Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в




Скачать 48.79 Kb.
НазваниеРассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в
Дата публикации08.10.2013
Размер48.79 Kb.
ТипРассказ
www.lit-yaz.ru > Литература > Рассказ
Цели:

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся,  уважительного отношения друг к другу.

Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.

Форма: беседа.

Оформление: портрет Р.Гамзатова ,компьютер.

Ход классного часа.

Звучит песня на слова Р.Гамзатова «Журавли», на доске портрет Р .Гамзатова.

^ Классный руководитель: ребята как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня?

(Ответы учащихся).

Классный руководитель: Мы сегодня будем говорить о известном не только в Дагестане поэте Расуле Гамзатовиче Гамзатове. Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 19451950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. Его произведения были переведены на многие языки. На русский язык его произведения переводили его друзья-поэты: Наум Гребнев,, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена НиколаевскаяЮнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык классическую и современную русскую литературу, в том числе Пушкина и Лермонтова, Маяковского и Есенина.

За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века», лауреат премии писателей Азии и Африки «Лотос», лауреат премий Джавахарлала Неру, Фирдоуси, Христо Ботева, а также премий имени Шолохова, Лермонтова, Фадеева, Батырая, Махмуда, С. Стальского и др. 8 сентября 2003 года в день 80-летия поэта за особые заслуги перед отечеством президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду страны орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Любовью и ненавистью, посвящены стихи и проза Расула Гамзатова. Его герой, а следовательно и он сам, страстно любит свою Родину, с безграничной любовью относится к своей матери.

1-й ученик: Всё то, что  мной  написано  доселе,

Сегодня  до строки   готов  отдать

За  песню  ту, что  мне  у  колыбели

Вблизи  вершин  ты  напевала,  мать.

Там,  где  вознёсся  к  небу  сопредельный

Кавказ, достойный  славы и  любви,

Не  из  твоей  ли  песни  колыбельной

Берут  начало  все стихи  мои?
Он говорил, когда  народился я  и когда мне давали имя, друг моего отца выстрелил дважды: и в потолок, и в пол. Я был в нашем доме третьим сыном. Была ещё одна девочка, моя сестра, но мы говорим о мужчинах, о сыновьях.

Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил в саклю самых почтенных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. Самому старому человеку с  белоснежной головой  и бородой передала меня мать, выйдя из  другой комнаты. Я барахтался на руках у старца…

Старец, похожий на пророка, наклонился над одним моим ухом и шепнул: «Расул». Потом  он наклонился над моим  другим ухом и громко крикнул: «Расул!» Потом он подал меня, плачущего, моей матери и, обращаясь к ней  и ко всем, сидящим в сакле, сказал:

- Вот и Расул.

Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя. Папаха может оказаться тяжёлой. Имя тоже. Оказывается, седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в моё имя смысл и цель.

Расул по-арабски означает «посланец», или, ещё точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?


Человек  приходит в мир, чтобы  ощутить голод и жажду и чтобы  утолить  голод  и  жажду. Приходит  изведать горечь  поражения и сладость  победы. Поэт не  исключение. Но, предчувствуя  наперёд, что его ожидает, он,  тем не менее,  выказывает  себя самым отъявленным  и  легкомысленным  чудаком.
2-й ученик:.

Хочу любовь провозгласить страною,

Чтоб все там жили в мире и тепле,

Чтоб начинался гимн её строкою:

«Любовь всего превыше на земле».
Чтоб гимн прекрасный люди пели стоя,

И чтоб взлетала песня к небу, ввысь,

Чтоб на гербе страны Любви слились

В пожатии одна рука с другою.
3-й ученик:

Во флаг, который учредит страна,

Хочу, чтоб все цвета земли входили,

Чтоб радость в них была заключена,

Разлука, встреча, сила и бессилье,

Хочу, чтоб все людские племена

В стране Любви убежища просили.

Перевёл Н.Гребнев

4-й ученик:

«Радость, помедли, куда ты летишь?»

«В сердце, которое любит!»

«Юность, куда ты вернуться спешишь?»

«В сердце, которое любит!»
«Сила и смелость, куда вы, куда?»

«В сердце, которое любит!»

«А вы- то куда, печаль да беда?»

«В сердце, которое любит!»

Классный руководитель:

По Расулу молодые люди будут учиться отношению к Родине, матери, женщине, другу. Другой системы воспитания нет, и Расул Гамзатович все это обогатил на высочайшем уровне». Также, по словам главы региона, важно и постоянное участие родных и близких Расула Гамзатова в мероприятиях, посвященных ему и его творчеству.

Мы должны беречь каждого поэта, писателя – они создают дух народа.

Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы.

Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconЧитаем сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconУрок литературы в 10-м классе
Воспитание нравственности и духовности через восприятие идейного смысла произведения

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconКузнецова Т. П. Каретникова О. П. воспитатели ско школы- интерната III-IV вида
«запас прочности», формирует чувство психологического комфорта. В семье осуществляется физическое воспитание ребенка, воспитание...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconУрок словесности на материале произведения национальной литературы...
Воспитательная цель: воспитание любви к родине, уважения к своим обычаям и традициям, патриотизма (на примере великого сына осетинского...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconЧто такое экология?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям,...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconПоложение о краевом конкурсе творческих работ «Знамя Отчизны», посвященном...
«Патриотической воспитание детей и молодежи в Алтайском крае» и направлен на воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconСемейное воспитание
Семейное воспитание это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом,...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconРоль детали в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Время не властно...
Толстым. В каждом из нас живут его герои, его мысли, живут как частицы нашего собственного бытия. Перечитывая произведения писателя,...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconЧто такое патриотизм?
Цель: Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности...

Рассказать о Расуле Гамзатове, слушать и читать его произведения; воспитание патриотизма и человечности через его произведения; воспитание потребности в iconПереход
«И в первый день Он сотворил всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления и тогда мы увидели Его произведения,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница