в организации стихового ритма. Симметричная и асимметричная графика. Мелодическая и интонационная функции графики стиха.

Графика как атрибут стиховых экспериментов. Фигурная графика, «стихи для глаза». Акростих, мезостих, телестих. Палиндром. Конкретная поэзия.
^ 6 Связь явлений стиха с особенностями художественного мира и композиции стихотворных произведений

Структурные свойства стиха на лексическом уровне. Слово в поэтическом контексте. Понятие «тесноты стихового ряда» (Ю. Тынянов) и ее следствия. Горизонтальные и вертикальные связи слова в поэтическом контексте. Средства выделения слова в поэтическом контексте.

Композиция стихотворения как высшая форма семантической организации стихотворного текста. Уровни композиции лирических стихотворений. Специфические приемы композиции стиха. Б. Томашевский о построении композиции стихотворных произведений.

Композиция явлений предметного мира в стихотворении. Нераздельность элементов художественного мира стихотворения с поэтическим языком и явлениями стиха.

Целостный анализ стихотворного произведения как сопряжение анализа художественного мира, поэтической стилистики и их композиции с собственно стиховыми факторами, их композицией. Выявление при анализе внутренней взаимосвязанности низших и высших элементов, части и целого. Стремление обнаружить в процессе анализа смысловую значимость каждого структурного элемента стиха.

***

Теоретические знания, получаемые студентами при изучении курса, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. В результате студенты должны овладеть техникой анализа стихотворных произведений, включающей в себя и сопрягающей воедино:

I. Анализ явлений стиха ( определить систему стихосложения; составить ритмико-метрическую схему, указать особенности ритмических определителей данного стихотворения; проанализировать особенности рифмы и звукоряда стихотворения; определить способ рифмовки и характер ее построения в стихе, составить схему рифмовки, проанализировать строфическую организацию; определить интонационно-мелодический тип и подтип; отметить возможные особенности графики.

II. Анализ особенностей композиционной организации и художественного мира стихотворного произведения (предметный мир, пейзаж и т. д.; точка зрения лирического субъекта в мире; лирический сюжет; время-пространство и пр.)

По мере освоения основных понятий курса, работы с учебными и словарными пособиями студенты должны усвоить с обязательную терминологию и составить индивидуальные словари, содержащие следующие понятия: акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, амфимакр, анакруза, анжабаман, ассонанс, белый стих, венок сонетов, верлибр, вольный стих, гекзаметр, говорной стих, дактиль, дольник, звукопись, катрен, клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), логаэды, метрика, метр, мелодика, напевный стих, точная (неточная ) рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, песенный стих, размер, рифма, ритмика, рифмовка, романсный стих, силлабика, силлаботоника, спондей, стансы, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, холостой стих, цезура.

Литература

Учебные пособия

Гаспаров. М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.

Жирмунский В. М. Теория стиха л., 1975.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. (Гл. «Сравнительная метрика» и «Лирические жанры»). М., 1996.

Федотов. О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Справочная литература

Квятковский А. Поэтический словарь М., 1966.

Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. Тураева С. М. М., 1974.

Литературный энциклопедический словарь /Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.
Дополнительная литература

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения /\ Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191

Белый А. Лирика и эксперимент; Опыт характеристики русского четырехстопного ямба; Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. // Белый А. Символизм. М., 1910.

Гаспаров М. Л. Избранные труды в 3- тт. Т. 2. Ст.: «Снова тучи надо мною...» (методика анализа)»; Т. 3. О стихе. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха. М., 1989.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. М., 1993.

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник 20 века // Теория стиха. Л., 1968. С. 59-106.

Гаспаров М. Л. Тактовик в русском стихосложении 20 века /\ Вопросы языкознания. 1968, № 5.

Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. М., 1974.

Жирмунский В. М. Мелодика стиха // Вопросы теории литературы. Л., 1928.

Жирмунский В. М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л., 1968. С. 7-23.

Жовтис А. Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1966, № 5.

Иванов Вяч. Вс. Свободный стих как способ видеть мир // Иностранная литература, 1972, № 2.

Илюшин А. А. Русское стихосложение М., 1988.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. М., 1972.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Руднев П. А. Введение в науку о стихе Вып. 1. Тарту, 1989.

Руднев П. А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы Блока «Двенадцать» // Труды по русской и славянской филологии. Вып.18. Тарту, 1971. С. 195-221.

Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.

Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.

Тынянов Ю. И. Проблема стихотворного языка. М., 1964.

Холшевников В. Е. Досиллабический и силлабический стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984.

Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconОсобенности языка лирического произведения Цели: 1
Цель: Знакомство с особенностями лирического произведения, средствами языка, открывающими глубинный смысл и те чувства, которые скрыты...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconФакультативный курс для 8 – 9 классов
Лирику цитируют, пересказывают, но не обдумывают. Размышления о художественном своеобразии стихотворения часто сводится к механическому...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconПояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме...
Мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Чувашской Республики для районного дистанционного конкурса методических разработок учителей...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconРабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconОсновы стиховедения
...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconРабочая программа практикума «Технология анализа лирического произведения»
«Технология анализа лирического произведения» составлена на основе программы элективного курса «Технология анализа поэтического текста»,...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconПояснительная записка
Курс «Развития познавательных способностей» представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconПояснительная записка
Концептуальные основы

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Пояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» icon9 класс Учитель: Идрисова Фагима Мухамеджановна Элективный курс "Chanson!" Пояснительная записка
Элективный курс «Поём на французском!» для общеобразовательной школы предназначен для девятиклассников



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница