Программа предшкольной подготовки «преемственность»




Скачать 471.96 Kb.
НазваниеПрограмма предшкольной подготовки «преемственность»
страница1/4
Дата публикации19.10.2013
Размер471.96 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

Пояснительная записка

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе будущего первоклассника». Занятия в проходят по установленному графику для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их, на базе дошкольного структурного подразделения.

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.

      Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
      В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
 — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости отрешаемых задач;

 — от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

 — от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

 — от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
      Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
      Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
      Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
      Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;

— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

— развития творческих способностей у детей;

— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

— развития и укрепления здоровья личности;

— развития духовно-нравственных убеждений личности;

— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
      Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
      В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
      Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
      ^ Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
      Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
      Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

      Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.

      В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
  — развитие эмоционально-волевой сферы;

  — развитие коммуникативных навыков;

 — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

— сохранение здоровья дошкольников.

 Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход

— систематичность и последовательность

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— наглядность

— доступность и достаточность.

 В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
      Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;

— развитие психических функций и качеств личности;

— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

         Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
      Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
      «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Развитие кругозора и творческих способностей»

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 25 апреля.
      Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут с 5—10-минутными перерывами.

Примерное количество занятий в неделю:

Название раздела

Число занятий

«Речевое развитие»

3

«Развитие математических способностей»

2

«Развитие кругозора и творческих способностей»

2

Всего:

7

      Занятия проводятся 3 раз в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».

^ Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.

Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. В раздел «Речевое Развитие» входит пропедевтический курс английского языка для дошкольников, позволяющий мотивировать дошкольников на изучение иностранных языков, развивать коммуникативные умения и навыки.
      Раздел «^ Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки».  В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

Раздел «Развитие кругозора и художественных способностей» включает курс «Зеленая тропинка» и курс «Обслуживающий труд», призванные формировать представление ребенка об окружающем мире, позиционировать себя как часть природы и часть общества, развивать творческие способности.

^ Программа раздела «речевое развитие «От слова к букве»

      Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
      Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
      Содержание ориентировано на решение следующих задач:
      — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
      — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
      — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
      — расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
      — формирование грамматического строя речи ребенка;
      — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
      — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
      Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
      Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.

При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
      В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
      Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
      Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
      Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

 В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
      — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
      — разучивание наизусть и выразительное чтение.
      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
      Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

^ Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

 При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

^ Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
      ^ Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПрограмма по предшкольной подготовке «Школа раннего развития «Вундер-киндер»....
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год»

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconДоклад Муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
Программа воспитания и обучения в группах предшкольной подготовки и в 1 классе. 22

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconУчебного оборудования и методической литературы для предшкольной...

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПрограмма предшкольной подготовки «школа развития»
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения...

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconДополнительная образовательная программа предшкольной подготовки...
В системе образования сформировался стереотип, что в школах и садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае — нечто...

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПояснительная записка Общеобразовательная программа предшкольной группы
Общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconОбразовательная программа дошкольного образования
Общеобразовательная программа предшкольной группы это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий...

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПрограмма дисциплины Арабский язык  для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПрограмма дисциплины Арабский язык  для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки

Программа предшкольной подготовки «преемственность» iconПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры русского языка Ульяновского государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Образовательный материал
загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница