Урок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5»




Скачать 40.88 Kb.
НазваниеУрок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5»
Дата публикации24.09.2013
Размер40.88 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка)

Денисюк Лариса Серафимовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск

Цель: показать старшеклассникам художественное воплощение моральных, нравственных, философских проблем рассказа; закрепить умение анализировать текст; продолжить подготовку к написанию сочинения части С по русскому языку; развивать продуктивное творческое мышление;  выявление способов раскрытия драматических переживаний человека.

                                                               Ход урока.

 

  1. Звучит песня Визбора «Милая моя» (клип основан на фильме «Рудольфио»)

  2. Как вы думаете, почему урок сегодня начинаем с этой песни? 

  3. Начнем сегодня мы нашу работу с небольшого мини-сочинения «Мои впечатления от рассказа «Рудольфио» ( заслушивание работ).

Скажите, при чтении рассказа не возникло ли у вас чувство,, что что-то недочитано, недопонято? Что всё не так просто! Давайте попытаемся проникнуть вглубь, раскрыть все “странности” этого произведения.

Для этого ещё раз обратимся к тексту. С какой интонацией, с какими чувствами должны быть произнесены реплики Ио? Рудольфа?

  1. Размышление над вопросами:

  • а что такое любовь?

  • как она возникает? что притягивает людей друг к другу?

  • всегда ли первая любовь – это счастье?

  • какова степень ответственности за любимого человека? (Ответы на вопросы по кругу, передавая эстафету от одного к другому).

Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.

Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.

По словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.

Любовь это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит когда чувство взаимно.

Признаки любви:

-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;

-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;

-непредсказуемая смена настроения;

-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;

-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других.

  1. Валентин Распутин усиливает чувства героев с помощью коротких описаний природы. Найдите эти эпизоды и постарайтесь понять, почему писатель использовал такую метафоричность.

Герои встречаются зимой, когда шёл снег, “такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц”. Такая метафоричность узорной нитью будет пронизывать всё повествование. В следующий раз мы вместе с героем почувствуем “пряный, острый запах наступающей весны, сдувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчётливость”. И вот весна совсем наступила, а “весенние сны с мастерством опытной гадалки напророчили им счастье и любовь”. Последняя встреча происходит в мае, “когда на солнечных весах лето окончательно перевесило весну”.

Приход весны уже традиционно ассоциируется с пробуждением чувств человека (томления, ожидания, мечтания). По шагам приближается весна – по шагам развиваются чувства героев. Время словно раздвигает пространство. А ведь оно здесь не так велико: трамвай – дорога домой – квартира Рудольфа, квартира Ио – пустырь, берег реки. Может показаться, что герои зажаты толчеёй трамвая, клеточным пространством своих квартир, но это не так. Мощная энергетика весны, заражающая людей светом, теплом, любовью, рушит эти границы, и мы видим только их: Ио и Рудольфа.

  1. Почему автор назвал рассказ «Рудольфио»? Сделаем выводы о ценностях и свойствах характера Ио и Рудольфа. Воспользуемся схемой:

7. Работа с частью С ЕГЭ по русскому языку. (Алгоритм работы, скрепы у обучающихся на столах).

- Сейчас обратимся к уроку русского языка и выполним тренировочные упражнения по части С.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

( Любовь – это не влечение, это родство душ и сердец, только сердце может угадать того единственного, который предназначен судьбой).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

( Если бы люди чаще прислушивались к своему сердцу, обращались к своей душе, тогда меньше было бы в мире разбитых судеб, непонимания и злобы. Чем ближе человек подпускает к себе другого человека, тем больше возрастает ответственность за него. Любящие особенно беззащитны и ранимы, они лишены панциря, закрывающего от житейских передряг, равнодушия, невнимания. Они требуют бережного отношения к себе, но не всегда имеют это).

  1. Парадоксально, но в век, когда мы шагнули в нано технологии, всё более облегчая нашу жизнь, мы всё меньше думаем о самом главном, что является стержнем человека – о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Она должна быть мерилом человечности, она должна быть высшей ценностью. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.

  1. Чем же оказалась первая любовь Ио – счастьем, оттого что она вообще была, или бедой, потому что всё так случилось? Над этим вопросом поразмышляйте дома в письменной работе, а также допишите сочинение по русскому языку, начатое в классе.

 

  1. Рефлексия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconИнтегрированный урок
Проводят 2 учителя: учитель русского языка и литературы и учитель английского языка

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconСправк а по итогам муниципального этапа конкурса профессионального...
Меджидова Н. Б. – преподаватель истории и обществознания сош №8, Ахмедова Э. М. – преподаватель русского языка и литературы сош №10,...

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок русского языка. Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе умк
Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Петушки Владимирской области

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Урок-размышление по рассказу В. Распутина \"Рудольфио\" (интегрированный урок литературы и русского языка) Денисюк Лариса Серафимовна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №5» iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница