Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание




Скачать 257.75 Kb.
НазваниеСказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание
Дата публикации18.06.2013
Размер257.75 Kb.
ТипСказка
www.lit-yaz.ru > Литература > Сказка
1.Особенности античной литературы и ее хронологические рамки. Периодизация греческой и римской литератур.

Античная литра – др Греция и Рим.9-8 в до н э – 5 в. Н .Э.

Возникла античная цивилизация с появлением рабовладельчества. Рабовладение освободило небольшую прослойку населения, кот получила возможность развивать науки и иск-во. Освобождение от родовых авторитетов привело к большему развитию инд. мышления, способствовало развитию новой идеологии. Попытки изучения природы без вмешательства богов, попытки формулировать законы. Хотя мифологию никуда не исчезла.

Особенности:

Огромное влияние на формирование и развитие иск-ва в Европе.

Корни ант. литры в мифах.

Периоды:

1.Фольклорный( долитературный) до 9 в.

2.Архаичный (период формирования родового строя)

3. Классический (афинский) 6-4в. днэ

4. Эллинистический (период македонского владычества)

5. Римский период 1в днэ – 5 в нэ.

Значение литры: 1.Человекоподобие 2.Учение о жанрах, о соотношении фантастики и действительности, о времени и пространстве.

3.Историография 4.Ораторское искусство

5. Философия
2. Греческая мифология и фольклор. Типология и специфика греческих мифов.

Миф – представление древних людей и мире.

Мифология отражала первобытную философию. Общинно-родовые отношения им были ближе и понятнее.

Типы мифов:

1. Космогонический – о сотворении мира

2. Героические

3. Эсхатологический – о конце света

4. Теогонический - о богах.

Космогонический:

Хаос = Эрос( сила любви) = Уран (Небо)+Гея (Земля)= Дети (титаны – Хронос, Афродита), сторуке великаны, циклопы)= Хронос (вермя) +Рея (Пространство)=дети (Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Гестия) Война богов. Зевс=Гера.

12 олимпийских богов становятся правителями серебряного века (богатство, бездумная трата, разврат):

1.Зевс (верховная власть) 2. Посейдон (море) 3. Гера (супружеская верность) 4. Деметра (плодородие) 5. Гестия (гостеприимство) 5.1. Дионис (пьянство) 6. Афродита (любовь и красота) 7. Апполон (искусство и врачевание)

8. Артемида (охота) 9. Гефест (кузнечное дело) 10. Арес (Кровавая война) 11. Афина (справедливость) 12. Гермес (путники, воры, науки, бог-вестник).

Все боги антропоморфны.

Героический – подвиги о Геракле. В центре культурный герой. Прометей – несущий огонь, прикованный, освобожденный.

Пандора (эсхатологический миф)

Фольклор – Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос – старинное сказание, предание.

Аэд – немощный старец-старуха.

Текст не записывался, поэтому представлял собой импровизацию. Сюжет из мифологии.

5.Развитие лирики, разновидности поэзии.

Лирика – особый род литературы, отражающий мысль и чувства автора, его настроение и мгновенные душевные противоречия. Лирика не должна быть народной, это крик души одного поэта.

Виды:

1.Элегия (жанр стиха, который включает в себя размышления поэта на разные темы, но обязательно наставительного характера)Представители: Тиртей, Мимнерм (любовная, эротическая лирика, воспевает радости молодости и ужас надвигающей старости), Солон (автор политический элегия), Феогнид (пессимист, политический и нравоучительные стихи, 1400 штук)

2.Ямб (жанр, характеризующийся насмешливыми сатирическими чертами. Позже стал названием стихотворного размера). Представители: Архилох (военная тематика и тема любви), Семонид (ироническая, насмешливая поэзия, например описание женщин, от каких животных они произошли).

3.Мелика – песенная лирика.

Хоровая -тесная связь с обрядами и фольклором, включала в себя мифологический образы, высокий торжественный стиль.

Дифирамбы - торжественные песни, гимны.

Трены – песни-плачи

Парфении - песни девушки.

Эпикинии – хвалебная песнь в честь воинов.

Сольная – (о Лесбос) - Алкей (аристократ и политик, основная метафора – человек-корабль, жизнь – море). Сапфо – (женщина, жила на о. Сицилия, была изгнана с него. Главная тема – любовь и описание чувств, красиво то, что мы любим. Автор множества эпиталам (свадебных песен). Любовь – это мука. Простая лексика и использование аллегорий.

4.Дидактический эпос Гесиода. Своеобразие стиля в поэмах «Труды и дни» и «Теогония».

Дидактический эпос – мораль. Гесиод – дидактический эпос и генеалогический (собирательство и каталогизация). В это время потухли все старые идеалы, они превратились в мораль. Гесиод собрал в кучу и подытожил многовековой опыт. Гесиод относился к населению, не нажившемуся от распадения древней общины, поэтому столько пессимизма. Поэму труды и дни он писал своему брату Персу, который оттяпал у него часть земли, но вскоре все равно разорился. В трудах и денях он описывает как нужно трудится земледельцу, какую жену себе брать, когда, чтобы прислуга была бездетная, скопидомство. Апофеоз труда и справедливости. У него мещанская идеология, других горизонтов жизни для него нет. Гесиод очень консервативен. В теогонии сначала дана хвалебная песнь музам, а потом идет перечисление кто из богов на ком женился (теогонический миф). Стиль Гесиода везде сухой и краткий, например вТеогонии идет просто перечисление браков. Сильная наставительная мораль. «Не бери в жены сластену», «кто верит женщине, тот верит вору», «меру во всем соблюдай и делай дела вовремя». Хотя он и очень наблюдателен, красочно рисует как крестьянин берет плуг, как работает. Может любоваться пейзажами, наблюдать времена года, пролетающих птиц и т.д. Описывает зиму. В Теоговнии же кое где тоже даны красочные описания и картинки, например описание Ехидны и Тифона, борьба Зевса с титанами. Красочно описан и миф о пяти веках. ОН тяготеет к прошлому (о, как не хотел бы я жить с людьми пятого века). Особенно серебряный век, где он рисует картину человеческого падения, распад родовой общины. Миф о Пандоре лишний раз показывает негативное отношение к женщине, а Прометея (ремесленник) он не любит. Рисует его отрицательно. Так что Гесиод очень противоречивый поэт. Классовое общество в период Гесиода только зарождалось. Он, с одной стороны бедняк, а идеалы обогащения у него и в старом, родовом обществе, и в новом, рабовладельческом.

7. Происхождение и структура древней аттической комедии. Образец литературной критики в комедиях Аристофана «Облака» и «Лягушки»

В комедии «Облака» объектом пародирования стало учение Сократа, которое он, интерпретирует в духе софистов. Аристофан нападал и на Еврипида, высмеивая его трагедии в комедии «Лягушки». Главный упрек, который он делал великому трагику, заключался в том, что в его трагедиях отсутствовал героический идеал, который был так необходим греческому народу в период политических смут. Проблематика «Лягушек» сосредоточена во второй половине комедии, в «агоне» Эсхила и Эврипида. Состязание трагических поэтов в «Лягушках», частично пародирующее софистические методы оценки литературных произведений, является для нас древнейшим памятником античной литературной критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи, музыкально-лирическая сторона их драм. Наибольший интерес представляет первая часть состязания, в которой рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства и в частности о задачах трагедии. Поэт — учитель граждан.

^ Происхождение комедии:

Комедия – процессия людей, славящих бога. Включала острую критику соц. устройства общ-ва, протест против тирании, либо критику конкр. политика в шутливой форме. Смех, шутливые формы роста винограда, небольшие драм спектакли с драками и перебранками, ярмарочные балаганы – имели цель заручится поддержкой богов для получения следующего урожая. Смех служил для «отгоняния» злых духов, очиститься от грехов, набраться сил на след. год. Сюжеты типичны – Одиссей – плут, вор, глупец, обманывал богов, Геракл – обжора и пьяница, совершал «подвиги», покоряя женские сердца, К середине пятого века комедия ставилась 2 раза в год, хор играл главную роль, были постоянные маски – шут, ученый –шарлатан, трус, пьяная старуха, обжора….). 12, 15 или 24 человека.

Структура: 1. Пролог (диалог со зрителем), 2. Хор 3. Эписодии – песни хора. Конфликтная ситуация между хором и актером, доходящая до драки. 4. Парабаса – «Кого будем критиковать?» 5. Эксод – ряд шутливых сценок, посвященных празднику плодородия.

Простая форма комедии содержала острое политическое содержание.


6.Характеристика классического периода греческой литературы. Развитие драмы. Основной конфликт в трагедиях: «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Медея» Еврипида.

«Мелос – состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма», то есть соединении музыки, поэзии и танцевального искусства. Греки – тонкие ценители музыки.

(Народная форма драмы)Характерной чертой обрядовой драмы является надевание маски какого-либо бога, демона или зверя. Этот обычай также коренится в первобытном мировоззрении: считают, что человек, надевающий маску, получает свойства того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользуются у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов («предков»).Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов кот.они возникли. Важное обществ. Знач. Приобретает театр. Представления устраивались только во время празднеств в честь Дионисия.На представлениях присутствовали все граждане, а сами представления проходили как состязания между поэтами, каждый из кот.ставил 3 трагедии и одну сатировскую драму. Все участники получали награду, только первая означала победу. С этого времени и в течение всего 5-4 в.до н.э. драма в двух ее жанровых разновидностях – трагедия и комедия становится ведущим родом словесности. В VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни. Костюмы:

трагедия – старинные длинные одеяния, котурны – обувь с ходулеобразными подошвами;комедия, сатировская драма – приближены к обычным. Маски нарочито уродливые. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos. Рассказывались разные мифические истории о боге. Ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики. Композиционное построение трагедии имело свою устойчивую структуру. Всё начиналось с пролога, который знакомил зрителей с героем, событиями его жизни, предшествовавшими начинающемуся действию. За прологом шёл монолог героя или диалог героев, в котором персонажи признавались в своих переживаниях. Выход хора на орхестру назывался парод. В дальнейшем герой вступал в диалог с корифеем или с другими героями. События делились на отдельные эписодии, а выступления хора именовались стасимами. Эксод - это развязка случившегося, все оставшиеся в живых участники событий, включая хор, покидали сценическую площадку. «Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос — «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания.

Общее у произведений – Вина предков ложится на потомков, окутывает их туманом порока, написаны все по мифам, в центре герой с самостоятельными действиями, мыслями, Софокл ввел третьего актера на сцену, у Софокла – герой человек, у Эсхила род.

8.Развитие прозы. Своеобразие историографии Геродота («Музы»). Ораторское искусство Демосфена («Филиппики»).

Музыкально-ритмический стих запоминается проще, поэтому проза появилась позже стихотворных жанров. Исторические записи часто носили описательный характер, сказания. В исторические записи часто вносились рассказы не про мифическую личность, а про реального человека. Темы для таких рассказов давали жизни правителей, например. В 6 веке появляется басня – критика несправедливостей жизни низовым народным героем. Писал Эзоп, герои – звери.

Греческая художественная проза развивалась по трем направлениям: историография, красноречие, философия. Представителями греческой художественной историографии были Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Геродот – «отец истории». Он – горячий патриот Афин, жило во времена роста демократический идей после Греко-персидских войн. Много важных записей – описал обычаи похорон, способ построения пирамид, мумификации. Материалы о жизни разных племен, героев, полумистические сказания. Просторы Причерноморья, описание.

«История»

Грамматики разделили на 9 частей, назвали «Музы»

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.

Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.

Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл, например «Перстень Поликрата»

Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв)

Тема Геродота – история греко-персидских войн.

Не умеет отличать повод от причины: война из-за извечной вражды греков с европейцами, причина которой – взаимное похищение женщин (Елена, Европа, Медея), считал, что женщина изначально во всем виновата. Верил в сверхъестественное, из-за многократных путешествий – многие сведения перепутаны. Зато умел сочетать историю, географию с художественным описанием. Много этнографических подробностей.

^ Фукидид – война в 8 книгах. Экскурс в прошлое, рассматривал причины войны, исключая мифологию, анализ войны между Афинами и Спартой.

Красноречие, ораторское мастерство, горгианство – искусство публичной речи, кот включало в себя: 1. Мастерство говорить громко, выразительно, нараспев 2. Умело владеть жестами и мимикой 3. Пользоваться риторическими фигурами. Первый был Горгий, софист. Красноречие: Судебное, политическое, торжественное. Первое выступление Демосфена в суде против македонского владычества. Филиппики – сборник речей против Филиппа Македонского, против порабощения Греции с призывом восстания захватчиков. Первым их переводил Ломоносов. В XVIII Карамзин перевел и подготовил к изданию, но из-за их свободолюбия цензура запретила.

Характерно:

1.ритм, тон, сжатость речи

2.мощный стиль речей

3.благозвучие

4.периоды симметричны, очень длинные

9.Философские труды Платона («Федр», «Федон», «Тимей», «Государство», «Законы») и Аристотеля («Поэтика»).

Философия – («любовь к мудрости») – наука постичь мир. Платон – основоположник объективного идеализма. Был учеником Сократа, учителем императора, но был изгнан. . Ненавидел материалиста Демокрита. Слух – скупал его произведения и уничтожал. Никогда не упоминал его в своих произведениях. Гибель Сократа была страшным потрясением для Платона. Все ученики вынуждены были бежать, Платон тоже. Познакомился с философией Пифагора. 387 – вернулся в Афины уже немолодым человеком. Открыл школу в Академе (роща) философскую школу (там уже были гимнасии). Существовала >900 лет, пока Юстиниан не закрыл. Самый главный предмет – математика. Диалог Платона. Философия Платона.

Платону не нравилось ни одно из существующих гос. устройств, вообще реальность. Считал, что существует вечный мир идей, понятия – это образы, но мы не можем это видеть.

Осуждает искусство, приводя 1. этико-психологические и 2. социально-педагогические доводы. Считает, что искусство нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти → развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении.

Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам же писал произведения разных жанров.

«Государство» - философский труд об идеальном государстве: демократическом, отбор людей, лучшие + лучшие, должны жить три типа людей – Аристократы, правители, ремесленники и земледельцы.

«Законы» - Учение Платона. Учение о двух мирах – земной и духовный, отрицание искусств, Душа – превосходит над всем.

«Федон» - диалог самого Платона с учеником Федоном. Яд богам.

«Пир» – речь Платона о сущности любви.

«Тимей» – речь об Атлантиде, решившей завоевать Грецию, без воли богов и погибла.

Аристотель – ученик Платона, учитель Македонского. Анализ конституции 158 государств. Идеальное государство – рабовладельческое. «Все происходящее в мире цепь причин и следствий» В Средние века Аристотель считался идеальным ученым, его переписывали. Аристотель развил современные ему научные знания. Его труды – основание для науки Средних веков. Странное соединение материализма с идеализмом.

Аристотель: искусство нужно, у него свои законы. Катарсис: Очищение, которое дает искусство / медицинское явление.

^ Значение Аристотеля:

разделил литературу на виды

описал структуру эпоса, трагедии, комедии

описал комических и трагических героев

описал природу комического

«Поэтика» – серьезное лит. исследование, образцом для которого послужили поэмы Гомера, теория Платона, древнегреческие драмы и изобразительные искусства, главным считает катарсис.

10. Характеристика эллинистического периода. Своеобразие новой аттической комедии. Социальная проблематика комедии Менандра «Третейский суд».

Государства, в которых происходило скрещение греческих и восточных элементов, принято называть эллинистическими, а весь период от Александра Македонского до установления римского владычества в Передней Азии и Египте — эпохой эллинизма, т. е. распространения эллинства и внедрения эллинской культуры в страны, завоеванные македонцами. В политическом, культурно-историческом и религиозном отношении происходят следующие изменения:1. На смену городам-полисам приходит первоначально централизованная монархия. 2. После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) бывшие полководцы его армии (диадохи) возглавили отдельные монархии, провозгласили себя царями, а власть наследственной. 3. Основная масса населения отстраняется от управления страной и участия в государственных делах. 4. в культурном отношении происходит слияние греческих и восточных элементов во всех областях общественной жизни. 5. религиозный синкретизм, объединение греческих и восточных культов. Литература этого периода характеризуется резким сужением круга литературных тем, преобладанием семейно-бытовой тематики, при выборе которой предпочтение отдается выражению индивидуальных, интимных чувств над социальными. Ведущими литературными жанрами становятся: новоаттическая комедия, всевозможные разновидности поэтических жанров (идиллия, эпиллий, эпиграмма), продолжает свою жизнь эпос, хотя тематика его значительно изменилась, зарождается проза.

Комедия:

Характерно:

1.Появляются люди среднего круга: не цари и не боги

2.Натуры их обыденные, повседневные заботы

3.Типы статичны: строгий / похотливый старик, робкий юноша, неробкий старик, помогающий ему.

4.Неопределенное место и время действия

Сюжеты:

1.Освобождение девушки от сводника

2.Узнавание когда-то брошенного ребенка

3.Любовь и брак

4.Восстановление прав незаконнорожденного ребенка

5.Насилие и наказание.

Единственным представителем новоаттической комедии, на основании творчества которого мы судим о жанре в целом, является МЕНАНДР (342-291 гг.). Его комедии пользовались в античности большой популярностью, но впоследствии были забыты. Благодаря папирусным находкам в начале века и открытиям, сделанным в середине ХХ столетия, творчество Менандра стало доступно современному читателю. Написал 118 комедий. По своей структуре комедии Менандра делятся на 5 актов. Хор исключен из участников действия, его подменяют хоровые интермедии, которые выходят за пределы комедийного сюжета, однако наличие пролога связывает структуру новоаттической комедии с образцами ее древнеаттической предшественницы.

«Третейский суд» - Харисий вступает в связь в некоей Памфилой на празднике Таврополий. Потом женится на ней, не зная, что уже с ней трахался. Через 5 месяцев после брака, она рождает ребенка от Харисия, сама не зная, что он от него. Он бросает жену, обвинив в измене. Проводит время в веселье с арфисткой Габротонон, а Памфила в отчаянии подбрасывает ребенка рабу Харисия, он же отдает его другу Х., с которым тот проводит время. Рабы ссорятся между собой, тк, хотят оставить у себя вещи, что были при ребенке, например Перстень, потерянный Х и найденный П. в итоге ребенка присуждают рабу, который берет ребенка на воспитание. И раб Х узнает по перстню, кто истинный его отец, отдает ребенка Габротонон, которая по перстню доказала, что ребенок ее и Харисия. Но потом в ней вдруг просыпаются благородные чувства и она рассказывает всю правду Х и П.

11. Специфика греческой литературы периода римского владычества. Особенности жанра в романе Лонга «Дафнис и Хлоя»

”.Особое место среди греческих романистов занимает Лонг, роман которого “Дафнис и Хлоя” снискал наибольшую славу в мировой литературе. Дата написания этого произведения точно не установлена, в последних научных исследованиях ее приближают ко II веку нашей эры. Нет никаких сведений об авторе романа, самое имя которого также вызывает противоречивые толкования. Главной темой повествования является изображение любовных переживаний воспитанных пастухами и ведущих пастушеский образ жизни юноши и девушки, которым покровительствуют пастушеские божества. Обращает на себя внимание близость сюжетных мотивов романа Лонга к новой комедии, в которой мотив “подброшенного и найденного ребенка” играет важную роль. У Лонга этот мотив осложнен введением двоих подброшенных детей, мальчика, вскормленного козой и воспитанного козопасом Ламоном, а два года спустя пастух овец Дриас обнаруживает в гроте нимф девочку, вскармливаемую овцой. Как свидетельствуют оставленные при детях приметные знаки, оба они были подброшены богатыми родителями. В ходе развития действия будет выявлено благородное происхождение молодых людей, воспитанных приемными родителями. Главные симпатии автора на стороне людей сельского труда, которых он противопоставляет богатым бездельникам из города. Не играют решительной роли у Лонга и традиционные для романа вообще фигуры нежелательных претендентов на любовь героя или героини.

Романы:

1.рассказы о путешествиях или приключениях + любовная история = роман (название придумано в средневековье)

2.история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока

3.первые романы – герои – мифологические персонажи

4.основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе

5.приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен

6.неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти»

7.персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности, имеет второстепенное значение.

12.Характеристика римской литературы. Основные черты долитературного периода. Римская мифология и фольклор.
В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества — римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII — XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Мировоззрение и идеологические формы, вырабатывавшиеся в Греции на разных этапах ее исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества, римского, в соответствующие моменты его развития. «Заимствование» у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и в философии, в искусстве и в литературе. Однако, «заимствуя» у греков, римляне приспособляли заимствуемое к своим потребностям и развивали его соответственно специфическим особенностям своей истории. Стилевые формы римской литературы представляют собой повторение, но вместе с тем и видоизменение греческих стилевых форм, и римская литература в целом является вторым вариантом античной литературы, как особой ступени всемирноисторического литературного процесса. По традиции, восходящей в своих истоках к эпохе Возрождения, римскую литературу принято делить на периоды соответственно этапам развития литературного латинского языка, в котором различают «архаическую» латынь, «классическую» («золотую» и «серебряную») и «позднюю». С этой точки зрения римская литература периодизируется следующим образом. I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.). II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.). III. Золотой век римской литературы: а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.), б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.). IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Трояна (14 — 117 г. н. э.). V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.).

Это первая литература, вышедшая из другой литературы, заимствовано:

жанры

поэтические формы

стихотворные размеры

сюжеты

худож. приемы

Но римские писатели развивают имеющуюся проблематику и приносят новое.

Главное искусство – красноречие.

Черты р. литры:

1. Носила практический характер

2. отражала интересы отдельного человека

3. не допускались фантазии и романтические темы

4. Главное кредо – полезно лишь только то, что выгодно-> интерес к практической стороне жизни/

Периоды:

1.Мифологический -

2.Развитие у.н.т., римского фольклора

3.Раннеримская литература.

4.Литра конца республики

5.Литра начала империи

6.Ранней империи

7.Поздней империи

Римская мифология – литературный факт.

УНТ связано с первыми театральными постановками.

Сатурналии = Дионисии

Жанры:

Гимны богам

Заклинания

Молитвы

Поговорки и изречения

Сказания

^ Арвальский гимн – единственное полностью сохранившееся произведение в стих-ной форме.

Нении – песни-плачи по умершим.

Свадебные песни – сатирический характер.

СатУра – драма театральное действие трагедийного характера.

Аттелана – фарс, комедия, с участием 4 масок. Грубый древенский характре, непристойный. Книги главных жрецов – летописи. Законы, таблицы – юридический памятники. Пророчества, предсказания, договоры, пословицы, поговорки.

13. Особенности литературы эпохи республики. Специфика римской паллиаты в произведении Плавта «Псевдол». Прозаические произведения Катона.

1 в днэ

Вся литература эпохи республики отличалась особым взглядом на римскую историю, появлением сатиры, собственной римской драмы, особых форм прозы и поэзии и разнообразием тем, но недостатки в том, что подражая грекам они потеряли римскую индивидуальность и оригинальность.

^ Ливий Андроник – переложил сатурнийским стихом «Одиссею». Поставил на праздничных играх переделки с греческого, умели огромный успех. Ахилл, Троянский конь, Андромеда, Даная…

^ Гней Невий – драматург – Паллиата – Комедия на греческий сюжет.

Национальное римское - претекстаты, где главный герой высшее должностное лицо, написание на латинском языке, например «Ромул – о создании Рима». Мог переработать две греческие пьесы в одну.

Квинт Энний – переделки Еврипида. Эпос «Анналы» - история Рима от начала до современников. «Сатуры» - собрание рассказов, басен, историй, заимствованных с греческого.

^ Тит Макций Плавт использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, кроме комедий Аристофана, потому что те были слишком политически остры. Плавт с успехом использовал, усиливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфическую римскую окраску. Действие комедий Плавта происходит на греческой земле, главные герои – тоже греки, но все же зрители чувствовали в них римский «запах». В своих паллиатах он убирал политический и социальный вопрос, оставляя лишь вопросы быта.

«Псевдол» – говорит о том, как верный раб Псевдол помогает хозяину юному Калидору похитить из рук сводника свою любимую девушку Феникию. Отец не согласен на брак сына с ней, а Калидора нет собственных денег, чтобы выкупить ее. Тогда раб Псевдол обещает помочь своему господину. Но даже держит пари на крупную сумму денег с отцом Калидора, что поможет ему. Отец Симон предупреждает сводника об их намерениях. Псевдол отправляется к дому сводника и встречает на улице какого-то приезжего, который ищет дом Баллиона – сводника, чтобы передать ему письмо и деньги от своего господина, который купил у сводника Феникию. Псевдол, назвавшись рабом сводника взял у приезжего письмо, денег одолжил и друга Калидора Хария. Все, Феникия их.

Много пословиц. Язык близок к разговорному народному языку.

^ Марк Порций Катон старший- развитие р прозы – летописи, архивы, хроники, анналы – на греческом языке, цель – прославление Рима.

В Риме Катон делает быструю политическую карьеру – полководец-нар. судья, консул-цензор. Выступал против эллинизации Рима и объдинения его с Грецией. Начало – книга из семи частей, о римской истории, создан в прозаичной форме, много этнографических подробностей, описания всех войн и процесса объединения р империи. «О земледелии» - рабство явление необходимое.

14. Стилевое своеобразие ораторского искусства Цицерона («Брут», «Оратор», «Об ораторе») и Цезаря («Записки о галльской войне») Лирика Катулла.

В красноречии были известны два направления – азианский и аттический. Азианский отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам, к метрическому построению концов периода его частей. Представитель – Цицерон, консул 69г днэ. Дошло 57 речей, 100 не дошло, 20 – в отрывках. Дошли трактаты по риторики и философии. Дошло 800 писем – только форма письма, так – литературное произведение. Дошли благодаря переписчику Терону. большие трактаты о красноречии «Оратор», «Об ораторе», философские трактаты «О законах», «О республике», «Об обязанностях», этические сочинения «О дружбе», «О старости», «О природе богов». Все эти работы не научные, а просветительские. Его письмам подражали многие авторы.

Заслуги:

1.сохранил недошедшие греческие идеи

2.создал φ-ую терминологию на лат. яз.

3.переписал утерянные φ-ие труды.

По стилю:

1.азионист (азианский стиль включает обилие слов, мысль должна быть исчерпывающе развернута, нечего домыслить. Демосфен – нельзя убавить, Ц. – нельзя прибавить)

2.умеренный азионист

3.выработал собственный стиль

Особенности:

1.много общих мест → мало сюжета

2.этимологические фигуры («безбоязненно их не бояться»)

3.тройственность («твердость, доблесть, мудрость», «не слыхали, не читали, не учили») – по ↑.

4.параллелизм («не словом, а делом», а _ и _»)

5.противопоставление (Клодий и Мелон)

6.не боялся не льстить, не пугать судей

7.очень театрален

8.очень честолюбив и тщеславен.

9.много повторов (его речи не столько для суда, колько для публики, его цель – убедить самого глупого слушателя)

10.есть и комический эффект.

Он умеет разнообразить свой слог в зависимости от адресата, и личность корреспондента создает каждый раз новые стилистические оттенки. Цицерон писал легко и быстро, и, несмотря на то, что ему приходилось вести обширную корреспонденцию, многие письма достигают довольно внушительных размеров. Незаменимые как исторический источник для последних десятилетий римской республики, письма Цицерона ценны также и тем, что раскрывают личность автора с совершенно необычайной для античных условий полнотой. В интимных письмах Цицерон открыто признает полное крушение своих политических планов. В адвокатской деятельности ближайших лет он оказывается, по существу, орудием в руках триумвиров, защитником их агентов на судебных процессах, и с жаром отдается литературной работе, которая предоставляла ему больше свободы и давала возможность хоть несколько оправдаться перед общественным мнением. В дружеских письмах он даже немножко подсмеивается над своей способностью импровизировать в торжественном стиле. Однако искусство его отнюдь не ограничивается только этой сферой. Постулат владения разнообразными «стилями» у Цицерона осуществлен, и он умеет менять тон на протяжении одной речи, чередовать пафос с шуткой, страстность с простотой и спокойствием. характер цицероновского красноречия был для современников неразрывно связан с его компромиссной политической позицией, и личность Цицерона со всеми ее недостатками еще слишком жива была в памяти. Но уже для следующего поколения эти моменты потеряли остроту, и Цицерон был признан величайшим мастером римской прозы, имя которого стало синонимом красноречия.
^

Записки о Галльской войне


О войне в Галлии, Германии, Британии. Дошел до Лондона, дальше помешал лес.

написано сознательно безыскусственно, рассказывает просто.

Сенат не поручал Ц. эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться этим докладом. Все правда, но многое умалчивает.

говорит о себе в 3-м лице. Воины его обожали ← делил добычу честно

важно не столько история, сколько замечания: в Ирландии день > ночи, в Британии не едят зайчатину, много олова, синятся перед боем, белые холмы. Его интересует гос устройство племен. В Британии нет частной собственности, жрецы-друиды учатся 20 лет. Сам объясняет эти явления, как считает.

Дошли записки о гражданской войне, которые не кончены. Объясняет в них, что эта война не по его воле.

Катулл из Вероны из богатой семьи. Принадлежал к кружку неотериков: считали, что время эпоса прошло, писали эпиграммы, эпилии, элегии. Для них поэзия – всего лишь форма, а содержание – минутная мысль. Называли стихи nugae – безделки, но были уверены, что они переживут века. От других неотериков дошли только имена. К. дошел благодаря веронскому патриотизму. Книга: стихотворения → поэмы → свадебные стихотворения → эпиграммы.

Лирика: любовная, насмешливая, дружеская, выпады против врагов. Темы случайны, интересен не сам объект.

Стихи:

лирическая сила

простота, простонародность

использует ругательства

искренность

в стихах к Л. – острейшая субъективность

впервые появляется раздвоение – и ненавижу и люблю

использует древнегреческие средства (их сравнения – поцелуи = песчинки, звезды)

сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям (семейные отношения особо почитаемы в Риме)

его чувство глубокое, серьезное, возвышающее

но не совпадает с действительностью → Лесбия изменяет → пишет стихотворения-издевки, полные боли

обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах.

Поэмы:

хорошо знал литературу греков

последователь Каллимаха, противник классического искусства

нестройная сложная композиция

отсутствие единой сюжетной линии – перескакивает, много вставных сюжетов – о изображении на ложе, о предсказании рождения Ахилла.
15. Общая характеристика литературы эпохи становления империи и принципата. Творчество Вергилия («Буколики», «Георгики»), Горация («Эподы», «Сатиры», «Оды»), Овидия («Метаморфозы».

С приходом Августа прекратилась гражданская смута в Риме, а вместе с тем затихли и бурные политические страсти. Хотя существовала и оппозиция Августу. Кружок Ная Юлия Мецената, куда входили Варий Руф, Вергилий, Проперций.

Были и те, кто старался забыть свое республиканское прошло – Горации, отличался добродушный свободомыслием, не мешающим политике Августа. Кружок Корвина Мессалы, куда входили Овидий, Тибулл и другие элегики. Историк Тит Ливий, Азиний Поллион – примыкал к легальной оппозиции Августу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconБылины народный эпос
В словаре С. И. Ожегова о значении слова «былина» сказано кратко: «Русская народная эпическая песня о богатырях»

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание icon1. Выберите слова, соответствующие названиям родов литературы
Лироэпика, комедия, стихи, лирика, сказка, роман, поэма, песня, эпос, баллада, пьеса, проза, фольклор, жанр, дружеское послание,...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconЗадания дистанционной олимпиады по литературе для учащихся 6 классов
Басня, пословица, сказка, небылица, загадка, песня, поговорки, колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, поговорка,...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconИльин Г. Ф. Старинное индийское сказание о героях древности "Махабхарата"
Крупнейшими памятниками древнеиндийской эпической поэзии являются "Махабхарата" "Великая война потомков Бхараты" и "Рамаяна" "Сказание...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconРассказ, басня, сказка, пьеса, стихотворение, повесть, роман, поэма,...
Запишите в одну колонку фольклорные жанры, а в другую – жанры авторской литературы. Дополните эти колонки самостоятельно

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconК какому роду литературы относятся былины?
А жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconКонтрольный тест по литературе за курс 7 класса
А. Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconНашего мероприятия “А песня ходит на войну”
Война и песня, что может быть общего?! Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее,...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание icon«песни победы» Музыкальный фон: песня «Офицеры», в исполнении
Война и песня… казалось бы, что может быть общего? Среди крови, боли и страданий – музыка. Но, тем не менее, это неотделимая часть...

Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос старинное сказание, предание iconПособия по русскому языку
М. Горький Рассказы. «Сказки об Италии». «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница