Урок-концерт " я последний поэт деревни" по творчеству




Скачать 62.12 Kb.
НазваниеУрок-концерт " я последний поэт деревни" по творчеству
Дата публикации19.10.2013
Размер62.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-концерт " Я последний поэт деревни" ( по творчеству

С.А.Есенина).

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина.

Задачи:

- расширить литературный кругозор учащихся за счет образцовых произведений поэзии начала 20 века;

- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора) и их роль в художественном произведении;

- совершенствовать выразительность чтения.

Ход урока.

( Под музыкальное сопровождение учитель читает стихотворение)

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз-

Суховатой липой

Пахнет от колёс.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Вот так негромко, без особых восхищений и клятв заводит с нами разговор о Родине, о своей сыновей любви к ней великий русский поэт Сергей Есенин. Многие считают Есенина поэтом

для взрослых, но это не так.

Сегодня на уроке мы познакомимся с теми произведениями С.Есенина, которые вошли в круг детского чтения , а также поговорим о роли изобразительно-выразительных средств языка в стихотворениях Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- рассказывает сестра поэта, Александра Есенина. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры .Вдоль церковной ограды росли акация и бузина…Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, "такой простор, что не окинешь оком". На горе как на ладони видны протянувшиеся по одной линии на многие километры сёла и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса."

Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией- в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же прожил и жизнь.

Деревенское детство, уездная школа, короткая служба, городская жизнь, заграничное путешествие, поездки по стране и внезапно оборвавшаяся жизнь. Вот биография Есенина в двух строках. Судьба отпустила ему лишь 30 лет. Но и за этот короткий срок он сумел достичь многого.

Писать Есенин начал рано. В сборниках стихов поэта мы можем найти произведения, датированные 1910 годом, т.е. в то время ему было всего лишь 15 лет.

Ранние стихи Есенина прозрачны , чисты, легки для запоминания. Именно к этому периоду творчества относятся стихотворения: "Берёза", "Черёмуха", "Пороша", "Поёт зима - аукает", которые вошли в круг детского чтения.

( Чтение стихотворения "Поёт зима - аукает")

Именно среди ранних произведений можно найти сказки- традиционный детский жанр. В виде пролога к рассказыванию сказочных историй написано стихотворение "Бабушкины сказки".

( Чтение стихотворения "Бабушкины сказки" )

После этого стихотворения так и хочется прочесть длинное произведение под названием "Сиротка" с подзаголовком "Русская сказка" Оно написано по мотивам известных народных сказок о недоброй мачехе и несчастной падчерице, о всесильном деде-морозе, изменившем судьбу девушки.

( Чтение отрывка из произведения "Сиротка".)

Злая мачеха доводит девушку до слёз. Выбегает Маша на крыльцо поплакать, слёзы на морозе застывают и превращаются в жемчуга. Маша собирает жемчуга в фартук и хочет идти домой. Но тут появляется дед-мороз, который кричит, что потерял свои жемчуга. Маша готова всё вернуть дедушке, а старик признаётся, что "в награду" эти слёзы "заморозил в жемчуга". И в конце сказки Маша попадает во дворец, чтобы стать женой короля.

Похоже на сказку и стихотворение "Что это такое?"

(Чтение стихотворения "Что это такое?)

Особая страница в творчестве Есенина- частушки. В своей автобиографии он утверждал:

"Стихи начал писать, подражая частушкам." Есенин не только знал, собирал частушки ( им было собрано до 4000частушек), но и считался талантливым исполнителем.

В собрания сочинений Есенина входит целый цикл озорных и серьёзных частушек, некоторые из них можно предложить и детям.

(Исполнение частушек)

Сложными, но необходимыми для детского восприятия являются стихи о деревне, о русских людях, их жизни. Сложность заключается в том, что в этих стихах встречается очень много местных и старых слов, которые делают стихи непонятными и загадочными. Расшифровать эти загадки помогает составленный сестрой поэта Александрой Александровной Есениной толковый словарь. Вот выдержки из него:

" Выть- часть села. Всё село делилось на выти. В каждую выть входило 50-60 дворов…

^ Драчёна- запеканка, приготовленная из молочной пшенной каши с яйцами, выпечённая на сковородке.

Дышло- часть оглобли, уходящая в ось повозки.

Еланка, елань- прогалина, луговая равнина.

Загнетка- углубление на шестке русской печи.

"Заря-зореница"- заговор от бессонницы, Есенин слышал его от матери.

Кулижка – часть улицы перед домом, часть какой-то площади.

^ Махотка- небольшой глиняный горшок для молока с высоким узким горлом.

Мера- корзина для измерения количества зерна. В ней 16-18 кг.

Околица- городьба вокруг селения.

Поветь- соломенная крыша, крытое нежилое место.

^ Пожня- сенокос, луг.

Чапыга- частый кустарник, непроходимая чаща…"

Особое место в творчестве Есенина занимала пейзажная лирика.

-Давайте обратимся к нашим литературным словарям и вспомним, что такое пейзаж?

Пейзажная лирика является неотъемлемой частью всего есенинского творчества, где центральной всегда была тема родины, а родина для поэта- это прежде всего деревня и пейзаж в его стихах - сельский.

( Прослушивание стихотворения "С добрым утром")

- Проследите, как движется взгляд поэта: что он описывает в природе в начале и в конце стихотворения? Какие картины предстают во время чтения этого стихотворения?

- Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет их?

( Дети работают с текстом стихотворения)

- Как поэту удалось изобразить звуки лёгкого утреннего ветерка? Подчеркните буквы, которые передают этот ветерок.

- Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

- Какое настроение хотел передать автор, назвав стихотворение " С добрым утром!"

-А теперь вслушайтесь в ещё одно стихотворение Есенина и попытайтесь проникнуться тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху?

( Чтение стихотворения "Черёмуха".)

-Какое настроение родилось у вас при слушании стихотворения? Можете обратиться к вашим словарям настроений.

- Перечитайте текст и подчеркните эпитеты- слова, которые помогают нам услышать звуки, ощутить запахи и вкус весны?

- А сейчас найдите слова, которые употреблены в переносном значении.

-Вспомните, что такое рифма? Найдите рифмы в этом стихотворении и определите, какая это рифма?

- Какую мелодию можно подобрать для этого стихотворения ?

Большое место в пейзажной лирике Есенина занимает зимний пейзаж. Мы вспомнили стихотворение "Поёт зима - аукает". Всем известны, наверное, и такие есенинские строки:

" Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром…" Это первое стихотворение, которое появилось в печати и сразу же заняло достойное место среди произведений для детей. Ещё одно стихотворение, доступное детскому восприятию- это стихотворение " Пороша".

( Чтение стихотворения "Пороша").

Все стихи Есенина очень мягкие, задушевные и очень мелодичные. И не случайно, многие из них положены на музыку. Послушайте музыкальное произведение на слова Сергея Есенина "Сани. Сани. Конский бег.."

(Прослушивание)

- А сейчас давайте обратимся к той работе, которую вы выполняли дома. Вам нужно было выучить стихотворение Сергея Есенина, нарисовать к нему иллюстрацию и подобрать к ней соответствующие строки из стихотворения.

( Чтение стихотворения " Берёза", " Нивы сжаты…", "Закружилась листва золотая..", " Восход солнца")

-Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили с вами лишь небольшую часть стихотворений замечательного русского поэта- Сергея Есенина. Я надеюсь, что знакомство с его творчеством вы продолжите и дальше.

- А сейчас скажите мне, о чём чаще всего писал стихи Есенин ?

- Какие явления природы поэт любил изображать?

А наш урок я хотела бы закончить словами из стихотворения Ник. Брауна:

" В этом имени- слово "есень".

Осень,ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут "Сергей Есенин",

Всей России встают черты:

И над заводью месяц тонкий,

И в степи, у заросших троп,

Красногривого жеребёнка

Неуклюжий, смешной галоп.

И весенних осин серёжки,

И рязанского неба ширь,

И просёлочные дорожки,

И приокские камыши…

Над Россией летят..Есенин!

Осень, есень, осенний цвет.

Всё равно это цвет весенний

Сень берёзы и синь-рассвет.
Домашнее задание.

Написать стихотворение, продолжив строки:

1) Улетела иволга за море,

Тишина в берёзовом лесу…

2) Залётных птиц умолкли голоса.

Скользит в кустах неслышная лиса…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconУрок, посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина
Величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 г в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на улице Немецкой

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconЛитература 9 класс Урок-концерт, посвящённый юбилею В. С. Высоцкого
Цель: познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, рассмотреть основные темы его произведений; привить ученикам интерес к творчеству...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconУрок последний начинается!
Богата праздниками жизнь человека. Одни повторяются часто, другие реже. И среди них есть особенный, неповторимый праздник “ Последний...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconДеревни, в которой родился знаменитый поэт. (Туксанбаево)
В этом городе в 1892 году была издана элегия «Памяти Шихабутдина Маджани» (Казань)

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconУрок внеклассного чтения в 9 классе, посвященный жизни и творчеству В. С. Высоцкого
Учитель: Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconНа урок, как вы, придём в последний раз
Мы рады приветствовать в нашем зале: выпускников, учителей, родителей, гостей- всех, кто сегодня пришел на ежегодную традиционную...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconУрок по литературе в 7 классе «О русская женщина…» (по творчеству...
Создать обобщенный образ русской женщины, воплотившей в себе все лучшие черты русского народа

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconДобро должно быть: урок доброты по творчеству Ю. Яковлева
Добро должно быть: урок доброты по творчеству Ю. Яковлева. Сценарий, презентация/ С. Н. Андрейчикова, зав отделом обслуживания /Центральная...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconПоэт в России больше чем поэт!
Евгения Евтушенко. Е. Евтушенко как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам...

Урок-концерт \" я последний поэт деревни\" по творчеству iconУрок-пролог к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова Тема: «Нет, он не Пушкин, он другой»
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, выставка работ учащихся, презентация по жизни и творчеству поэта



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница